Аверкий Таушев, архиеп.: Мир и непримиримость

Сорокалетие страшной кровавой большевицкой революции 25 октября 1917 года было ознаменовано русской эмиграцией во всех пяти частях света устройством так называемых «дней непримиримости». Обычай устраивать такие «дни непримиримости» давно уже вошел в жизнь русских людей, оставивших свое отечество, превращенное безбожными большевиками в некое преддверие ада. Эти «дни» устраивались повсюду, а особенно в больших центрах скопления русских людей, непримиримых к большевизму, ежегодно. Зло, причиненное большевицкой революцией 1917 года русскому народу, столь велико, что устройство таких «дней», с чисто-человеческой точки зрения, вполне понятно и оправдано.

Но время от времени приходится нам слышать и некоторые возражения. Говорят, например, так: «христианское ли это чувство – непримиримость? разве может быть христианин непримирим к кому бы то ни было? разве не заповедано нам всегда прощать друг друга? разве не учил Христос любить даже врагов своих?»

Исходя из таких соображений, лица, подобным образом настроенные, считают устройство «дней непримиримости» несовместимым с христианским достоинством, а участие в них, особенно для пастырей Церкви, предосудительным и недопустимым. Многие из этих лиц (в числе их встречаются и лица духовного звания), в силу тех же соображений, весьма примирительно относятся к богоборческой советской власти и оправдывают поведение и образ действий иерархов советской церкви. Некоторые из них готовы считать советскую власть «властью от Бога», как бы закрывая глаза на то, что эта власть главной целью своего существования поставляет «борьбу с Богом» и искоренение религии. Другие, менее решительные, говорят только, что «большевизм есть карающий меч Господень», а потому быть непримиримым к нему и призывать к борьбе с ним нельзя, так как это значит идти против воли Божией.

Так ли все это?

Прежде всего необходимо помнить, что для правильного понимания подлинного евангельского учения ни в коем случай не следует подражать сектантам, которые выхватывают из Священного Писания отдельные, выгодные для себя тексты, чтобы обосновать на них свое предвзятое лжеучение. Отдельные тексты Слова Божия непременно должны сопоставляться с контекстом и с параллельными местами, что одно дает ключ к правильному их пониманию. Кроме того высочайшим авторитетом для нас должны быть те люди, которые несомненно правильно понимали и толковали Слово Божие, поскольку святость их жизни засвидетельствована Церковью, причислившей их к лику святых угодников Божиих, как истинных христиан, осуществивших в своей жизни евангельское учение и могущих быть примером для других.

Каково же истинное учение Слова Божия по интересующему нас вопросу?

Христианство есть несомненно религия мира, а не вражды и ненависти – непримиримости.

Сам Христос, по определению Слова Божия, есть «Начальник мира» (Ис. 9, 6). Он, как учит св. Апостол Павел, есть «мир наш», разрушивший преграду вражды между Богом и человеком, воздвигнутую грехопадением первых людей. Он пришел на землю для того, чтобы «благовествовать мир» – примирить падших людей с Богом и призвать их к миру друг с другом (Ефес. 2, 14-17; 1 Кор. 7, 15). Вот почему и Ангелы в момент Рождества Христова пели: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лук. 2, 14).

«Мир Мой оставляю вам, мир Мой даю вам» – такое торжественное завещание сделал Сам Господь Иисус Христос на Тайной Вечери Своим ученикам, а в лице их и всем Своим истинным последователям. Еще в самом начале Своего общественного служения человеческому роду, посылая Апостолов на проповедь, Он заповедал им, входя в дом, приветствовать его словами: «мир дому сему!» (Матф. 10, 12). «Мир имейте между собой» – учил Он Своих последователей, постоянно окружавших Его (Марк. 9, 50).

Следуя завету Своего Божественного Учителя, св. Апостолы «благовествовали людям мир чрез Иисуса Христа» (Деян. 10, 36) и учили «искать мира и стремиться к нему» (1 Петр. 3, 11). Каждое почти послание свое христианам св. Апостолы начинают и заканчивают пожеланием мира: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» (1 Коринф. 1, 3 и др.). А Св. Ап. Павел в своем послании к Римлянам особенно настойчиво увещевает: «Аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте» (Рим. 12,18), и советует «искать того, что служит к миру» (Рим. 14, 19) стараясь «блюсти единение духа в союзе мира» (Ефес. 4, 3). «Будьте в мире между собою», убеждает он же Солунян (5, 13), а своего любимого ученика Тимофея, поставленного им епископом во Ефесе, наставляет: «держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца» (2 Тим. 2, 22). И своим соотечественникам Евреям Св. Павел пишет: «Старайтесь иметь мир со всеми» (12, 14).

Самого Бога Св. Апостолы неоднократно именуют в своих посланиях «Богом мира» (Рим. 15, 33; 16, 20; 1 Коринф. 14, 33 и мн. др. места).

И святые угодники Божии – Святые Отцы Церкви, великие подвижники и наставники подлинно-христианской, духовной жизни и словом и примером учили и до сих пор продолжают учить нас чрез свои вдохновенные писания той же великой истине, то есть, что мир есть главное неотъемлемое свойство и качество души истинного христианина. Особенно образно, как бы подводя итоги всему сказанному прежде, говорить о значении мира для христианина наш величайший христианский подвижник последнего времени преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен, и около тебя спасутся тысячи»; «ничего нет лучше во Христе мира, которым разрушается всякая брань воздушных и земных духов»; «Кто в мирном устроении неуклонно ходит, тот как бы лжицею черпает духовные дары».

Таково учение нашей Христианской Церкви о мире и о его значении для христианина.

Но если так, то может ли истинный христианин питать в своем сердце какую бы то ни было непримиримость к кому бы то ни было? Совместимо ли самое чувство непримиримости со званием последователя Христа-Спасителя, принесшего на землю мир и проповедывавшего мир?

Ответ на этот вопрос мы можем получить, лишь тщательно изследовав, все ли по данному вопросу исчерпывается вышеизложенными данными.

Оказывается, – нет.

Помимо учения о мире мы находим и в Слов Божием и у Святых Отцев ярко выраженное учение и о непримиримости.

«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю» – так учил Сам Христос-Спаситель: «Не мир пришел Я принести, но меч; ибо Я пришел разделить человека со отцом его, и дочь с матерью ея, и невестку со свекровью ея. И враги человеку – домашние его». А дальше объясняется, в каком смысле это сказано: «Кто любит отца или матерь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Матф. 10, 34-38). В еще боле решительных тонах выражено это же учение Господа Иисуса Христа у Евангелиста Луки: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лук. 14, 26).

Высшая заповедь, которую, в первую очередь, должен исполнять христианин, это заповедь о любви к Богу. А потому совершенно естественно и понятно, что все, идущее вразрез с этой первой и наибольшей заповедью (Матф. 22, 36-38), мешающее христианину исполнять ее, должно быть ему ненавистно: ко всему этому христианин должен быть абсолютно непримирим.

Так, непримирим должен быть христианин к врагу Божию и врагу человеческого спасения диаволу и ко всем его пособникам и служителям.

Непримирим должен быть христианин к «мiру сему, во зле лежащему», то есть ко всякому злу, происходящему от диавола, и проявляющемуся во всевозможных греховных страстях и пороках, воюющих в мiре, о чем так ясно и просто говорит св. Апостол Иаков, брат Господень: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с мiром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом мiру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4, 4).

Непримирим должен быть христианин к своей собственной греховной воле, поскольку она мешает ему исполнять волю Божию, почему и заповедано каждому желающему быть последователем Христовым «отвергнуться себя и взять крест свой» то есть быть готовым на какие угодно лишения, скорби и страдания за Христа вплоть до мученической смерти за Него (Марк. 8, 34-37).

Непримирим должен быть христианин и к злой, греховной воле других людей, стремящихся отклонить его от служения Богу и последования за Христом.

Непримирим он должен быть, как это видно из вышеприведенных слов Христовых, даже к своим ближайшим сродникам по плоти – отцу и матери, сыну и дочери и другим, – вплоть до «спасительной», по выражение Святых Отцев, «ненависти к ним», если они отвлекают его от любви ко Христу.

Тем боле должен быть непримирим истинный христианин ко всем явным богоборцам, богохульникам, гонителям веры и Церкви, отступникам, еретикам и раскольникам.

Что это так, об этом ясно свидетельствует Слово Божие.

«Аще (кто) Церковь преслушает, буди тебе, якоже язычник и мытарь» – сказал Сам Господь Иисус Христос (Матф. 18, 17).

«Какое согласие между Христом и велиаром? или какое соучастие вернаго с неверным?» – говорит в своем послании к Коринфянам Св. Апостол Павел: «… и потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и нечистоте не прикасайтесь»… (2 Кор. 6, 15, 17).

«Кто приходит к вам и не приносить сего учения (истинного учения Христова), того не принимайте в дом и не приветствуйте его; ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2 Иоан. 1, 10-11) – учит никто иной, как именуемый «Апостолом любви» возлюбленный ученик Христов Св. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов.

«Кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет отлучен до пришествия Господня» («Анафема маранафа»), то есть с тем не должно иметь христианам никакого общения – наставляет Св. Апостол Павел.

«Еретика, после перваго и втораго вразумления, отвращайся» – наставляет он же своего ученика Тита, поставленного им во епископа на острове Крите (3, 10).

Итак, христианство вовсе не проповедует безразборчивого мира в отношении ко всем, а наоборот – внушает непримиримость ко злу и нечестию и предостерегает от дружественного общения с носителями этого зла и нечестия.

Что это так, об этом особенно живо и вразумительно говорит в своем 6-м «Слове о мире» великий отец Церкви и вселенский учитель св. Григорий Богослов, сам давший высокий пример миролюбия своим отказом от кафедры Архиепископа Константинопольского:

«Да не подумают, однако же, будто бы я утверждаю, что всяким миром надобно дорожить. Ибо знаю, что есть прекрасное разделение, и самое пагубное единомыслие; но должно любить добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющий с Богом … Но когда идет дело о явном нечестии, тогда должно скорее идти на огонь и меч, не смотреть на требования времени и властителей и вообще на все, нежели приобщаться лукаваго кваса и прилагаться к зараженным. Всего страшнее – бояться чего-либо более, нежели Бога, и по сей боязни служителю истины стать предателем учения веры и истины» (Часть I, стр. 192).

А вот другое, замечательное свидетельство также великого Отца Церкви преп. Исидора Пелусиота, которое решительно отвергает всякую мысль о том, что советскую власть можно признавать «властью от Бога». Указав наперед богоустановленный повсюду в жизни словесных и безсловесных существ порядок подчинения одних другим, он заключает:

«Поэтому в праве мы сказать, что самое дело, разумею, власть, то есть начальство и власть царская установлены Богом. Но если какой-нибудь злодей-беззаконник восхитить сию власть, то не утверждаем, что поставлен он Богом, но говорим, что попущено ему изблевать сие лукавство, как фараону, и в таком случае понести крайнее наказание, или уцеломудрить тех, для кого нужна жестокость, как царь вавилонский уцеломудрил иудеев» (Творения, ч. 2, письмо 6-е).

Советская власть, по самому существу своему, есть власть богоборческая и антихристианская, а потому не может быть и речи о том, чтобы признавать ее богоустановленной.

«Живи в мире с врагами, но со своими врагами, а не с врагами Божиими» – поучает нас другой великий столп Вселенской Церкви св. Иоанн Златоуст.

Третий из этой достохвальной троицы великих вселенских учителей (занимающий первое место в ряду их) св. Василий Великий собственным примером учит нас, каково должно быть наше отношение к этим «врагам Божиим», врагам Церкви Христовой. Когда лютый враг Церкви император Иулиан Отступник отправился в поход против персов, грозясь, что, в случае успешности похода, он по возвращении окончательно уничтожит христианство, св. Василий Великий горячо молился перед иконой Пресвятой Богородицы и св. великомученика Меркурия о том, чтобы он не возвратился с поля битвы живым. И молитва святителя была услышана.

Из всего вышесказанного с очевидностью явствует, что мы должны быть абсолютно непримиримы к богоборческому учению современности, которое решилось во всеуслышание провозгласить, что «религия есть опиум для народа», и к его безумным фанатичным последователям, хулящим Бога, оскверняющим и разрушающим храмы Божии, злословящим и преследующим верующих во Христа и стремящихся к полному искоренению веры и уничтожению Церкви. С ними не может быть у нас никакого общения, не говоря уже о каких бы то ни было дружественных отношениях, сотрудничестве или соглашательстве.

Если такова идея наших «дней непримиримости», то в них нет ничего противного истинному христианству. Но и все те, кто по каким-либо иным мотивам действительно непримиримы к большевизму, являются нашими союзниками. Необходимо, однако, всем полностью и до конца понять и осознать, что истинная и разумная непримиримость к большевизму отнюдь не есть только политическая непримиримость – точно так же, как и борьба с большевизмом не есть лишь обыкновенная политическая борьба. Ибо коренная сущность большевизма именно в его богоборчестве, в его враждебном отношении к вере и Церкви. А потому – вникнем в это поглубже! – всякий противник веры в Бога, всякий богохульник, враг веры и Церкви, уже по тому самому, является попутчиком богоборцев-большевиков, хотя бы он и считал и провозглашал сам себя борцом с большевизмом.

Да сознают это все устроители и участники «дней непримиримости» и да поймут, что истинно-благословенная непримиримость к большевизму есть ни что иное, как непримиримость к диаволу во Имя Божие, непримиримость к антихристу во Имя Христово! В наше страшное время с особенною силою чувствуется, что есть только два пути в этой жизни – путь жизни и путь смерти, путь благословения и путь проклятия (Второз. 30, 19-20) – путь служения Богу или путь служения диаволу.

Третьего пути нет!

А потому будем твердо помнить замечательное изречение Св. Иоанна Златоуста, что лишь «тогда, когда мы враждуем с диаволом, – мы находимся в мире с Богом». Только такая, истинно-христианская непримиримость может привести нас к истинному миру.

1957 г.

Источник