«Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти» (Иоан 1.12). Вот слова, о которых должен думать готовящийся к причастию Св. Таин. Великая милость. И потому на литургии прежде чем сказать молитву Господню мы просим дать нам «неосужденно смети призывати Тебе Небесного Бога Отца и глаголати: Отче наш». Мы тогда дети Божии, когда чувствуем, что мы едины, Единого Хлеба приобщаемся, единою силою живем. Благочестивые люди не причащались без слез и эти слезы казались настолько внутренно-необходимыми в определенных местах богослужения, что в некоторых чинах указывалось — «подобает и слезам здесь быти». Эти слезы в таких местах — удел не сентиментальных натур, а умиленных сердец.
«Подобает и слезам здесь быти». Нельзя было слушать о. Иоанна Кронштадтского без умиления и благодатных слез. Нельзя без умиления слушать Великий канон Андрея Критского, настолько он полон благодатной силы.
Есть слезы покаянные, есть слезы радостные. Благочестивые богомольцы достойны этих слез и на каноне Андрея Критского некоторые вытирают слезы умиления, некоторые рыдают, укоряя себя. Чем резче эти укоры, тем легче чувствует себя потом человек.
Но есть плач радостотворный. Если вы обидели Отца и идете просить у него прощения, заранее зная, что он простит вас, то у вас слезы смешиваются с радостью. Во Св. Писании мы часто видим, что слезы и радость соединяются. Хотя в покаянии есть горечь, но покаявшийся не променяет эту горечь на сладость мира.
Да дарует нам Господь приближаться к тому настроению, когда горечь покаяния разрешается в сладостных слезах о милости Божией. Да даст чувствовать умиленную радость и без горечи, что впрочем есть удел только благочестивых и опытных в духовной жизни.
Мы же будем молиться, да даст нам Господь быть внимательными к молитве и всегда готовыми к покаянию.
Источник: Епископ Никон (Рклицкий). Жизнеописание Блаженнейшего Антония, Митрополита Киевского и Галицкого. т. VIII. Издание Северо-Американской и Канадской епархии.1961 г., с.с. 336-337.
Сверено с оригиналом