Обозревая мой долгий жизненный путь, с благоговением преклоняюсь перед неисповедимыми, благими и премудрыми путями Божественного Промысла, призвавшего меня в этот мир 84 года тому назад в светлый день Преображения Господня и хранившего меня под Своим покровом даже до сего дня.
Смерть, рано похитившая всех братьев и старших сестёр моих в детском возрасте, угрожала и мне вместе с ними, но Господь сохранил мне жизнь среди многих детских болезней, через которые я прошёл вместе с ними.
Опасности для моей жизни угрожали мне неоднократно и в последующие годы, но Рука Божия, бодрствовавшая надо мною, отстраняла их или предупреждала незримо для меня самого.
Исповедаюсь Господу за все Его милости, явленные мне в дни моего странствования на земле — за то, что Он послал мне добрых, рассудительных и любящих родителей, ничего не жалевших для моего образования, глубоко одарённых, нравственно чутких преподавателей и воспитателей, оказывавших мне большое внимание и любовь, когда я был на школьной скамье, и добрых, верных и благородных друзей среди школьных товарищей, в общении с которыми как бы раскрывалась и расширялась моя душа. Я могу упрекнуть их, как и многих других близких мне людей только за то, что они переоценили мои силы и способности, возлагая на меня преувеличенные надежды, которых я не мог оправдать.
Благодарю Господа, вразумившего меня и давшего мне рано познать суету мира сего. Моя душа с юности часто тосковала в этом мире, и я нередко оставался одиноким среди «юношей безумных», с упоением предававшихся жизненным наслаждениям.
Будучи 15 лет от роду, я особенно глубоко почувствовал ничтожество всего земного, стал уклоняться от людей, сделался задумчив и охладел не только ко всем радостям жизни, но и к самой жизни, считая, что всё ничтожно перед вечностью. Мои родители, учителя и воспитатели, относившиеся ко мне с большим сочувствием, не могли понять моего душевного состояния и оставались в тяжёлом недоумении.
По общему совету я был взят временно из 2-го класса семинарии и жил несколько месяцев в доме родителей, проводя время в постоянных размышлениях, в чтении поучительных духовных книг и посещении богослужений. Родители мои были очень удивлены узнав, что я готов был оставить школу и уйти в монастырь. Им стоило большого труда убедить меня отказаться от такого решения и отложить исполнение его до более зрелого возраста.
Я принял монашество уже по окончании курса Московской Духовной Академии в 1898 году в Тамбовском Казанском монастыре.
Отходя от этого мира, смиренно испрашиваю прощение у всех, кого имел несчастие огорчить, кого-либо словом или делом, или осудив в мыслях своих, в течении всей моей жизни, и взаимно от сердца прощаю всех, кто в чём-либо погрешил предо мною.
Всем, кто сделал мне какое-либо добро или кто только восхотел и намеревался это сделать, но не осуществил своего намерения по независящим от него причинами, да воздаст Господь седмерицею в Своём блаженном Небесном Царствии.
Прошу и молю всех присных мне, лиц, особенно моих собратьев архиереев и благочестивых иереев, и иноков творить обо мне память в своих молитвах, да простит Господь мне все прегрешения моя вольная и невольная и да не лишит меня грешного части со избранными Своими.
Дорогим моим братьям, сопастырям и сослужителям во Христе, завещаю непоколебимо стоять на камне святого и спасительного Православия, свято хранить апостольское предание, блюсти братское единение, мир и любовь между собою и оказывать тому, кому Бог укажет быть после меня, вести корабль Зарубежной Церкви, оказывать такое доверие и творить такое же послушание взаимной любви, какое они всегда оказывали моему смирению.
Краеугольным камнем для их взаимных отношений да послужит 34 Апостольское правило, где так глубоко и ясно выражен дух соборного управления в Церкви.
Что касается Московской Патриархии и её иерархов, то поскольку они находятся в тесном, деятельном и доброжелательном союзе с советской властью, открыто исповедующей своё полное безбожие и стремящейся насадить атеизм во всем русском народе, то с ними Зарубежная Церковь, храня свою чистоту, не должна иметь никакого канонического, молитвенного и даже просто бытового общения, предоставляя в то же время каждого из них окончательному суду Собора будущей свободной Русской Церкви.
Богу нашему слава во веки веков!
Смиренный Митрополит Анастасий.
1957 год
Завѣщаніе Блаженнѣйшаго Митрополита Анастасія // «Православная Русь» (Orthodox Russia). Церковно-общественный органъ Русской Православной Церкви Заграницей. №8 (1293). — 15 (28) Апрѣля 1985 года. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1985. — С. 15-16.