Мы только что отпраздновали великое и радостное торжество. Ежегодно, в день 29 июня нашей св. Церковью прославляется светлая мученическая кончина двух величайших Апостолов, более всех потрудившихся в проповеди Евангелия – святых Петра и Павла. В богослужебных песнопениях этого дня св. Церковь едва находит слова, дабы достойным образом отметить их апостольскую ревность, почтить их самоотверженные благовестнические труды.
«Апостолов первопрестольники», «вселенныя учителие», «Богопроповедников первостоятели», «руце Евангелия благодати», «нозе истиннаго проповедания», «реки премудрости», «страшные духа мечи», «всея вселенныя питатели», «Новаго Завета Богописанныя скрижали», «основания Церкве истинные столпы и стены», «всего мира предстатели» – такими возвышенными именами и выражениями прославляет Церковь этих верных своих служителей, обоих равно – заметим это! – не делая предпочтения одному перед другим, но обоих одинаково называя «первоверховными» и «первостоятелями».
Велика должна быть радость и духовное ликование верующих, которых не напрасно св. Церковь готовит к встрече этого дня даже особым, так наз. «Апостольским», или «Петровым» постом, как это бывает только перед немногими другими важнейшими праздниками, и, казалось бы, в этом торжестве веры должны были бы соединиться все христиане, осознав себя учениками и последователями великих первоверховных Апостолов.
Но увы! – силен враг – и вот то, что должно было бы служить побуждением к сильнейшему внутреннему единению, он хитро сделал поводом для разделения. Не что иное, как воодушевляющее нас, возвышеннейшее учение Господа Иисуса Христа об основании Им Своей Церкви и о непоколебимости ее – неодолимости ее вратами адовыми, – высказанное св. Апостолу Петру в награду за произнесенное им исповедание веры в Господа, как Сына Божия, умудрился сделать он предметом споров и распрей между христианами, вызвав тем великий раскол в Церкви Христовой, в результате которого отпала от нее целая западная половина. Болью сжимается сердце каждого истинного христианина при мысли о губительных последствиях этого раскола и страшно становится за виновников оного. Невольно вспоминаются грозные слова великого столпа Церкви св. Златоуста: «Ничто не возбуждает так гнева Божия, как разделение в Церкви. Даже если бы мы делали самые совершенные дела, – разрывая единение, будем наказаны, как если бы мы раздирали тело Господне… даже кровь мученическая не заглаживает такого греха»…
Где же коренятся основные причины этого раскола?
Основная причина всяких разделений всегда одна и та же. Разделение возникает тогда, когда кто-либо, забывая свое законное и прямое назначение, начинает возноситься и надмеваться своим званием, оставляет заповеданное Христом-Спасителем смиренномудрие и становится на путь увлечения душепагубной гордыней.
«Не мудрствуйте о себе паче, еже подобает мудрствовати», учит св. Апостол (Рим. 12, 3). Это глубокомысленное предостережение оставили в свое время без должного внимания некоторые епископы древнего царственного Рима, орошенного мученическою кровью св. первоверховных Апостолов. Не довольствуясь и без того великой честью и славой епископского звания, они стали мудрствовать о себе более, нежели подобает мудрствовать, и, подкрепляемые человеческой лестью, дошли, наконец, до того, что провозгласили себя непогрешимыми наместниками Сына Божия на земле. Забыв об истинном характере пастырского служения, которое должно быть проходимо в духе смирения и кротости и в сознании своей греховности, недостоинства и непотребства пред Богом, единым Владыкою всех земнородных, как пастырей, так и пасомых, они дерзновенно восхитили себе честь, принадлежащую Единому Богу, и стали требовать, чтобы весь христианский мир воздавал им почти Божеские почести и повиновался им во всем, не только, как епископам Христовой Церкви, но и как абсолютным властелинам, объединяющим в своих руках всю власть на земле, не одну лишь духовную, но и светскую, как «заместителям» Самого Бога на земле.
В подкрепление своего невероятного притязания, они изобрели неведомое древней Церкви учение о том, якобы на человеческой личности св. Апостола Петра, как на основании, воздвигнута Церковь Христова, а потому римским епископам, или папам, как преемникам Петровым по кафедре, принадлежит вся высшая, чрезвычайная власть и Божеские права над всею Христовою Церковью.
Сам св. Апостол Петр, как это ясно видно из его первого Соборного Послания (1 Петр. 2, 4-8) ничего не знал о таком фантастическом учении. И Сам Господь Иисус Христос, и Его св. Первоверховные Апостолы, и Св. Отцы Церкви весьма понятно и вразумительно свидетельствуют, что краеугольным камнем, на котором основана Церковь, является Сам Господь наш Иисус Христос или точнее – вера в Него, как в Сына Божия. (См., напр., Матф. 21, 42; Деян. 4, 11; Римл. 9, 33; 1 Кор. 10, 4).
«Ты еси Христос, Сын Бога Живаго» – вот на какой великой истине, исповеданной во всеуслышание Св. Апостолом Петром от лица всех Апостолов, – истине твердой и непоколебимой, как камень, основана Церковь Христова (Матф. 16, 16), которая и пребудет поэтому неодолимой вратами адовыми.
Только там, где свято и нерушимо хранится и безбоязненно открыто исповедуется эта чистая и неповрежденная вера в Божество вочеловечившегося, «нас ради человек и нашего ради спасения», Сына Божия, и есть истинная Церковь Христова. Все же остальное, где нет этой ясно-выраженной веры в Божество Христово, или где эта вера так или иначе, искажена или извращена, там нет истинной Церкви. Нет ее, конечно, и там, где, только прикрываясь именем Христа, служат не Ему, а кому-то «другому», угождают другим господам, служат совсем «иным» целям, удовлетворяют «иным» стремлениям, выполняют «иные задания», ничего общего не имеющие с делом спасения, для которого основана Церковь.
А это последнее теперь очень и очень распространено. Ведь «сам сатана», по учению св. Апостола Павла, «преобразуется во ангела светла», а потому «не великое дело», как далее говорит он же, «если и служители его принимают вид служителей правды» (2 Коринф. 11. 14-15).
Вот почему нисколько не удивительно, что в наше лукавое время возникло столько всевозможных мнимых «церквей», или, лучше сказать, как их здесь называют, «деноминаций», претендующих на наименование церквей, которые ничего общего не имеют с истинной Церковью.
Но совсем страшно становится, когда представители и духовные возглавители отдельных поместных церквей, действительно входящих в состав Единой Истинной Церкви Христовой, забывая о своем высоком призвании быть служителями дела Христова на земле, вступают в дружественные отношения и даже в самый тесный союз с врагами веры и Церкви и отдают себя в полное подчинение и рабское повиновение служителям сатаны, уже не о служении Христу-Спасителю помышляя, а лишь об угождении своим новым господам. Самая злая и опасная идея современности – это идея примирения, «сосуществования» со злом. И этой идее в настоящее время весьма многие, не исключая служителей Церкви, поддаются.
Но разве может истинная Церковь Христова как-то примириться со злом, происходящим от врага человеческого спасения – диавола? Разве может она «сосуществовать» с ним, не ведя против него самой решительной борьбы?
Конечно, нет, ибо, по слову Христа-Спасителя, никто не может служить двум господам (Матф. 4, 24). А потому и живоцерковничество и обновленчество, ставящие себе идеей примирение христианства с миром сим, во зле лежащем, и «сергианство», проповедующее «сосуществование» с богоборческой властью коммунизма, и участие в так наз. «экуменическом движении», признающем равноправие и равночестность всех религиозных группировок и «деноминаций», все это есть по существу уже отпадение от истинной Церкви.
Может ли быть Церковью та организация, которая призывает к «лояльности» служителям сатаны?
Это, конечно, уже не Церковь, а лже-церковь, или «церковь лукавнующих», по выражению Слова Божия (Псал. 25, 5), и состоять в такой «церкви» не только не спасительно, а наоборот – губительно.
Спрашивается, зачем мы об этом так часто говорим и пишем?
Затем, что наш святейший пастырский долг – предостеречь наших верующих от тех бесчисленных тонких соблазнов, которые повсюду теперь во множестве рассеяны: мы обязаны научить их распознавать истинную Церковь – уметь отличить ее от лже-церквей и «церкви лукавнующих». Христос-Спаситель дал нам высокое обетование, что Церковь Его не одолеют врата адовы, то есть все силы ада в их максимальном напряжении. Но отдельные верующие, отдельные пастыри и даже отдельные иерархи и целые поместные церкви, возглавляемые ими, могут отпадать от Единой Истинной Церкви, уготовляя себе и своим последователям вечную погибель в глубинах адовых.
Не напрасно Христос-Спаситель называл членов Своей Церкви «малым стадом» и предрекал, что когда Он вторично придет на землю, то едва ли «обрящет веру на земли?» (Лук. 12, 32 и 18, 8). Круг истинно-верующих во Христа, чуждающихся всякого компромисса с диавольским злом, ко времени кончины мира и Второго Пришествия Христова, как об этом свидетельствует Слово Божие, будет все более и более сужаться и, соответственно этому, объем истинной Церкви Христовой будет все более и более уменьшаться. Но истинная Церковь Христова, не запятнавшая себя «сосуществованием» с диаволом и не пошедшая на поклон к Антихристу, не прекратит своего существования, несмотря на все тяжкие испытания, потрясения и гонения, которым она подвергнется, до скончания века. Она будет существовать до самого Второго Пришествия Христова, хотя бы в ней оставался лишь, один сохранивший верность Христу-Спасителю епископ с самой незначительной группой клириков и мирян.
Наш сугубо-материалистический век весьма характерен тем, что в нем совершенно почти утрачено самое ценное и важное в жизни людей понятие – это правильное понятие о Церкви Христовой, как о Богочеловеческом организме – Теле Христовом, Глава которого Сам Христос. Церковь, в полном согласии с модным течением «демократии», стала рассматриваться, как лишь одна из многих обыкновенных человеческих организаций. Отсюда и все зло – все нестроения, беспорядки, распри и расколы в этой самой важной отрасли человеческого бытия на земле – жизни церковной, которая ведь должна служить преддверием, подготовкой к будущей вечной жизни. А это, конечно, от оскудения самой веры в эту предстоящую будущую жизнь.
Много сделано и продолжает делаться в этом направлении врагом человеческого спасения – диаволом через людей, продавших ему за земные блага свою душу. Это он, сея вражду и разделения между людьми, сумел убедить современных людей, что слова Христовы: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей», оказались ложными, в действительности не осуществленными: что истинной Христовой Церкви давно уже нет на земле и что теперь, в двадцатом веке христианской эры, нам только надлежит стремиться к созданию ее чрез так наз. «экуменическое движение», к коему уже примкнули и многие из иерархов современной Православной Церкви, мечтающие о наступлении какой-то «новой эры», «третьей космогонии» (слова патр. Афинагора).
В действительности эта «новая эра» будет не чем иным, как кратковременным периодом господства Антихриста на земле, который всех «объединит» под своей богохульной властью.
Храни нас Господь от такого «объединения», от какого бы то ни было участия в создании такой экуменической лже-церкви!
Для нас, православных русских людей, нет другого спасительного пути, кроме пути, начертанного нам великим Просветителем Руси св. равноапостольным князем Владимиром, того Свято-Владимирского пути, ярким выразителем и идеологом которого был наш недавно-почивший Авва Высокопреосвященный Архиепископ Виталий, заложивши здесь в далекой Америке в назидание русским людям, нашедшим тут себе убежище, Свято-Владимирский Храм-Памятник и сделавший его местом своего вечного упокоения. Не случайно требовал он основания во всех наших приходах Свято-Владимирских кружков молодежи, сознавая, что только воспитание в духе заветов св. кн. Владимира может спасти нашу молодежь от ассимиляции и полного обезличения – потери своей веры и национальности. Вот почему так и ополчается враг на эту нашу чистую и высоко-идейную организацию, стремясь опошлить ее и отвлечь от ее прямого пути на широкие и просторные стогны мира сего, во зле лежащего.
Страшное кровавое бедствие революции, стрясшееся над нашей несчастной Родиной-Россией и достигшее своего апогея в жутком екатеринбургском злодеянии 4-го июля 1918 года, было злою местью врага человеческого спасения нашей Родине за то, что она на протяжении почти целого тысячелетия обуздывала его богоборческие стремления, являясь твердым оплотом единой истинной, единой спасающей веры и Церкви Христовой на земле. А вместе с тем – и попущением, карою Божией за то, что русский народ не устоял до конца на высоте этого своего поистине высокого и почетного призвания.
Будем помнить: стремление к Богопознанию, твердость в св. Православии, решительная непримиримость к диавольскому злу – вот что начертано на нашем Св. Владимирском знамени! А потому не будем поддаваться никаким соблазнам лукавой современности, сколь бы прельстительными они нам ни казались. Будем неуклонно держаться той истинной Церкви Христовой, которая основана еще 20 столетий назад Самим Христом-Спасителем и коей дано великое обетование, что врата адовы не одолеют ее!
1960 г.
Источник