Поскольку в наши дни стало возможным появление так называемых социальных сетей в интернете и создание общедоступных интернет-ресурсов, возникла новая форма общения, которой до этого не было.
С одной стороны, это новые открывшиеся возможности для проповеди Православия в мiре, которыми мы должны воспользоваться, а с другой – участие в обсуждении совместно с людьми нецерковными и откровенно нам враждебными для многих христиан становятся соблазном.
Мы всегда должны помнить о своей миссии проповеди Православия, и в социальных сетях быть единодушны, самой своей сплоченностью свидетельствуя о единстве Христовой Церкви. Мы не должны неизбежные внутрицерковные противоречия выносить на всеобщее обозрение и обсуждение.
Господь учил: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф 18.15-17). Это форма борьбы с грехом внутри церковной ограды, данная нам Самим Господом.
Мы не должны выяснять в социальных сетях интернета на всеобщем обозрении, согрешил ли наш брат. Церковь в мiре должна проповедовать, будучи единым целым, и все верные ее чада обязаны всегда об этом помнить.
Тому, кто об этом забудет, его во Христе брат обязан указать на эту ошибку. Если тот не унимает своих, возможно, даже справедливых обличений, но продолжает выносить их на всеобщее обозрение, обязанностью духовника является сделать таковому соответствующее наставление. Если же он и духовника преслушает, то Правящему архиерею следует сделать таковому последнее увещание, и в случае упорства последнего, применительно руководствуясь 55 и 56 Апостольским Павилам, независимо даже от того, прав он или не прав по существу, употребить к упорствующему соответствующие меры прещения, вплоть до крайних: если мирянин – отлучить от св. Причастия, если священнослужитель – запретить в священнослужении. О подобном, в случае, если соберется целая группа таковых «обличителей» говорит 18 прав. IV Вселенского Собора: «Составление или соумышление скопища, аки преступление, совершенно воспрещено и внешними законами: кольми паче должно возбранять в Церкви Божией, дабы сего не было. Если некие из клира, или монашествующие, окажутся обязующими друг друга клятвою, или составляющими скопище, или строющими ковы епископам, либо своим сопричетникам: совсем да будут низвержены со своей степени».
На всеобщем обозрении могут, и даже должны, рассматриваться вопросы общего содержания, в которых не порочится честь и достоинство кого бы то ни было из наших собратий во Христе. Вопросы, так или иначе касающиеся личности, могут оглашаться только во внутренней переписке, без доступа к ней посторонних.
Не будем забывать, что заповедь о единстве одна из основных заповедей, данных нам Господом: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин 17.21).