Сейчас, как и всегда, вновь поднимается вопрос о положении нашей Церкви в современном мире. Теперь часто можно услышать мнение, что, к примеру, РПЦЗ должна признавать нынешнюю российскую власть, за которой, якобы, стоит русский народ и не признавать власти украинские, американские, европейские, которые русскому народу враждебны.
Прежде чем разбираться в этом вопросе, необходимо определиться, что мы подразумеваем под словосочетанием «русский народ»? Поскольку, именно от этого напрямую зависит ответ на задаваемый вопрос.
С точки зрения «материальной», слово «народ» означает кровное родство. Часто случается, что люди выясняют «процент крови» того или иного народа в одном человеке. Это, если можно так сказать, – «физическое» определение народа. Но, у народа имеется и «духовное» определение – его духовная культура. Как человек состоит из телесной оболочки и души, так и народ, можно так сказать, состоит из общей крови и единого духа.
Я уже неоднократно писал и говорил о том, что русский народ отцы Зарубежной Церкви, в основном, рассматривали исключительно как духовное начало – не по крови, а по духу – именно по тому, как им содержится православная вера. Действительно, мы знаем многих русских людей, которые по национальности, по крови, русскими не были. Их в нашей истории было настолько много, что даже нет смысла перечислять. Но, тем не менее, с духовной точки зрения, они составляли и составляют неотъемлемую часть русского народа.
Русский народ, в глазах отцов РПЦЗ – это народ, хранящий святоотеческую веру и традиции. Тем более, у народа православного кровное родство определяющего, первостепенного, значения не имело и не имеет. В таком контексте русский, это определение исключительно духовное, и русский народ, соответственно – народ-Церковь, или – Святая Русь, тоже понятие духовное. Именно так определяли русский народ и Россию отцы РПЦЗ.
Сейчас стало принято упрекать в «русофобии» тех, кто отказываются признавать русскими людьми богоборцев, атеистов, закоренелых в грехах богоотступников и прочих, им подобных. Такая точка зрения правомочна в том случае, когда говорится об исключительно духовной составляющей русского народа. Ведь, действительно, человек, отказавшийся от духовной составляющей своего народа, уже не может быть полноценным его представителем. Вполне допустимо, следовательно, русскими считать только тех, кто духовно принадлежит к русской культуре. Те, кто от этой духовной культуры, тем или иным способом, отказались, сами могут считать себя кем угодно, но вряд ли их можно вполне отнести к русским, поскольку они не принадлежат к соответствующей духовной традиции. Они или интернационалисты, или принадлежащие к «русской национальности» (но не к русской культуре), или к советской культуре, или к советскому народу и т.д. Они сами, зачастую, именно так себя и определяют.
Ошибаются и те, кто рассматривает русский народ аналогично народу еврейскому – как исключительный, Богоизбранный народ. В православии нет этого. Есть ясные и четкие слова Христа: «Идите, научите все народы» (Мф 28.19). «Нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол 3.11).
Конечно, русские, наряду с греками, грузинами, румынами и другими народами, относятся к числу тех, представители которых, в совокупности своей, содержат в себе Христа. Но здесь нет исключительности. Можно, конечно, говорить об особой миссии русского народа, но, это уже другая тема.
Народ, как и Церковь, не обязательно может пребывать в каких-то определенных географических пределах. Тем более, в наше время. И необязательно, к сожалению, он бывает связан узами крови и духа со своими вождями. В СССР, например, было анти-русское правление, поскольку оно пыталось убить душу русского народа. Духовная составляющая русского народа сохранялась в тот период времени у народа в изгнании – в Русской Зарубежной Церкви. И сейчас, и раньше, душа русского народа жила и живет в Православной Церкви. Только там она может сохраниться и в будущем.
Поэтому, русскому человеку хорошо в той земле, вожди которой не пытаются убить его душу.
***
Можно рассматривать русский народ по крови, можно принимать во внимание исключительно духовную его культуру. Конечно, эти два отношения, два взгляда, взаимосвязаны между собой. У одних людей уклон в понимании русского народа может быть в сторону крови, у других – в сторону духа. Но ясно одно – этот вопрос, сам по себе, не может быть предметом вражды, а, тем более, войны.