«Поминай последняя твоя!..» (Сирах. 7, 39).
От самых первых времен христианства и до настоящего времени все истинные наставники подлинного христианского благочестия всегда заповедывали и доселе заповедуют нам, христианам, искренно желающим проводить свою жизнь Богоугодно и спастись, постоянно помнить «последняя своя», то есть: помнить то, чем кончится и к чему может привести нас эта временная земная жизнь наша.
А это «последняя», или «четыре последних», по выражению нашего великого российского святителя Тихона Задонского, суть: смерть, суд, вечная мука грешников и вечная жизнь праведников.
О чем же, как не об этом именно так естественно помышлять нам при наступлении каждого Нового Года?
Ибо о чем еще другом напоминает нам, в первую очередь, наступающий Новый Год, как не о том, что еще на один год сократилась жизнь каждого из нас, что еще на один год приблизились мы к неизбежному для всех нас концу? И кто знает: не будет ли этот наступивший Новый Год для многих из нас вообще последним годом этой временной земной жизни?
Отсюда, казалось бы, само собою должно было бы быть ясно, к каким мыслям и чувствам должна нас располагать встреча Нового Года.
Вместе с тем каждый наступающий Новый Год, если мы еще не утратили благоразумия и не осуетились окончательно в помыслах своих, не может не приводить нас к мысли и о том, что еще на один год сократилась и жизнь всего этого видимого тленного мира. Ибо и он, весь в целом, по ясному учению Слова Божия, будет иметь некогда свой конец. Даны нам Самим Господом в Его Божественном Евангелии и Св. Апостолами в их посланиях достаточно яркие и определенные признаки несомненного приближения этого конца.
«Итак, когда вы увидите все сие сбывающимся,» — «ведите (знайте), яко близ есть, при дверех» (Матф. 24, 33 и Лук. 21, 31).
А потому: «внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пьянством и печальми житейскими, и найдет на вы внезапу день той: яко сеть бо приидет на вся живущыя на лицы всея земли» (Лук. 21, 34-35).
Помнят ли это наставление Господа своего современные христиане, встречающие Новый Год, и соблюдают ли его?
И готовятся ли они к встрече Самого Господа, грядущего «судити живым и мертвым», чтобы на веки вечные определить участь нашу, по ясной и прямой заповеди Его:
«Бдите убо на всяко время молящеся» (Лук. 21, 36).
«Бдите убо, яко не весте дне ни часа, в оньже Сын Человеческий приидет» (Матф. 25, 13).
И именно потому, что «день и час» неизвестны, нужно всегда ожидать Второго Пришествия Господня и всегда быть готовыми к встрече Господа:
«Будите подобни человеком чающым Господа своего, когда возвратится от брака, да пришедшу и толкнувшу, абие отверзут ему» (Лук. 12, 36).
«Сего ради и вы будите готови, яко в оньже час не мните (ибо в который час не думаете), Сын Человеческий приидет» (Матф. 24, 44).
Тем более нужно ожидать Второго Пришествия Господня и готовиться к нему теперь, когда на наших глазах, с каждым Новым Годом, все больше и больше исполняется столько явных и убедительных признаков приближения его.
Увы! не любят напоминания об этом многие современные христиане и даже, страшно сказать, некоторые пастыри Церкви, не исключая и занимающих весьма высокое положение на иерархической лестнице. Даже сердятся и негодуют, когда им говорят о близости конца и о столь явно и очевидно происходящей сейчас в мире напряженной работе по подготовке царства Антихриста.
«Не надо пугать людей», так обыкновенно объясняют они свое настроение: «это производит только отрицательное действие, отталкивает от Церкви»…
Не будем говорить о том, в каком очевидном противоречии находится такое утверждение со всеми вышеприведенными евангельскими наставлениями и с настроением всех истинных христиан всех времен и всех народов, которые всегда ждали и ждут «пришествия светлаго и явленнаго дне Единороднаго Сына Божия Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в оньже со славою Судия всех приидет, комуждо отдати по делом его» (см. 5-ую молитву утреннюю). Вспомним лишь пламенные проповеди нашего великого, только что нами торжественно прославленного, всероссийского праведника, молитвенника и чудотворца св. Иоанна Кронштадтского. Рисуя ужасающую картину происходящего во всем мире, а, в частности, в России, повального «отступления», он неоднократно говорил: «Повидимому, скоро наступит день Втораго Пришествия Христова, ибо наступило предсказанное в Писании отступление от веры»… (Слово в 3 нед. Вел. поста 1906 г.); «Господь скоро придет, но придет судить мир и воздать каждому по делам… Может быть, скоро услышим грозную весть: «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща»…. (Слово на 25 марта 1906 г.).
Особенно характерны и сильны в этом отношении новогодние проповеди нашего дивного праведника. Он не боялся «пугать» и «отталкивать» этим людей от Церкви, а буквально гремел своими огненными обличениями, безпощадно бичуя столь умножившиеся уже в его время страсти и пороки людские, а в особенности безверие и ложь, и приветствуя всех искренно-верующих христиан с несомненным, на его взгляд, приближением того времени, когда явится «новое небо и новая земля», на которых будет, по слову Апостола, «обитать правда» (2 Петр. 3, 13).
«Всюду безверие, всюду наносится оскорбление Существу Безконечному Всеблагому; повсюду хула на Создателя, всюду дерзкое сомнение и неверие… потеря стремлений к высоким, духовным интересам»… так говорил он на Новый 1907 год.
«Кому не намозолила глаза повсюдная неправда на земле», говорит он же в своем слове на Новый 1904 год: «неправда и заблуждение в вере, неправда в государствах, в обществах, в сословиях, в разных учреждениях, в городах, селениях, семействах, в школах и даже — в обителях святых»…
Но кто не согласится, что эта неправда никогда еще так нагло не поднимала головы, как в наше время, когда подлинно, по выражению св. пророка, «зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким!» (Ис. 5, 20).
И разве это не исполнение как раз того предречения св. Апостола Павла, которое он тесно связывает с наступлением «последних времен»: «Сего ради послет им Бог действо льсти (действие заблуждения), во еже веровати им лжи (так что они будут верить лжи), да суд приимут вси не веровавшии истине, но благоволившии в неправде (да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду — 2 Солун. 2, 7-12)?
Мы устали от этой повсюдной неправды, от этой гнетущей фальши и лжи, задыхаемся, живя посреди нее, а потому нисколько не «пугаемся», когда такие высокие авторитеты, как наш великий праведник св. Иоанн Кронштадтский, говорят нам о несомненной близости кончины мира, когда, по его выражению в том же слове, «земля со всеми стихиями сгорит, как сгорает дом, и небо совьется в одно мгновение, как одежда». Теперь, когда изобретены такие страшной разрушительной силы снаряды, мы даже можем себе представить, как это случится. И радуемся тому, что будет «новое небо» и «новая земля», которые как и «люди новые будут иметь новую, нетленную, духовную, вечную, безсмертную природу, безсмертную, чистую, безгрешную, святую, как свят Господь Бог»,— «очевидно будут духовны, нетленны, вечны и несравнимо прекрасны», «неподвержены изменению или разрушению в безконечные веки».
Если еще тогда, более пятидесяти лет тому назад, когда жил св. праведный о. Иоанн Кронштадтский, когда существовала еще Православная Царская Россия, оплот истинной веры — Святого Православия — для всего мира, можно было говорить о приближении конца мира, то что же можно думать о нынешнем, переживаемом нами времени, когда «отступление» идет так быстро, на наших глазах, такими гигантскими шагами?!
К сожалению, далеко не все это чувствуют, ибо, забывая предостережение Господа, обуреваются «объядением и пиянством и печальми житейскими».
Теперь происходит среди людей явное и резкое «отсеивание».
Одни, среди которых — увы! — попадаются иногда даже лица, близкие к Церкви, вплоть до самих священнослужителей, забывших свое высокое звание и то, к чему оно их обязывает, среди шумного веселия, с бокалами в руках, встречают Новый Год, и негодуют и сердятся, когда им говорят о знамениях времени, предвозвещающих близость кончины мира, ибо это мешает их сытой, привольной и веселой жизни, — другие, со всей серьезностью, вдумчиво оценивают создавшуюся в мире обстановку и отдают себе ясный отчет в том, насколько мы близки к концу, и что только милость Божия к нам, привлекаемая усердной молитвой и покаянием, может сохранить и спасти нас среди ужасов и бедствий, «грядущих на вселенную» (Лук. 21, 25-26).
«Бдите и молитеся, да не внидите в напасть!» (Матф. 26, 41) — вот постоянный жизненный девиз этих последних.
И пусть каждый из нас по чистой совести решит для себя вопрос, где он находится: в числе «наглых ругателей», о которых говорит св. Апостол, «поступающих по собственным своим похотям», которые говорят: «где обетование пришествия Его?», насмехаются и зло издеваются над верою в близость Второго Пришествия (2 Петр. 3, 3-4), вопреки ясному учению Слова Божия о необходимости всегда ожидать его и готовиться к нему, или — в составе того «малого стада» Христова, которое, без всякого сомнения, верует всему тому, о чем учил Христос, «ждет и желает пришествия дня Божия», по заповеди св. Апостола, храня себя «неоскверненными и непорочными в мире» (2 Петр. 3, 12-14) и которому поэтому Отец Небесный «благоволил дать Царство» (Лук. 12, 32)?
О, сколь велико сейчас помутнение сознания, даже у людей, считающих себя верующими, — помрачение умов и сердец, так что они, видя, не видят, и слыша, не слышат, и сердцем не разумеют, по выражению св. пророка (Ис. 9, 10)!
Это — «окаменение сердец», по его же выражению.
Но есть в наши дни, и все чаще и чаще встречается ныне, явление еще более страшное: это — в большей или меньшей мере сознательное, ради земных благ и выгод, определение себя на службу грядущему Антихристу.
Вот это уже крайняя степень падения, из которой весьма трудно возстание!
А что такие лица несомненно имеются, и не только среди мирских людей, но даже и среди священнослужителей, занимающих иной раз и высокое иерархическое положение, об этом слишком ярко свидетельствует вся современная жизнь и, в частности, те совершенно невозможные, казалось бы, до крайности уродливые явления религиозной и церковной жизни, которые возникают теперь и протекают прямо вопреки всякому здравому смыслу, не говоря уже о глубоком попрании при этом учения Слова Божия и канонов св. Церкви.
Вот они-то, эти лица, в особенности, не выносят, не терпят, когда в их присутствии, здраво разсуждая, говорят о признаках близости кончины мира и о деятельности слуг Антихриста, с коими они так или иначе себя связали. Они даже злобятся на всех таких здравомыслящих и честных людей и преследуют их, то насмешками, то разного рода притеснениями, как бы предваряя те страшные гонения, которым подвергнет всех истинных христиан, по учению Слова Божия, сам Антихрист, когда он явится.
Но, конечно, не место тут унынию или отчаянию, ибо обо всем этом мы давно предупреждены. Мы знаем также, что и в лике 12-ти Апостолов Христовых был Иуда-предатель. Да и вся история Христианской Церкви, на протяжении многих веков, нередко омрачалась выступлениями подобных же «вторых Иуд» — разных богоотступников и еретиков, много скорбей и зла причинявших истинной Церкви и верующим.
Страшно не это, само по себе, а то, как бы мы сами, по наивности и легкомыслию, по чрезмерному неоправданному доверию к некоторым людям, или обуреваемые разного рода страстями и похотями, не дали самих себя увлечь, под разными хитроумными и благовидными предлогами, в роде, например, столь модной теперь мнимой «благотворительности», «служения ближним» и мнимой «христианской любви», на путь служения Антихристу.
А это ныне — довольно обычно!
Вот почему надо, по заповеди Господней, испытывать знамения времен и не мудрствовать лукаво, а твердо держаться чистого и неповрежденного учения Слова Божия и Святых Отцев, памятуя мудрое предостережение св. Апостола:
«Блюдите, како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудри, искупующе время, яко дние лукави суть» (Ефес. 5, 15-16).
С такими мыслями и чувствами вступим в этот Новый 1965-ый Год, моля Бога, чтобы Он, Милосердный, благословил его для нас Своею благостью и помог бы нам, несмотря ни на какие соблазны, сохранить непоколебимую верность Ему и Его истинной Церкви, в чем одном только залог нашего вечного спасения.
Источник