„Видев же сотник, стояй прямо Ему, яко тако возопив, издше, рече — воистину человек сей Сын бе Божий”. (Марк 15. 39). Так началась вера сотника. Ясно, что вопль Христов выразил, в понятном для сотника духе, целое богатство нравственного содержания. И такая связь между мучительным воплем души и началом новой благодатной жизни в слышавшем его далеко не единственное место в св. Библии. Такие места встречаются в ней постоянно. Мы начнем их перечисление с наиболее характерного. Читайте III Ездры 9. 38 — 60:
’’Когда я говорил это в сердце моем, я воззрел глазами моими и увидел на правой стороне женщину: и вот она плакала и рыдала с великим воплем, и сильно болела душею; одежда ее была разодрана, а на голове ее — пепел.
Тогда оставил я размышления, которыми был занят, и, обратившись к ней, сказал ей:
О чем плачешь Ты и о чем так скорбишь душею?
Она сказала: „оставь меня, господин мой, да плачу о себе и усугублю скорбь, ибо я весьма огорчена душею и весьма унижена”.
Я спросил ее: что потерпела ты? скажи мне. И она ответила мне:
”Я была неплодна, раба твоя, и не рождала, имея мужа, тридцать лет.
Каждый день, каждый час в эти тридцать лет я молила Всевышнего непрестанно.
И услышал меня Бог, рабу твою после тридцати лет увидел смирение мое, внял скорби моей и дал мне сына, и я сильно обрадовалась ему, и муж мой, и все сограждане мои, и мы много прославляли Всевышнего.
Я вскормила его с великим трудом.
И когда он возрос и пошел взять себе жену, я устроила день пиршества.
Но когда сын мой вошел в брачный чертог свой, он упал и умер.
И опрокинули все мы светильники, и все сограждане мои поднялись утешать меня, и я почила до ночи другого дня.
Когда же все перестали утешать меня, чтобы оставить меня в покое, я, вставши ночью, побежала и пришла, как видишь, на это поле.
И думаю уже не возвращаться в город, но оставаться здесь, не есть, не пить, но непрестанно плакать, и поститься, доколе не умру”.
Оставив размышления, которыми занимался, я с гневом отвечал ей и сказал:
О, безумнейшая из всех жен! не видишь ли скорби нашей и приключившегося нам.
Что Сион, мать наша, печалится безмерно; крайне унижена, и плачет горько?
И теперь, когда все мы скорбим и печалимся, потому что все опечалены, будешь ли ты печалиться об одном сыне твоем?
Спроси землю, и она скажет тебе, что ей-то должно оплакивать падение столь многих рождающихся на ней;
Ибо все рожденные из нее от начала и другие, которые имеют произойти, едва не все погибают, и толикое множество их предаются истреблению.
Итак, кто должен более печалиться, как не та, которая потеряла толикое множество, а не ты, скорбящая об одном?
Если ты скажешь мне: плач мой не подобен плачу земли, ибо я лишилась плода чрева моего, который я носила с печалью, и родила с болезнью.
А земля — по свойству земли: на ней настоящее множество как отходит, так и приходит;
И я скажу тебе, что как ты с трудом родила, так и земля дает плод свой человеку, который от начала возделывает ее.
Посему воздержись теперь от скорби твоей и мужественно перенеси случившуюся тебе потерю. Ибо если ты признаешь праведным определение Божие, то в свое время получишь сына, и между женами будешь прославлена.
Итак возвратись в город к мужу твоему.
Но она сказала; „не сделаю так, не возвращусь в город, но здесь умру”.
Продолжая говорить с нею, я сказал:
Не делай этого, но послушай совета моего. *Ибо сколько бед Сиону? Утешься ради скорби Иерусалима.
Ибо ты видишь, что святилище наше опустошено, алтарь наш испровергнут, храм наш разрушен. Псалтырь наш уничтожен, песни умолкли, радость наша исчезла, свет светильника нашего угас, ковчег завета нашего расхищен, Святое наше осквернено, и имя, которое наречено на нас, едва не поругано, дети наши потерпели позор, священники наши избиты, левиты наши отведены в плен, девицы наши осквернены, жены наши потерпели насилие, праведники наши увлечены, отроки наши погибли, юноши наши в рабстве, крепкие наши изнемогли;
И что всего тяжелее, знамя Сиона лишено славы своей, потому что предано в руки ненавидящих нас.
Посему оставь великую печаль твою, и отложи множество скорбей, чтобы помиловал тебя Крепкий, и Всевышний даровал тебе успокоение и облегчение трудов.
При сих словах моих к ней внезапно просияло лицо и взор ее, и вот, вид сделался блистающим, так что я, устрашенный ею, помышлял, что бы это было.
И вот, она внезапно испустила столь громкий и столь страшный звук голоса, что от сего звуки жены поколебалась земля.
И я видел: и вот, жена более не являлась мне, но созидался город, и место его обозначалось на обширных основаниях, и я устрашенный громко воскликнул и сказал:
Где Ангел Уриил, который вначале приходил ко мне? ибо он привел меня в такое изступление ума, в котором цель моего стремления исчезла, и молитва моя обратилась в поношение.
Когда я говорил это, он пришел ко мне.
И увидел меня: и вот, я лежал как мертвый и в безсознательном состоянии, он взял меня за правую руку, укрепил меня и, поставил на ноги, сказал мне:
„Что с тобою? отчего смущены разум твой и чувства сердца твоего? отчего смущаешься”;
Оттого, отвечал я ему, что ты оставил меня, и я, поступая по словам твоим, вышел на поле, и вот увидел, и еще вижу то, о чем не могу разсказать.
А он сказал мне: „стой мужественно и я объясню тебе”,
Говори мне, господин мой, сказал я, только не оставляй меня, чтобы я не умер напрасно;
Ибо я видел, чего не знал, и слышал, чего не знаю.
Чувство ли мое обманывает меня, или душа моя грезит во сне?
Посему прошу тебя объяснить мне, рабу твоему, это изступление ума моего. Отвечай мне, сказал он:
Внимай мне, и я научу тебя и изъясню тебе то, что устрашило тебя: ибо Всевышний откроет тебе многие тайны.
Он видит правый путь твой, что ты непрестанно скорбишь о народе твоем и сильно печалишься о Сионе.
Таково значение видения, которое пред сим явилось тебе:
Жена, которую ты видел плачущею и старался утешить,
Которая потом сделалась невидима, но явился тебе город созидаемый.
И которая тебе разсказала о смерти сына своего, вот, что значит:
Жена, которую ты видел, это Сион. А что сказала тебе та, которую ты видел, как город только что созидаемый.
Что она тридцать лет была неплодна, этим указывается на то, что в продолжении тридцати лет в Cионе еще не была приносима жертва.
По истечении тридцати лет неплодная родила сына: это было тогда, когда Соломон создал город и принес жертвы.
А что она сказала тебе, что с трудом воспитала его, это было обитание в Иерусалиме.
А что сын ее, как она сказала тебе, входя в чертог свой, упал и умер, это падение Иерусалима.
И вот, ты видел падение ее, и как она скорбела о сыне, старался утешать ее в случившемся: то надлежало открыть тебе о сем.
Ныне же Всевышний, видя, что ты скорбишь душею и всем сердцем болезнуешь о нем, показал тебе светлость славы его и красоту его.
Для сего-то я повелел тебе жить в нем, где нет дома.
Я знал, что Всевышний покажет тебе это;
Для того и повелел, чтобы ты пришел на поле, где не положено основания здания.
Ибо не мало дело человеческого создания существовать там, где начинал показываться город Всевышнего.
Итак, не бойся, и да не страшится сердце твое, но войди и посмотри на светлость и великолепие созидания, сколько могут видеть глаза твои.
После того услышишь, сколько могут слышать уши твои.
Ты блаженнее многих и призван к Всевышнему как немногие.
На завтрашнюю ночь оставайся здесь, —
И Всевышний покажет тебе видение величайших дел, которые Он сотворит для обывателей земли в последние дни”.
И спал я в ту ночь и в следующую, как он повелел мне…» (3 Езд 9. 38-47, 10.1-60).
О чем с воплем взывали к Богу Его избранники, начиная в Христа Спасителя? об избавлении от смерти? Ответ на такой вопрос дается Апостолом Павлом, Евр 5. 7: „Он во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти его от смерти; и услышан за свое благоговение… и совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного, быв наречен от Бога первосвященником по чину Мелхиседека”. Не только на совесть сотника произвел сей Божественный вопль такое возрождающее влияние, но и на мертвую природу: „се завеса церковная разодрася с вышнего края до нижнего и земля потрясеся, и камении распадеся”. Но и этим дело не завершилось: „и гробы отверзошеся, телеса усопших святых возсташа”. Вот каковы страшные, благодатные для миpa и для людей последствия страдания и ближайшим образом предсмертного вопля Иисуса Христа. Вот этот то спасительный вопль и прообразовала та страждующая женщина, которую видел Ездра. В Апокалипсисе вновь повторяется это таинственное явление. ”Явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ее ногами луна и на голове ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве, кричала от болей и мук рождения. И родила она младенца мужского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным: и восхищено было дитя к Богу и престолу Его. А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там 1260 дней (Апокалип 12. 1-2, 6).
Конечно, в этом видении, как и в видении жены, скорбящей у Ездры, справедливо находить предсказание о рождении Сына Божия от Пресвятой Девы, хотя и безболезненное, но предназначенного для борьбы и страданий. Такова фактическая сторона пророчества. Однако, эта сторона неглавная и несущественная: она является только конкретным выражением более общей идеи, лежащей в основании приведенных видений и пророчеств. В таком общем виде она выражена в Прощальной беседе Господа Иисуса Христа: „Женщина, когда рождает терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что пришел человек в мир” (Иоан 16. 21, 22). Здесь указание на ближайшие дни страстей и воскресения Христова, но сверх того раскрыт все тот же благодатный закон духовной жизни, заключающийся в том, что для внедрения ее в сердце верующего должно перестрадать смертные муки, отбрасывая все греховное содержание ветхого человека и открывая себя для восприятия новой благодатной жизни. Это мучительное переживание, но в то же время и радостное ожидание удивительно совмещается в душах спасаемых, как это выяснено в приведенных библейских видениях. Вот в чем заключается тайна искупления, тайна креста и воскресения, а не в юридическом приговоре католического грозного Бога, ибо cиe превращение в сердце человека происходит при участии Божественной благодати.
Все это подробно объяснено в нашей книжке: „Догмат искупления”, а здесь мы желали собрать и истолковать главнейшие места Св. Библии, раскрывающие эту тайну. К ним то мы теперь и возвращаемся и в частности желаем уразуметь и разъяснить, что значит в Св. Библии вопль, о котором Св. Иоанн Златоуст говорил, что этот вопль означает устремление души к Богу, а не просто страдание.
Обратимся к изречениям св. Библии. Это слово возопить, вопить, вопль всего часто встречается в псалмах — самой возвышенной книге Ветхого Завета. Понятно ее превосходство: человек, молящийся Богу, беседующий с Ним, становится причастником Божеского естества, как говорится о молитве в Следованной Псалтыри, согласно слову Ап. Петра и Павла (Ср. 2 Пет 1. 4; Евр 3. 14, 6. 4). Вот почему величайшие откровения посылаются от Бога Его избранникам преимущественно во время молитвы. Высшая степень напряжения духа молящихся и выражается в Св. Библии такими словами — воззвать, возопить, вопль.
Весьма многочисленны упоминания о сем в священных книгах, равно как и о том, что Господь принимает к Своему сердцу такие молитвенные вопли даже тогда, когда, повидимому, человек впал уже в безнадежное положение.
Вопреки ближайшему смыслу слов такой благодатный Вопль иногда не сопровождается никаким звуком. Такова молитва Моисея перед переходом через Чермное море. Итак, молитва Моисея была беззвучна, однако Господь говорит ему: «что ты вопиешь ко Мне, скажи сынам Израилевым, чтобы они шли (Исх 14. I). Такова же была и молитва св. Анны, матери Самуила: «она говорила в сердце своем, а уста ее только двигались и не было слышно голоса ее” (I Царст 1.13).
Она сменилась потом благодарственным прославлением Бога, которое вошло в наше богослужение в числе 8 ветхозаветных гимнов, составивших канву для 8 ежедневных ирмосов утрени. Итак помянутый смертельный вопль души, заменяемый потом восторженным славословием и благодарением является как бы прообразом или предсказанием того предсмертного вопля Христова на Голгофе, который явился по воскресении Христовом началом воскресения «многих тел усопших святых».
Теперь нам покажется уже более ясным и тесно связанным с этой картиной предсмертного или отчаянного молитвенного вопля и последующего затем излияния Божественной силы тот прообраз воскресения, который обнаружился в воскресении многих святых в момент Христовой трехдневной смерти. Многочисленны выражения псалмов о предсмертном вопле страдальцев и спасении их, посланном от Бога. Мы приведем только некоторые из них. Перед нами книга пророка Ионы. Вот он в чреве кита на волосок от смерти, но крик исходящей души соединяется с непоколебимой верой в милосердие Божие и в его победу над смертью. Замечательна уверенность в cnaceнии, совмещенная в сердце пророка, уже разстающегося с земной жизнью: „ко Господу воззвал (возопих) я в скорби моей и возопил и Ты услышал глас мой, Ты вверг меня во глубину, в сердце моря и потоки окружили меня; все воды Твои и волны Твои проходили надо мной. И я сказал: отринут я от очей Твоих, однако я опять увижу святой храм Твой» (2. 3-5). Эта песнь Ионы, как и песнь Моисея и Анны, ежедневно повторяется на утрени. Особенно замечательно то, что молящийся не ограничивается исповеданием собственных чувств пред Богом, но тут же обращается ко всему роду человеческому с поучением, и утешением, и обличением: „Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердного Своего, а я с гласом хвалы приношу Тебе жертву: что обещал, то исполнил” (ст. 9,10)
Еще ярче, еще поучительнее представляется нам, когда читаем в псалмах о подобном обращении от греха к покаянию, от смерти к жизни целого народа, целого множества. И это обращение, это превращение или возрождение тоже выражается в смертельном вопле и сопровождается им. Смотря по внутренней силе своей, такой вопль даже самого Господа понуждает придти на помощь вопиющему и утешить его в его страдании.
Обратите внимание на неоднократно повторяющиеся выражения в псалмах: возопили или воззвали ко Господу в скорби Своей и Он спас их от бедствий их (106. 19-20).
Или еще о народе: „Он смирил сердце их работою; они преткнулись и не было помогающего. Но воззвали ко Господу в скорби Своей и Он спас их от бедствий их” (106. 12, 13) ср. псалом 119-137, 3).
Если Господь не сразу отзывался на голос вопиющего к Нему, то человек приближается к унынию или ропоту, но он сетование свое изливал опять же перед Богом. Таково содержание 21 пс. (ср. пс. 87. 2), а также книги Иова, сетовавшего на земную неправду (19. 7), о том же сетовали пророки (Плач 2. 18). Так св. Библия подготовляла народ к пониманию страдальческого предсмертного вопля Искупителя, а вот римский сотник понял, что означал вопль Христов. Неизвестно, читал ли он приведенные изречения Св. Писания, но ясно, что понимал связь между смертельным воплем праведника и небесной помощью и спасением от Бога. Мы уже имели случай писать, о том, что спасение cиe не есть удел только самого возвышенного страдальца, но тех, кого Он вмещает в Своей душе (ср. слова Ап. Павла) „смерть действует в нас, а жизнь в вас” (2 Кор. 4. 12).
Источник: Епископ Никон (Рклицкий) «Жизнеописание Блаженнейшего Антония, Митрополита Киевского и Галицкого». т.V. Изд. Северо-Американской и Канадской епархии.1959 г., с.с. 190-197.
Сверено с оригиналом