(†9/22 Апрель 1961)
Краткая биография
Родился 1 марта 1872 г. в селе Самбек Таганрогского округа Екатеринославской губернии. Окончил Екатеринославскую семинарию (в 1893 г.) и Киевскую Академию (1897). Священник (1897). Назначен ключарем Преображенского собора в Житомире. В 1920 г. эвакуировался в Сербию в звании законоучителя Донского кадетского корпуса, где оставался до 1944 г., преподавая в различных русских учебных заведениях. С 1944 по 1949 г. преподавал в Германии в русской гимназии для беженцев. В 1945 г. вместе с о. Владимиром Востоковым вел службу в лагерном храме под Мюнхеном, после которой прихожан-казаки были депортированы в СССР англичанами. После войны переехал в США. Переехал в США в 1949 г. Настоятель Александро-Невской церкви в г. Лейквуд (США) в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Митрофорный протоиерей. Протопресвитер (1955). Автор ряда трудов по нравственному и пастырскому богословию. Скончался 22 апреля 1961 г. Похоронен на местном кладбище.
Публикации (книги):
- Саровские торжества. 1950. 16 с.
- Религиозно-нравственное воспитание молодежи. 1959. >>>
- День непримеримости. 1954.>>>
- НАША РАДОСТЬ. Христос Воскресе! 1961.>>>
- Уроки по пастырскому богословию для лиц, желающих принять священство. — Джорданвилль, 1961. 99 с.
Фотографии см.:
- Православная Русь. 1956. N 1. С. 5.
- Православная Русь. 1961. N 3. С. 3.
- Русский паломник. 2004. N 32. С. 245.
- Список архиереев, священнослужителей и приходов Русской Зарубежной Церкви с их адресами. 1956 г. //
- Православная жизнь. 1956. — Джорданвиль, 1955.
Составлено по источникам:
- Митрофан (Зноско-Боровский), епископ. Хроника одной жизни. — М.: Свято-Владимирское братство, 2006. — с. 548-585.
- Русские писатели эмиграции: Биографические сведения и библиография их книг по богословию, религиозной философии, церковной истории и православной культуре: 1921-1972 / Составитель Н. М. Зернов.- Boston: G. K. Hall & Co., 1973.
- Православная Русь. 1956. N 1. С. 5; 1961. N 3. С. 3.
- Митрополит Вениамин (Федченков). «Послужи народу…». Два сорокоуста. Примечание 35.
- «РПЦЗ» 1918-1968, под ред. гр. А. А. Соллогуба, т.I, Нью-Йорк, 1968, с 574
Протопресвитер Василий Бощановский родился 1 марта 1872 г. в селе Самбек Таганрогского округа Российской империи. Происходил из семьи духовенства, сын священника. В возрасте 15 лет он окончил Мариупольское духовное училище, а через 6 лет, в 1893 г., — Екатеринославскую духовную семинарию. В 1897 г. он успешно окончил Киевскую духовную академию. Таким образом, о. Василий получил прекрасное богословское образование, которое помогло ему впоследствии способствовать становлению кадров священнослужителей в эмиграции периода между двумя мировыми войнами, а еще позже активно участвовать в развитии духовной школы в Джорданвилле (штат Нью-Йорк).
По окончании академии Василий Бощановский встал на путь священнослужения. 29 августа 1897 г. он был рукоположен в сан диакона, 30 августа 1897 г. — в сан иерея с назначением ключарем кафедрального Спасо-Преображенского собора в Житомире. 29 января 1899 г. его назначили быть законоучителем в женскую и мужскую гимназии в Евпатории.
Монархист по убеждениям, сторонник легитимной императорской власти, о. Василий не принял советскую власть и присоединился к первой «волне» русской эмиграции. Известно, что в 1920 г. он был законоучителем Донского кадетского корпуса имени императора Александра III. 30 октября 1920 г. эвакуировался в Сербию, где состоял законоучителем русских кадетских корпусов и Донского русского девичьего института.
Из воспоминаний одной из воспитанниц: «Мариинский Донской институт в Белой Церкви занимал большое красивое здание в центре города, удобное тем, что в нем были помещения и для дортуаров, и для классов, а также большой зал, в котором весь институт выстраивался на утреннюю и вечернюю молитву. В этом же зале давались уроки гимнастики и танцев, балы на праздники, устраивались лекции и концерты. На возвышении находился алтарь, закрытый деревянной перегородкой. По праздникам перегородка разбиралась, превращая зал в церковь, вмещавшую не только всех воспитанниц, но и персонал. Пел хор, составленный только из воспитанниц, управляемый бессменным регентом Е.В.Говоровой.
В алтаре прислуживали самые младшие девочки из первого класса: одна выносила свечу, другая подавала кадило. (В настоящее время в Ныо-Йорке находятся две из бывших церковных прислужниц.) В противоположном конце зала было возвышение, на котором обычно стояла публика: родители институгок, живущие в Белой Церкви, преподаватели и их семьи. Там же был столик со свечным ящиком, за которым всегда стояли две воспитанницы 7-го класса.
Службы в церкви были регулярно каждую субботу и воскресенье, и присутствие всех воспитанниц на церковных службах было обязательно. Освобождались только больные. Уже в США один из бывших преподавателей вспоминал, какое впечатление производил момент, когда все институтки одновременно опускались на колени: «Славно большие белые волны колыхались по залу».
Всем нам запомнились службы в Великом Посту. Полутемная церковь, голос чтицы, какое-то особенное настроение, которого уже никогда нельзя было восстановить в жизни после окончания института. Прекрасная молитва «Разбойника благоразумного» — трио в исполнении наших лучших солисток еще и теперь звучит в памяти.»
«Много тепла внес в нашу жизнь о. Василий Бощановский, удивив нас в то же время своим строгим отношением к урокам Закона Божьего. При о. П. Образцове было легко отвечать уроки: нарисовала на доске просфорку – 5, прочла «Верую», – 5. Так и относились к этим урокам. Кстати, не могу не рассказать о смешном случае: в 1-м классе одна малышка, почитав «Верую» вдруг задала вопрос: «Батюшка, а кто это был Жезана?» – «Какой Жезана? Откуда ты взяла?» – «А вот я прочла сейчас: распятого Жезаны». Батюшка, едва сдерживая улыбку, написал раздельно на доске эту строчку и объяснил слова… Но вернусь к о. Василию. Уже с первых уроков стало ясно, что Закон Божий сделался серьезным предметом. Все немного приуныли, когда стали сыпаться тройки. Но когда месяца через два, войдя в класс, батюшка роздал листы бумаги для сочинения и написал на доске 4 темы по пройденному курсу, дав каждому ряду свою тему, тут уже стало понятно, что нужно заниматься по-настоящему. Зато никто не мог так утешить и приласкать девочку, если у нее было какое-нибудь огорчение, как батюшка. И шли мы к нему жаловаться на все наши большие и маленькие неудачи. Между прочим, он нас потрясал еще тем, что свободно говорил по-латыни…» *
12 сентября 1944 г. о. Василий был эвакуирован в Германию.
24 октября 1944 г. указом Митрополита Анастасия (Грибановского), бывший законоучитель Донского Девичьего института в Югославии прот. Василий Бощановский назначен военным священником при штабе атамана Донского казачьего войска генерал-лейтенанта Г.В. Татаркина в Виллахе.
В лагерях перемещенных лиц Кемптен, Фюссен и Шляйсгайм с июня 1945 г. по август 1949 г. состоял законоучителем лагерной гимназии. Он также пережил трагические события августа 1945 г. в лагере Кемптен.
«Последний акт трагедии казачьего кавалерийского корпуса разыгрался в баварском лагере вблизи баварского города Кемптена, где содержалось около 700 казаков запасного полка. Здесь уже в мае 1945 г. была устроена лагерная церковь, под которую приспособили спортивный зал в одном из бараков. Настоятелем этого храма служил протоиерей Владимир Востоков, 30 июня церковь посетил митрополит Анастасий (Грибановский).
Лагерь находился в американской зоне оккупации, и поэтому там было проведено жесткое разделение на старых (белых) эмигрантов и новых, покинувших СССР в годы войны. Репатриации подлежали только последние, которых оказалось 410 человек. Рано утром 12 августа они собрались в лагерной церкви, под которую приспособили спортивный зал; из чувства солидарности сюда пришли и много старых эмигрантов.
Командовавший высылкой американский полковник потребовал, чтобы все включенные в список подлежащих выдаче в СССР покинули церковь, угрожая применить силу. Свидетельница этих событий И.В. Лукианова вспоминала: «Один из священников стал призывать новых эмигрантов покинуть церковь, чтобы не пострадали другие. Но тут раздался голос нашего законоучителя старенького о. Василия Бощановского, который сказал, что мы все русские люди и нас нельзя разделить на старых и новых. У нас одна судьба. Никто не тронулся с места, никто не покинул церкви. Люди послушались совета француженки, офицера UNRRA [организации опекавшей лагеря беженцев], и став на колени, крепко держались друг за друга, заняв по диагонали половину церкви». **
Сам о. Василий в 1951 г. так писал о своем выступлении: «Душевно подавленный, едва сдерживающий душившие меня слезы, я обратился к рыдавшей толпе со словами: «Дорогие братья и сестры! Успокойтесь! Мы все дети Великой России, мы все чада Православной Русской Церкви, мы братья родные! Над многими из присутствующих здесь нависла опасность насильственного возвращения на родину. Они – наши братья и сестры, и ни в чем неповинные дети, переживают сейчас невыразимые муки, они просят нашей помощи – не покидать их, морально поддержать в этот невыразимо мучительный для них час. Как чада Христовой Церкви, имеющей заповедь – «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас», — не покинем их, присоединимся к ним, будем вместе молиться Богу и умолять власть о помиловании или, если просимое невозможно, о последней милости – умереть нам здесь, под сводами святого храма, а не там – в «советском раю», царстве невыразимой жестокости! Будем молиться, а не требовать! Сопротивления не должно быть никакого. Будем только просить и молить! Молить и просить!»…
После меня говорили и другие лица. О чем они говорили, я не помню. Да и не мог слышать, ибо сердце мое разрывалось от горя, а душа вся ушла в молитву. Очнулся я, когда началась расправа, а она была страшная и жестокая… Войдя в храм, солдаты старались насильно вытолкнуть и выгнать молящихся людей из храма, хватали за руки, за ноги, тащили за волосы и бороды. Были пущены в ход кулаки, приклады ружей и выстрелы. Упавших били и топтали ногами. Храм наполнился криком отчаяния, невыразимого горя, воплем, рыданием и стоном детей и несчастных жертв».***
Изгнание собравшихся из церкви и их погрузка в машины проводилась силами военной полиции с применением дубинок и прикладов винтовок. Служившие в лагерной церкви протоиереи Владимир Востоков, Василий Бощановский (выдающийся пастырь, автор богословский работ, описавший Саровские торжества 1903 г.) и Евгений Лызлов пытались спасти свою паству, но безрезультатно. Встретив сопротивление, американцы перешли к стрельбе, причем один священник был ранен в голову, другого, вырвав у него крест, ударили им по голове. Отца В. Бощановского вытащили из церкви за бороду.»****
22 сентября 1949 г. о. Василий переехал в США. С 1 октября 1949 г. он был назначен настоятелем храма святого благоверного князя Александра Невского в Лейквуде (штат Нью-Джерси). В 1947 г. был награжден митрой. За многолетнее служение Церкви и выдающиеся труды он был возведен в 1955 г. в сан протопресвитера.
Протопресвитер о. Василий скончался в Лейквуде 22 апреля 1961 г. и похоронен на местном кладбище.
«Вот что написал Архиепископ Аверкий Сиракузский и Троицкий, получив весть о кончине этого маститаго пастыря: «В субботу 9/22 апреля с. г. (1961 г.), около 11 часовъ дня, телефонное сообщение изъ Лейквуда принесло нам печальную весть: отошел в иной мир, на 90-м году своей жизни, один из старейшйх, достойнейших и заслуженнейших священнослужителей нашей Русской Зарубежной Церкви — маститый протопресвитер о. Василий Бощановский.
В лице его покинул нас типичнейший представитель стараго нашего российскаго духовенства — «настоящий русский батюшка», как его многие называли, — благостный, кроткий, любвеобильный пастырь, ко всем всегда доброжелательный и снисходительный, но в то же время, как этому и надлежит быть, твердо и неуклонно стоявший на страже своего высокаго священническаго призвания, подлинный служитель истинной Церкви, не допускавший лукаваго компромисса с современным злом, губящим души.
Именно это и составляет предмет нашей печали, ибо все меньше и меньше остается таких достойнейших работников на благодатной ниве Христовой и все реже и реже они теперь встречаются.
Прибыв в США, покойный стал одним из ценнейших сотрудников нашего Аввы владыки архиепископа Виталия (Максименко), с которым он в свое время вместе учился в духовной академии и который, высоко почитая его, вручил его пастырскому попечению свое любимое детище — Лейквудский приход. (Памяти Архиепископа Виталия о. Василий посвятил свой курс пастырскаго богословия.)
Высокообразованный, долголетний законоучитель, вдохновенный проповедник и талантливый духовный писатель и публицист, автор ряда ценных пособий по Закону Божию, о. Василий с честью и большим достоинством нес подвиг своего пастырскаго служения в Лейквуде и заслужил глубокое уважение и благоговейное почитание лучшей и наиболее преданной Церкви части прихожан. И только сравнительно совсем недавно болезненные недуги и естественныя в его столь почтенном возрасте старческия немощи заставили его отказаться от настоятельства в лейквудскомъ приходе и уйти за штат.Нам дорого и отрадно было узнать, что одним из выраженных усопшим батюшкой о. протопресвитером последних волеизъявлений было его горячее пожелание, дабы о кончине его немедленно был извещен наш Св. Троицкий монастырь и дабы братия наша молилась об упокоении его души, совершив по нем установленный сорокоуст».
Присовокупим к сказанному воспоминания известнаго в России и в зарубежье историка Николая Димитриевича Тальберга, который хорошо знал о. Василия Бащановскаго.
Вот что вспоминал Николай Димитриевич: «В ноябре 1939 г. мне посчастливилось провести несколько дней в столь дорогой, по давнишним личным переживаниям, обстановке русских закрытых учебных заведений. Побывал я в I Русском Великаго Князя Константина Константиновича Кадетском Корпусе и в Мариинском Донском Институте, находившихся в Югославии, в г. Белая Церковь. Впечатления мои я попытался изложить в трех статьях, помещенных в ряде статей нью-иорской газете «Россия» за 1939 г., дав им общее название «Там, где служат России».
В последней статье, посвященной Институту, в котором тогда числилось 170 воспитанниц, заключались и следующия строки: «Хорошо в институтской церкви, помещаемой в актовом зале. На стенах зала портреты Государей и Императрицы Марии Ѳеодоровны, которая, доживая свою жизнь в изгнании, радовалась, конечно, что в Югославии поддерживался огонь в светильниках горевший, в столь близких ея материнскому сердцу институтах. Удивительно благоговейно служит прот. В. Бощановский, пятнадцать лет настоятельствующий в церкви. Чувствуешь, что именно такой пастырь может руководить внутренней жизнью своих теперешних духовных детей. Должны были запасть в юныя души простыя, но проникновенныя слова его проповеди — в воскресенье 12 ноября — о силе веры Иаира и больной женщины, коснувшейся края одежды Спасителя. В храме тишина и порядок. Хорошо поет хор институток». Ярко воскресло это воспоминание при горестном известии о кончине дорогого отца протопресвитера Василия Бощановскаго. Вспомнились последния встречи с ним в Белой Церкви, куда в последующие годы я любил наезжать, в Австрии позднею осенью 1944 г., и в Соединенных Штатах. Он продолжал, в моем понимании, оставаться настоящим пастырем, тем замечательным священником, которыми богата была матушка-Русь. Обоснованны и проникновенны были его статьи, последняя из которых украсила «Православную Русь» перед самой его кончиной. Любил я его проповеди. Внимал я его пламенному слову в последний раз, в столь родном ему Александро-Невском храме в Лейквуде, перед водосвятным молебном 1/14 августа 1960 г. в день праздника Происхождения Честных Древ Животворящаго Креста Господня. Духовную связь с ним я особенно почувствовал, посетив о. Василия 31 июля. Незадолго перед этим он перенес тяжелую болезнь. Физически он сдал, но дух его был бодр. В каждом слове его чувствовалась любовь к Церкви Святой и к царской России. Уверен, что с этими чувствами закончил о. Василий земной путь, им достойно пройденный».
Отец Василий — автор целого ряда трудов по нравственному и пастырскому богословию. Регулярно публиковал статьи в журнале «Православная Русь». В 1999 г. Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле издал его «Уроки по христианскому православному нравоучению» и «Уроки по пастырскому богословию для лиц, желающих принять священство, с приложениями» под общим названием «Жизнь во Христе». *****
*. Нонна Белавина, Институт в моих воспоминаниях. Нью-Йорк, 1975. Публикация И. Миклашевского. Published by the Alumni Association of the M.D.I, graduated in Югославии, Нью-Йорк, США.
**. Кемптенская Трагедия. Воспоминания свидетельницы матушки Ирины Владимировны Лукиановой // Русский Паломник. Платина (США). 2004. № 32. С. 245.
***. Колобов О.А., Корнилов А.А., Шамин И.В. Проблемы войны и мираhttp://www.eshatologia.org/771-den-neprimirimosti.html в XX веке. Хрестоматия. Т. III. Нижний Новгород, 1998. С. 93-94.
****. Кемптенская Трагедия. С. 245; Науменко В.Г. Указ. соч. Т. 2. С. 11; Русский корпус на Балканах во время II великой войны 1941-1945 гг. Исторический очерк и сборник воспоминаний соратников. Под ред. Д.П. Вертепова. Нью-Йорк, 1963. С. 390.
*****. Бощановский В., протопр. Жизнь во Христе. Джорданвилль, 1999. С. 6—9;
Аверкий, еп. Памяти новопреставленного протопресвитера о. Василия Бощановского// Православная Русь. 1961. № 8. С. 3; М. X. Памяти протопр. о. В. Бощановского// Там же. С. 3—4.