«Видехом свет истинный, прияхом Духа Небеснаго,
обретохом веру истинную, нераздельней Троице
покланяемся: Та бо нас спасла есть»
(Стихира)
В течение большей части года поется эта стихира за каждой Божественной литургией, в конце ее, но как-то совсем по-особенному звучит она в день Святой Троицы. Конечно, это потому, что в ней как раз и прославляется Святая Троица.
Но почему Св. Троица прославляется, и все верующие призываются к поклонению Ей в день праздника Пятидесятницы, когда воспоминается Сошествие Святаго Духа на Апостолов? Не есть ли этот праздник, собственно, в честь лишь Третьего Лица Пресвятой Троицы — Святого Духа, а не всей Св. Троицы?
Вся Святая Троица в целом прославляется в день нынешнего великого праздника потому, что этот праздник, как именуют его наши богослужебные книги, есть «конечный праздник» (см. седален по I стихословии на утрени в нед. Пятидесятницы) — праздник, в который мы радостно воспоминаем «конец», или завершение всего великого дела домостроительства Божия — дела спасения человеческого рода.
А в великом деле этом принимали участие все Три Лица Пресвятой Троицы. То, «чему быть благоволил Бог-Отец, — что исполнил в Себе Сын Божий, то присвоить верующим снисшел ныне Дух Святый» — так поясняет это наш отечественный богослов Еп. Феофан, Вышенский Затворник («Мысли на каждый день года» стр. 158): «ибо спасение наше, по прозрению Бога Отца, во святыни Духа, в послушание и кропление крове Иисус Христовы» (1 Петр. 1, 2).
Сегодня преславным явлением Духа Святого «в видении огненных языков» завершилось, наконец, все то, чему от века предопределил быть Триединый Бог в Своем предвечном совете, — Бог, по неизреченной любви Своей, возжелавший нашего спасения — нашего избавления от тьмы греховной.
Велик и славен день Рождества Христова — явления во плоти на земле Сына Божия; несравненна слава Праздника праздников и Торжества торжеств Светлого Воскресения Христова — победы Его над адом и смертью; но ни от того, ни от другого не было бы нам пользы, если бы не сошел ныне Дух Святой.
Сегодняшний праздник служит поэтому полным и совершенным выражением безмерной любви Божией к падшему человеческому роду.
Эта любовь Божия явлена была нам всеми тремя Лицами Пресвятой Троицы, почему мы и поем сегодня так особенно радостно и торжественно: «Нераздельней Троице поклоняемся: Та бо нас спасла есть», хотя событие, воспоминаемое ныне, касается, собственно, лишь одного третьего лица Пресвятой Троицы — Святого Духа.
В чем же эта дивная Божественная любовь проявилась к нам со стороны Каждого из Трех Лиц Пресвятой Троицы?
Бог-Отец — наш Творец и Промыслитель. По неизреченной благости Своей, по единой безмерной любви Своей, Он сотворил нас «из ничего» по образу Своему, даровав нам безценный дар — жизнь. Создав нас, Он никогда не перестает промышлять о нас, заботясь дабы и волос с головы нашей не упал без всеправедной воли Его. Когда мы пали в лице прародителей наших и сделались недостойными милостей Его, Он и тогда не отвратил лица Своего от нас, но благоволил устроить нам дивный план спасения через Возлюбленного Сына Своего.
В чем же проявилась к нам любовь Второго Лица Пресвятой Троицы?
В том, что Он, Единородный Сын Божий, сделался нашим Спасителем и Искупителем. По благоволению Отца, Он сошел на землю, стал человеком и обрек Себя на все лишения бренного земного существования, на страшные поносные муки, крест и смерть, ради избавления нас от греха, проклятия и смерти. Не довольствуясь сим, Он изыскал еще средство непрестанно быть в теснейшем, приискреннейшем единении с нами — так, чтобы мы всегда ощущали в самих себе всю безмерную силу любви Его: Он установил для нас дивное Таинство Тела и Крови Его, дав нам великое обетование: «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем» (Иоан. 6, 56) «…и Аз воскрешу его в последний день» (Иоан. 6, 54).
В чем же выразилась любовь к нам Третьего Лица Пресвятой Троицы?
В том, что Дух Святый явился нашим Освятителем — Раздаятелем безценных даров Божественной благодати. По крайней поврежденности грехом природы нашей, по своей нечистоте греховной и духовной немощности, мы были бы совершенно неспособны восприять все неисчетное богатство благости, которого удостоила нас любовь Бога-Отца и Бога Сына: мы не смогли бы воспользоваться спасительными плодами Искупительной Жертвы Христовой, и эта Великая и Святейшая Жертва оставалась бы для нас бездейственной. Дух Святый и снисшел для того, чтобы преобразовать и возродить нашу греховную природу, очистить ее от всякия скверны и тем соделать ее способной к восприятию и усвоению великих Божиих Даров — освятить ее.
Дух Святый и есть потому совершитель нашего спасения, нашего освящения силою Божественной благодати, дарованной нам любовью Бога-Отца, по искупительным заслугам и ходатайству принесшего Себя за нас в жертву Бога-Сына.
И вот теперь мы уже «чада Божия», как учит нас возлюбленный ученик Христов св. Иоанн Богослов, а не «чада диавола», какими были раньше (1 Иоан. 3, 10).
«Смотрите же, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1 Иоан. 3, 1).
Как нам не отозваться на такую безмерную отеческую любовь Божию всем сердцем такою же благодарною сыновнею любовью?!
А так как эта любовь явлена была нам, как это мы видели выше, всеми тремя Лицами Пресвятой Троицы, то поэтому в день нынешнего великого праздника мы и поклоняемся всей нераздельней Троице, благодарно воспевая Ей: «Троице Святая, слава Тебе!».
Для нас, братии и насельников Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, нынешний великий праздник имеет сугубое значение, ибо это — наш престольный праздник. Мы вдвойне радуемся и духовно ликуем в этот день, будучи счастливы сознанием, что высокой небесной покровительницей нашей обители и всего столь важного обще-церковного дела, которое творится в ней, является Сама Пресвятая Троица, то есть — Сам Господь-Вседержитель, во Святей Троице славимый.
Это — самый верный для нас залог того, что пока мы сами остаемся твердыми в наших православно-церковных убеждениях и не изменяем нашему призванию, пока мы трудимся и несем свое послушание во Имя Пресвятой Троицы, то есть: подвизаемся здесь не ради каких-либо своих выгод и личной корысти, а единственно ради великого Божия дела спасения душ, — обитель наша будет стоять непоколебимой, несмотря ни на какие козни врагов ее, которых у нее не мало в нынешнем лукавом и прелюбодейном мире, думающем не об угождении Богу и спасении души, а лишь об угождении своему собственному «я» и служении греховным страстям своим.
Но у нас, слава Богу, есть не только враги, а и глубоко-преданные нам единомышленники-богомольцы, родственные нам по духу, которые во множестве посещают нашу обитель, особенно в нынешний день нашего престольного праздника. Они — наше утешение и наша моральная поддержка в переживаемых нами скорбях, ибо, когда мы получаем от них сочувственные письма и видим их благоговейно молящимися в нашем храме, нам радостно бывает от сознания, что мы еще не совсем одиноки и здесь на земле, в этом отступническом мире, в нашем искреннем служении Святой Троице и делу спасения душ, — что еще не изсяк «малый остаток спасающихся», что еще не все преклонили колена перед современным «Ваалом», в лице все более и более захватывающей мир злой темной силы, готовящей воцарение Антихриста.
Всех их мы сердечно поздравляем с нынешним великим праздником Святой-Троицы — этим славным и торжественным воспоминанием дивного завершительного акта Божественной спасающей любви к падшему человеческому роду и усердно, от всего любящего сердца, молим их — не поддаваться тлетворному «духу времени», оставаясь и впредь столь же твердыми и стойкими в своих строго-православных церковных взглядах и убеждениях, дабы не лишиться той всесильной благодати Духа Святого, без которой нет нам настоящей помощи ни в сей жизни ни в будущей, а главное — нет никакой надежды вечного спасения.
«Прииди к нам, Душе Святый, причастники Твоея содевая святости, и света невечерняго, и Божественныя жизни, и благоуханнейшаго раздаяния…»
«Спаси, Утешителю, верно поющих Боголепное пришествие Твое, и очисти от всякия скверны, яко Благоутробен, и покажи достойны Твоего осияния…» (Канон Св. Духу, песнь VI).
Источник