Архиеп. Георгий: Доклад «Мысли вслух. О Церковной действительности» (2015 г.)

Несколько лет тому назад, я имел намерение написать обозрение, где бы не только с религиозной стороны, но и психологической, мог бы рассмотреть проблему, опасности для духовного и психического здоровья личности, превывания в религиозной организации построенной на лжи.  Мотивацией к написанию такого обозрения, тогда был анализ моего личного горького опыта, так и опыта других собратьев, послуживших в МП, а затем претерпевших преследования и гонения от «системы», после сознательного перехода в РПЦЗ. Целью, такого сообщения, была, помощь намеревающимся возвратиться в Церковь Христову или уже перешедшим братьям в РПЦЗ. Но намерение осталось не воплощённым. Надеюсь, что этот небольшой доклад будет началом претворения в жизнь моего намерения.

   Поводом, для написания моего сообщения, стала информация с видеоматериалами, от 4 июля 2015 года, такого содержания: «Всё шло прекрасно, когда вдруг, примерно в 17:30 … к нам во дворик, сметая охрану, перевернув рамки металлоискателей, ворвалась толпа мужчин и женщин (всего человек 120), возглавляемых несколькими попами в рясах. Жестко раскидывая всех, кто попадался им на пути, они добрались до сцены. За те 40 метров, что они прошли, от их рук пострадало несколько человек – охранник, наш водитель, на которого рухнули рамки металлоискателей, ведущий мероприятия …, наши коллеги, помогавшие за сценой. Не щадили никого – грубо распихивали, отталкивали, не обращали внимание ни на попытки хотя бы узнать в чем дело, ни на попытки вступить в диалог. Оказавшись на сцене среди музыкантов, попы начали выдергивать шнуры из аппаратуры, отталкивать музыкантов. Всё происходящее напоминало рейдерский захват».

(http://lenta.ru/news/2015/07/07/silverrain/)

   Настоящая «живописно, неприглядная словесная картинка» — это повествование из всем теперь известной истории с праздника радиостанции «Серебрянный дождь». Всё бы ничего, но просмотр видео с камер наблюдения, принёс мягко сказать, неожиданный результат, который превзошёл все ожидания, сложилось впечетление, что был просмотрен современный фильм ужасов под названием: «АТАКА ЗОМБИ». Уместно подчеркнуть, что в современных интернет энциклопедиях под «понятием зомбированный живой человек», понимается — человек полностью потерявший контроль над собой и своим телом или подчиняющийся чьим-то приказам. В переносном смысле может означать одержимого человека, находящегося под сильным влиянием каких-либо убеждений, увлечений, или деструктивного культа».

(https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%BE%D0%BC%D0%B1%D0%B8)

   Итак, для любого честного сектоведа, психолога, религиоведа, да и других специалистов, схожие эпизоды, которых за болле чем два десятелетия, набралось достаточно, являются «показательным» примером для соответствующих иследований и заключений о качестве, религиозной организации, о её влиянии на общество и воздействии  на личность, психику, ментальность своих последователей.  Но естественно таких выводов о религиозной организации МП, которая является «скрепой» государственности в нынешней «путинской» РФ быть не может. Повидимому на наших глазах сбываются слова подвижников: иеромонах Серафим (Роуз) писал: «Вполне может быть, что мы являемся свидетелями того, как в конкретных исторических событиях начинает проявляться специфическое слияние религии и политики, которое, как кажется, требуется для зилотов Антихриста». А Свят. Игнатий Брянчанинов пророчески предупреждал: «Народ наш может и должен соделаться орудием гения из гениев [антихриста], который наконец осуществит мысль о всемирной монархии, о исполнении которой уже многие пытались». (Собрание писем святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского. М.-СПб,  1995. С. 27; Также: Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. – М.: Паломникъ, 2002. Т. 4. C. 536-537).

   Хочу заметить, что опыт моего перехода в РПЦЗ был прежде всего осознанным покаянным поступком. Но прежде чем, через таинство покаяния, я был принят в лоно Церкви Христовой в лице РПЦЗ, мне пришлось пройти трудный путь переосмысления, длинною в несколько лет. О том, где я нахожусь, мне, как «продукту советской системы» и в голову не приходило, что нынешняя МП, есть лукавая подмена, имеющая вид Церкви, а о РПЦЗ я слышал в семинарии и монастыре, лишь «краем уха» и то неправду. Безусловно толчком для начала внутреннего процесса переосмысления и анализа, стал тот момент, когда, после нескольких лет служения и пребывания в монастыре, я стал отчётливо видеть вопиющее разногласия нравственного, а затем и догматического характера «системы» МП с верой и учением Св. Христовой Церкви. Совесть моя стала неспокойной от ощущения опасности для спасения души. Вследствие этого, появилось очень много вопросов нравственно-догматического и историческо-канонического характера, потому что во время учёбы в семинарии, новейшая история Русской Церкви была ещё «за семью печатями». Внятных и правдивых ответов, на свои тревоги и вопросы, от своих тогдашних собратьев, наставников и архиереев я не получил, но заметил очень странную, иногда открыто злобную реакцию на мои запросы. Замечу, это была середина 90-х годов, 20 века. Поэтому много пришлось читать, изучать данных и различных рассуждений, замечаний о новейшей истории Русской Церкви, анализировать, сравнивать, беседовать, молиться, сокрушаться и делать выводы на основании Св. Писания и Предания Церкви, ведь боязнь обмануться была очень сильна. К тому-же довелось сориентироваться, где истинная РПЦЗ, так как к тому времени в Зарубежной Церкви произошли уже различные расколы. Слава Богу, что в ту пору, заслуженный преподаватель Одесской духовной семинарии МП, в которой я учился, тогда ещё, протоиерей Валерий Алексеев, впоследствии протопресвитер, перешёл в РПЦЗ. Было очень много шума. Но именно к отцу Валерию я и обратился со своими тревогами, недоумениями и вопросами, так как понимал, что батюшка не просто сделал такой серьёзный шаг. Очень много сомнений отпали, после бесед с Владыкой Агафангелом, нашим нынешнем Первоиерархом.

   Пролетели годы, после перехода в РПЦЗ, но вольно и невольно приходиться обращать внимание на происходящее в религиозной жизни на постсоветском пространстве. Конечно, реальность такова, что можно констатировать, религиозная организация МП, отринула возможность покаяния, «система» подобно хамелеону, сумела, несколько раз сменив свою «окраску», приспособиться к новой политической реальности, но это и не удивительно так как эта организация ещё с 1927 года живёт на оновании опыта бесовской прелести, которая  именуется сергианской ересь. Но то, что эта «организация», своей болезнью и проказой нераскаянности инфицировала и далее заражает, очень много людей, стало особо отчетливо видно в настоящий «пропутинский» период современной политической действительности, когда стало понятно, что настоящего покаяния народа в кровавом богоборческом советском прошлом, увы не произошло. Святитель Филарет Вознесенский, писал: «вспоминается отец архимандрит Константин (Зайцев), который много и настойчиво говорил о том, что самое страшное из того, что сделала в России богоборческая власть, есть появление «советской церкви», которую большевики преподнесли народу как Церковь истинную, загнав Православную Церковь в катакомбы и концлагеря». (Об отношении РПЦЗ к Московской патриархии Святитель Филарет Вознесенский. http://catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=print_page&pid=1335).

   Но ближе к теме. Для православного христианина нравственным идеалом является Господь Иисус Христос, который призывает каждого искренно верующего в Него: «…возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». (от Матф. 11.29) Вот тот, так сказать, «психологический портрет», который должен стремиться стяжать настоящий православный христианин, потому что он знает учение Церкви о подобии Божии, как способности человека  направлять силы своей души к уподоблению Богу, — совершенствоваться в стремлении к истине и добру. Но когда под внешним видом и названием, православного христианина и Православной Церкви, да ещё после «молитвы», становится обычным такое поведение уже целых толп, возбужденных «священниками», становиться страшно и обидно. Ведь всё это не имеет никакого отношения к Церкви и Богу, а больше напоминает организацию с признаками деструктивного культа. Воистину: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их…». (Матф. 7. 15-16). К месту, заслуживает подметить, что путь от церковного раскола к перерождению в секту, на мой взгляд, это процесс «скатывания», может даже очень долгий, но логика этого процесса примерно такая: — любой церковный раскол, если он не уврачёвывается покаянием, рано или поздно скатывается в ересь, а затем перерождается в секту. Конечно не хотелось употреблять выше упомянутый термин к религиозной организации МП, каким бы ни было образом. Но увы, жизнь и плоды этой «системы», невольно, крайне настораживают… Для православного человека знающего, правдивую, новейшую историю Русской Церкви, внимательно наблюдающего за происходящим сегодня, это очевидно. Процесс «скатывания» в этой организации, уже т.с. «увенчал», её сергианской ересью и ересью экуменизма, и породил характерную псевдодуховность: лжестарчество, насаждаемую в умы последователей «непогрешимость» высшей иерархии, то есть, на лицо старание воспитать лояльного, послушного, раболепного, не думающего и подобострастного члена организации; рукоположение в священный сан без особого разбора, целенаправленное преподание пастве перетолкованных на свой лад, лживых  данных о новейшей истории Русской Церкви и государства, культ наживы, двойных стандартов, разврат, россыпь  всяких лже-учений апокалиптического характера, культ политико-мотивированных канонизаций; вообщем эксплуатация своих последователей под тщательно скрываемыми политико-религиозными, культурологическими и иными личинами, в угоду или по заказу власти. Ну, а если человек оказался совестным, думающим и чутким к Христовой истине, и не попадает в психологические ловушки, тогда жестокое гонение, клевета, даже физическая расправа гарантирована этой «системой». Кстати, это также несомненный  симптом деструктивного культа.  «Св. Феофан Затворник, — писал архим. Константин, — предсказывал о последнем этапе Отступления в Церкви: внешнее подобие Церкви, лишенной благодати и являющейся только ее обманчиво-соблазнительной видимостью. Вся атмосфера Отступления есть тот питательный бульон, в котором растут все бациллы антихристовы, вырастая в конечном итоге в двуликий образ самого антихриста, одновременно являющегося и воинствующим христоборцем, и облеченным в обманную видимость христопредателем». Последние слова, на мой взгляд, хорошо показывают характер религиозной организации МП и её мнимо духовного опыта. Потому что «система патриархии» сумела в нынешнем постсоветском государстве, будучи сама продуктом тоталитарной большевитской державы, взять на себя роль идеологического «поводыря», что естественно привело, вместо настоящего покаяния, к порождению шовинизма, гибридного советско-православного российского национал-социализма и агрессивного «православного талибана», в постсоветском обществе не могущем увидеть разницу между идеологией и искренной истинной верой во Христа. А ведь такое положение и состояние есть плод гордости, самообольщения и нераскаянности. Вот почему человеку осозвнавшему неправду «системы» МП, желательно немедля её покинуть, не обманывая себя ложной идеей о борьбе изнутри, так как пребывание в религиозной организации основаной на лжи, несёт серьёзную опасность, для духовного и психического здоровья личности, ставит под угрозу и вопрос, дело спасения души и надежды на блаженную вечность.  Оттого сознательный переход в РПЦЗ, присоеденение к Христовой Церкви, является мужественным шагом, часто связанным с глубоким душевным и психологическим потрясением. И это не удивительно, ведь доверее лжи, как правде, жизнь многие годы в таком состоянии, нанесла душе раны и принесла опыт, который теперь надо критически пересмотреть, с покаянной молитвой ко Господу и помощью опытного духовника, уже на основании Св. Предания Христовой Церкви. Но в любом случае этот отрицательный опыт стоит воспринимать, как урок попущенный Богом в различении добра и зла. Важно не унывать, не принимать необоснованных страхов, смущений и  беспокойств, сомнений, которые очень сильно может внушать враг нашего спасения, для этого есть оружие: исповедь и совет с архиереем или опытным священнослужителем. В это нелегкое время необходимо с терпением учиться не страшиться преследований, угроз, клеветы от «заблудших» братьев. Очень важно в этот трудный период не озлобиться против гонителей, терпеть всё ради Христа.   

   Немало священнослужителей, монашествующих и мирян нашей Церкви — это люди перешедшие из МП, поэтому некоторые возникающие проблемы, как в духовной жизни, так и приходской жизни, даже через годы, могут нести «печать» пребывания в МП. Об этом и других  опасностях нужно всегда помнить и быть внимательными. К примеру, часто некоторых священнослужителей перешедших из МП, прямо как «магнитом», вместо учения Христова, влекут бредовые идеи, лже-учения патриархийных лжестарцев или суррогаты различных умников, апокалиптического характера, а ведь эта организация самый настоящий «мутный источник». Хлебнёшь из этого «источника» и заразишься, а потом беда: для души, прихода и нашей Церкви, головная боль для архиерея. Оттого выше изложенные советы, мысли и предостережения, являются не сухой теорией, а живым опытом людей переживших его на себе.

      Меня, за это доклад, могут попрекнуть: «мол, опять о патриархии…».  Потому окончу свой доклад обернув своё внимание на жизнь нашей Церкви. Мы все считаем себя церковными людьми, верными чадами РПЦЗ, но понимаем ли, что это значит для нас? Преподобный Иустин Попович учил, что Церковь — это Богочеловек Иисус Христос. Потому точно замечает иеромонах Серафим Роуз: «Весь смысл Церкви в том, чтобы Христос был в сердце, но можно всю жизнь прожить связанным с Православной Церковью и сердцем так и не пробудиться». Итак, коль мы считаем себя церковными людьми, то должны умом и сердцем постигать, что Церковь нас делает соприродными Христу и ставит перед нами цель нашей христианской церковной жизни, которую кратко резюмирует в своём послании апостол Петр: «… дабы вы… соделались причастниками Божеского естества…» (2 Петр.1:3-4). А раз мы чада Христа, то мы и призваные к ОБОЖЕНИЮ. Поэтому как же среди нас: пересуды, распри, споры, обиды, неправильное понимание церковной соборности — вольное или невольное отождествление её с демократией и анархией, клевета и озлобленность. Как мы можем всю нашу частную христианскую жизнь и церковную, вместо покаянного молитвенного делания, превращать в арену словесных баталий и политиканства? Неужели не ясно, что это явные плоды дьявольские: «… Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь…» (Мф.7:16-20). Неужели мы так не любим нашу маленькую Русскую Православную Церковь Заграницей, что не боимся потерять Божий дар — Церковь, а значит спасение!

   Архиепископ Аверкий (Таушев) писал: «Православие истинное – не в одном формальном признании, холодном принятии на веру, одним умом, известной суммы отвлеченных догматических положений, а – в духе и жизни. В истинном Православии – вера и жизнь по вере, или благочестие, неотделимы. Прекрасно говорит об этом великий Отец Церкви св. Кирилл Иерусалимский: «Образ благочестия состоит из двух вещей: из благочестивых догматов и добрых дел. И догматы без добрых дел не благоугодны Богу, и дела, совершаемые без благочестивых догматов, не приемлются Богом. – Что пользы хорошо знать догматы о Боге, и срамно любодействовать?» (Огласит. п. IV). Вот почему, как древние Отцы Церкви, так и наши Российские (см. напр. у св. Тихона Задонского и у Еп. Феофана Затворника), ясно учат, что истинно-православным является не тот, кто лишь холодным умом принимает догматы св. Православия, но тот, «кто православно мыслит, православно чувствует и православно живет». (О значении епископского звания и собора епископов вообще. Архиепископ Аверкий 1956 г. Архиерейскому Собору).

   В Евангелии, от апостола Матфея, читаем: «… какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его». (Матф. 16. 26-27). Поэтому, на мой взгляд, осознание своей греховности, опытное познание своей немощи и недостоинства, сокрушение, смиренномудрие, отсюда раждающееся стремление и старание обратить свою частную духовную жизнь к молитвенно-покаянному деланию по Заповедям Божьим, учению Св. Церкви и Св. Отцов. Вот что, прежде всего, необходимо приобретать для преображения, как частной, так тем более, общецерковной жизни. Ведь молитва — это мать всех добродетелей и ей нужно обучаться. Довершу словами апостола Петра, которые обращенны к каждому христианину, независимо от сана и звания, к каждому из нас: «… покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь… ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа». (2 Петр. 1.5-11).

июль 2015 года.                                       + Архиепископ Георгий (Кравченко)