(Годяев Алексей Гавриилович) (Alexey Godyaew) (1900 — 1991)
Родился 8 февраля 1900 г. в с. Большая Утча Вятской губернии в семье духовенства. Окончил Вятскую духовную семинарию. Был офицером. В эмиграции в Германии. Окончил Мюнхенский политехникум. По специальности инженер-химик. Одновременно учился пению в Германии, затем в Париже и в Милане (с 1934 г.). Имел прекрасный голос (баритон) и был профессиональным оперным певцом. В 1931 г. женился на Анне Мулен. Псаломщик, а затем диакон. Служил в православных церквях в Париже и в Милане. В Милане пел также в оперном театре «Ла Скала». В 1936 г. переехал в Белград (Югославия), где стал протодиаконом митрополита Анастасия (Грибановского). В 1949 г. переехал в Австрию, где в том же году был рукоположен во священники, а затем, в скором времени, — в Австралию. Митрофорный протоиерей. Скончался 19 марта 1991 г. в г. Велингтон (Новая Зеландия).
Составлено по источникам:
Protopopov M. A. A Russian Presence: A History of the Russian Church in Australia. — Piscataway, NJ: Gorgias Press LLC, [2005]. — 489 p.
Русское Православие в Италии — Биографический словарь священнослужителей и церковных деятелей (составил проф. Антуан Нивьер).
Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. — М.: Московский рабочий; ВПМД, 1994.
***
В 1940-х годах отец Алексей вместе с семьёй перебрался в Австралию, а затем в Новую Зеландию, где основал первую в стране православную общину в маленьком городке под названием Уайканай. Свои первые богослужения отец Алексей совершал в арендуемой им протестантской церкви. Он и его прихожане мечтали о постоянном православном храме. Наконец, им удалось найти здание в центре столицы Новой Зеландии, Веллингтоне. Оно было выкуплено и переустроено под храм в 1955 году. Отец Алексей был центральной фигурой для новозеландского православия на протяжении сорока лет. До глубокой старости он совершал богослужения в четырёх городах этой страны: Веллингтоне, Окленде, Крайстчерче и Данидине. Новая Зеландия стала для отца Алексея последним пристанищем — он скончался в местной столице Веллингтоне в 1991 году, но похоронен был в Уайканае, городе своего первого прихода.
Отец Алексей поселился в Уайканае потому, что в этом месте был центр молочного производства. Ко времени приезда отца Алексея в Новую Зеландию, местное сельское хозяйство уже находилось на довольно высокой стадии развития. Многочисленные стада коров и овец обеспечивали население высококачественным мясом и молоком. Вот только из коровьего молока местные фермеры могли делать разве что сливочное масло, творог и некое подобие сыра.
Отец Алексей, будучи химиком по образованию, сумел на базе скоромного молочного производства в Уайканае создать первую в стране полноценную сырную ферму. Ему удалось вывести особый вид кисломолочных бактерий, которые применяются при производстве сыра. Теперь все новозеландские фермеры с уверенностью свидетельствуют, что именно отца Алексея их страна обязана благодарить за появление в Новой Зеландии сырного производства.
__________
Храм был основан в 1924 году русской белой эмиграцией. Многие русские тогда уехали именно в Югославию, Православную славянскую страну, сохранявшую монархические традиции. Они основывали церковные общины по всей Югославии. В храме всегда служили русские священники. Первым был Петр Беловидов, донской казак, получивший богословское образование в России. После него настоятелем стал Иоанн Сокаль, который в 1947 году вернулся в Россию, некоторое время преподавал в Одесской Духовной семинарии, а затем был хиротонисан в сан епископа! До 1999 года он был Епископом Смоленской епархии.
В церкви до 1944 года хранились боевые знамёна Наполеона и османской армии, взятые в плен российской армией. Церковь действительно пережила многое в двадцатом веке… Начать хотя бы с того, что в 1944 году множество русских уехало из Югославии. При приближении красной армии к Югославии они были вынуждены покинуть свои дома и искать приюта в странах Северной и Южной Америки. В Югославии после войны установился коммунистический режим, гонения на Церковь были, и здесь.
Сильно пострадал храм от агрессии НАТО против Югославии в 1999 году. Тогда во время бомбардировок осколками от бомб, скинутых на телевизионный центр, была повреждена церковь… Московская Патриархия выделила средства на капитальный ремонт, помогали и жители Белграда — миряне, и русские, и сербы… Церковь реставрирована фактически усилиями шести человек, которые работают в основанной при храме иконописной мастерской.
Сразу при входе в церковь, по левую руку, стоит мраморная плита, посвященная белому генералу Петру Врангелю. Его останки захоронены именно здесь.
— Врангель много раз бывал в Сербии, останавливался обычно в Сремских Карловцах, это по дороге от Белграда до Нови Сада, там, где сейчас центр Сербской Патриархии. И хотя умер он в Брюсселе, останки генерала были перевезены в Сербию по его завещанию. Ведь Врангель завещал похоронить его в братской славянской Православной стране. Только Сербия могла считаться тогда такой страной! Так великий генерал Белой Армии нашел свой последний приют здесь, в Свято-Троицкой церкви в Белграде.
Окончил богословский факультет Белградского университета. В 1949 г. переехал в Австрию, где в том же году был рукоположен во священники, а затем, в скором времени, — в Австралию. Митрофорный протоиерей. Основатель и настоятель (с 1950) всех русских церковных общин в Новой Зеландии, одновременно работал по специальности химиком.
Скончался 19 марта 1991 г. в г. Велингтон (Новая Зеландия).
Составлено по источникам:
Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. — М.: Московский рабочий; ВПМД, 1994.
Из воспоминаний прихожан Храма Христа Спасителя. г. Веллингтон (Новая Зеландия), история создания прихода
Проходят годы, память о событиях и людях уходит. Но нельзя терять связь с прошлым, особенно, если это касается прошлого нашей Церкви. Ведь здесь, вдали от Родины, Церковь становится той пристанью, к которой стремятся наши души и без которой жизнь теряет свой смысл. В числе первых иммигрантов, прибывших в Новую Зеландию после Второй Мировой Войны, были люди из Советского Союза, прошедшие через концлагеря и трудовую повинность в Германии, а также переселенцы из Маньчжурии. Первых русских, прибывших на кораблях в июне 1949 г., размещали в лагере для переселенцев Пахиатуа Кэмп (Pahiatua Camp), который был расположен в городке Пахиатуа, между современными Мастертоном и Палмерстон-Нортом. И уже тогда они устраивали регулярные совместные молитвы. Через несколько месяцев жизни в лагере первых прибывших стали расселять в Веллингтоне, Крайстчерче, Данидине и Окленде. Те, кто обосновался в Веллингтоне, обратились в Австралийскую Епархию Русской Православной Церкви с просьбой прислать в Новую Зеландию православного священника. В сентябре 1950 года сюда был направлен о. Алексий Годяев, единственный в то время священник Русской Православной Церкви в Новой Зеландии. 20 октября 1950 г. он уже встречал на пристани новую группу русских иммигрантов, прибывших на борту судна «Hellenic Prince».
Первые богослужения проходили в здании англиканской церкви по вечерам, т. к. днем о. Алексий работал на фабрике по производству молочных продуктов (он был химиком по образованию). И священник, и его прихожане мечтали о своем храме. Наконец, им удалось найти помещение в центре Веллингтона на ул. Пири Стрит (Pirie St). Здание было выкуплено в 1955 г. Средства на покупку и переустройство здания были собраны за счет пожертвований верующих, денег, вырученных от платных концертов и сдаваемых под жилье комнат на втором этаже. Это был просторный дом, который трудами о. Алексия и прихожан был переоборудован в храм. С этого времени начались регулярные богослужения. (Церковь на ул. Пири просуществовала 40 лет. В 1995 г. она была продана, и взамен было куплено помещение на ул. Уэбб Стрит (Webb Street)).
Возглавляя общину, о. Алексий был центральной фигурой, объединяющей прихожан. Его служба на благо Церкви продолжалась около сорока лет. До глубокой старости он вел службы в четырех городах Новой Зеландии: Веллингтоне, Окленде, Крайстчерче и Данидине. Прах этого великого труженика покоится на кладбище в Вайканае.
Это была целая эпоха в жизни нашего прихода. Церковь стала местом, которое связывало людей с утраченной Родиной и культурой предков. Тем более что в те суровые сталинские времена у людей часто не оставалось надежды на возвращение. Общая судьба и общая вера сближали людей. Храм был местом, где понимали, поддерживали, помогали друг другу, что так важно, когда живешь в чужой стране. Большую роль в объединении прихожан сыграл церковный совет, созданный в 1955 г. Особенно активно работали Георгий Георгиевич Лаврентьев, семьи Михаила Хорвата, Ивана Курсинджи, Захария Захарьевича Зеленевича, который организовал хор и стал его регентом.