Обращение к верующим во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь
Я говорил на нашем Межправославном совещании в Греции о том, что следует чётко определить, кто именно отпадает от Церкви в случае появления внутри неё ереси. Это предложение получило отражение в итоговом документе, но, возможно, оказалось недостаточно ясно сформулировано. Поскольку сегодня этот вопрос достаточно актуален, постараюсь изложить его ещё раз.
Согласно 15-му Правилу Двукратного Собора: «Ибо отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некой ереси, осужденной святыми Соборами или Отцами, когда он проповедует ересь всенародно и учит оной открыто в Церкви, таковые если и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде Соборного рассмотрения, не только не подлежат положенной правилами епитимий, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство Церкви, но постарались сохранить Церковь от расколов и разделений». То есть, от ереси следует оградиться. Оградиться от молитвенного и евхаристического общения с теми, кто ересь проповедует. Не сделавшие этого, повинны в ереси наравне с еретиками. «Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Если же позволит им совершать что-либо, как служителям церкви; да будет извержен» – 45-е Апостольское правило.
Таким образом:
Если Предстоятель Церкви или Архиерейский Синод проповедует осуждённую полнотой Церкви ересь, то долг каждого епископа, священника или мирянина во всеуслышание заявить о своём отложении от еретического Синода и его Предстоятеля, и безоговорочно прекратить с ним молитвенное и евхаристическое общение. Тот епископ, священник или мирянин, кто, понимая суть вопроса, не сделал этого, приобщается лжи и одинаково повинен с провозгласившими ересь. Таковой отпадает от Церкви Христовой, как и сам еретик.
Если Патриарх МП Кирилл в совместном заявлении, подписанном в Гаване на Кубе, провозгласил еретиков-папистов братьями и не вменил им их многочисленных ересей, и Архиерейский Синод Московской Патриархии не отверг его пагубного заблуждения, то и Патриарх Кирилл, и Архиерейский Синод, засвидетельствовали свою причастность ко всем ересям папистов. Те, кто по этой причине не прекратили с ними молитвенного и евхаристического общения, также стали повинны в этих латинских ересях. Несмотря даже на то, что, возможно, сами этих ересей не исповедуют – молитвенное и евхаристическое общение всех объединяет.
Таким образом, к ересям экуменизма и сергианства, руководство Московской Патриархии прибавило и латинскую ересь со всем её многообразием. Непоминовение имени Патриарха за богослужениями не означает прекращения молитвенного и евхаристического общения, а являясь только лишь формой протеста, не устраняет приобщения и единства с богопротивной ложью.
+ Митрополит Агафангел
Одесса, 20 мая/2 июня 2016 года.