(1906-1976)
Александр Павлович Таушев родился 19 октября (1 ноября) 1906 в г. Казани в благородной семье. Его отец, государственный служащий, по долгу службы часто разъезжал по России, и это позволило юному Александру познакомиться с сердцем Святой Руси — её монастырями и святынями. И хотя Александр рано покинул Родину, память об этих святых местах сопутствовала ему всю его последующую жизнь. С раннего детства Александра привлекали книги духовного содержания, такие как «Невидимая брань» и уже с 7 или 8 лет он почувствовал отчуждение от обыкновенной мирской жизни и подсознательное тяготение к монашеству.
Во время гражданской войны семья Таушевых покинула Родину и поселилась в болгарском городе Варне, в котором Александр продолжал свою учёбу до 1926 года. В эти годы, самое сильное религиозное влияние на него оказывали местный храм и его настоятель, отец Иоанн Слунин.
В 1925 году, в Варну приехал епископ, который определил направление жизни Александра. Это был архиепископ Феофан Полтавский — строгий монах, молитвенник и богослов в истинно святоотеческой традиции. После встречи с Владыкой Феофаном, у молодого студента появилось решительное стремление к монашеству. С благословения архиепископа Феофана Александр поступил на Богословский факультет Софийского Державного университета, который он блестяще закончил в 1930 году, а затем поехал на Карпатскую Русь с намерением принять монашество и служить Русской Церкви. В 1931 Александр там принял постриг, через год был рукоположен в иеромонахи и начал обслуживать местные приходы и помогать настоятелю Свято-Николаевского монастыря близ села Изы. Вскоре он также получил обязанность редактора епархиального издания и преподавателя катехизиса в средних школах.
В 1945 году, отец Аверкий переехал в Мюнхен и продолжал заниматься законоучительством. В 1950 году Синод назначил о. Аверкия на должность председателя Миссионерско-просветительного комитета при Архиерейском Синоде. В 1951 году архимандрит Аверкий прибыл в Америку и вскоре был приглашён в новоорганизованную Свято-Троицкую духовную семинарию для преподавания Нового Завета, литургики и гомилетики. В 1952 он был утверждён в должности ректора Свято-Троицкой семинарии, в 1953 назначен правящим архиереем Сиракузско-Троицкой епархии, а в 1960, после кончины архиепископа Виталия, стал настоятелем Свято-Троицкой обители. Совмещая эти три должности, Владыка Аверкий до своей смерти продолжал дело просвещения православных верующих, как будущих пастырей в семинарии (за эти годы из окончивших семинарию около 100 человек приняло священство), так и всех людей, читающих монастырские издания, содержание которых отличалось своим благочестием и строгим богословием. Проповеди Владыки Аверкия печатались в издаваемом в монастыре журнале «Православная Русь».
Аверкий (Таушев) был в числе первых, кто исследовал ритуально-мистический смысл убийства царской семьи. «Оно, — писал он, — было продумано и организовано не кем другим, как слугами грядущего антихриста — теми продавшими свою душу сатане, которые ведут самую напряженную подготовку к скорейшему воцарению в мире врага Христова — антихриста. Они отлично понимали, что главное препятствие, стоявшее на их пути, — православная царская Россия. А потому надо уничтожить Россию православную, устроив на месте её безбожное богоборческое государство, которое постепенно распространило бы свою власть над всем миром. А для скорейшего и вернейшего уничтожения России надо было уничтожить того, кто был живым символом её, — царя православного…»
Русский народ, считал архиеп. Аверкий, виновен в том, что он проявил себя слишком наивным и доверчивым к обольстившим его врагам своим, поддался их лукавой пропаганде и не оказал достаточно сильного сопротивления. Его пророчески предостерегали, предрекая надвигающуюся страшную катастрофу, великие русские праведники и святые, и прежде всего Феофан Затворник и св. прав. Иоанн Кронштадтский. С их прозрениями и предупреждениями следовало бы хорошо познакомиться всем русским людям, вместо того чтобы впустую, бесплодно тратить время на взаимные споры и раздоры, выясняя причины постигшего Россию бедствия. Все предсказанное ими в точности исполнилось, а это, казалось бы, должно было бы убеждать нас в их безусловной правоте и побуждать с полным доверием отнестись к их указаниям и советам, что надо делать, чтобы изжить последствия этой страшной кровавой катастрофы.
Всегда красноречиво высказывался по поводу сергианского раскола 1927 года (РПЦ МП). В 1969 году заявил об отношении РПЦЗ к т.н. «мировому православию»: «Поскольку сейчас все православные поместные церкви вошли в состав «Мирового Совета Церквей», и тем самым изменили Православию и поклонились сатане, наступило время нашей полной обособленности».
Скончался Архиепископ Аверкий 31 марта (13 апреля) 1976 г. Похоронен в крипте под алтарём главного храма Свято-Троицкого монастыря.
Иеромонах СЕРАФИМ (Роуз): Архиепископ Аверкий и его значение для Вселенской Православной Церкви
Избранные труды Архиепископа Аверкия
РПЦЗ в современном мире
«Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей», — Джорданвилль, 1960.
«Действо льсти» – в полном, разгаре! — Современность в свете слова Божия. Слова и речи. Том III. Джорданвилль, 1975. — стр. 52-59.
Покров Божией Матери над Россией и Русская Зарубежная Церковь (1986) — «Православная жизнь», № 4 за 1986 г.
Русский народ перед концом света
Чин Православия и наше время (1954) — Современность в свете Слова Божия: Слова и речи. В 4 томах. — Джорданвилль: Том 1. 1951-1960
Духовный большевизм, — Джорданвилль, 1957.
Мир и непримиримость, — Джорданвилль, 1957.
Неужели не пора, наконец, прозреть и опомниться? — Джорданвилль, 1961.
Провозвестник кары русскому народу (Епископ Феофан Затворник). — Джорданвилль, 1964.
«Соль обуевает» – знамение приближения конца (1967), — Истинное Православие и современный мир: Сборник статей и речей ко дню сорокалетия священнослужения. — Jordanville: Типография преп. Иова Почаевского. Holy Trinity Russian Orthodox Monastery, 1971. — С. 126-140.
О сатанизме и коммунизме, — 1968.
Истинное православие и его враги в современном мире. — Джорданвилль, 1971. 309 с.
Что такое Православие?, — 1974.
Сатанинская природа бунта (ко дню Русской Скорби), — 1974.
Церковное прославление приснопамятного отца Иоанна Кронштадтского. К чему оно нас обязывает?, — 1990.
О чём напоминает нам Новый Год?
С какой «вселенской церковью» учат нас объединяться? Духовные основы папизма.
Что нам необходимо знать и помнить?, — Современность в свете слова Божия. Том II. cтр. 25-29.
Поучения на Евангельские и церковные события
«Праведник во веки живет»… — Джорданвилль, 1953.
Храните веру Православную, завещанную нам святым князем Владимиром! — Православная Русь. № 14, 1954. Стр. 3-5.
Сознаём ли мы ещё себя духовными чадами св. кн. Владимира?
Крест Христов — орудие спасения нашего.
«Покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором».
«Второй Предтеча пришествия Христова».
Руководство к изучению Священного Писания: Четвероевангелие. — Джорданвилль, 1954. 354 с.
Руководство к изучению Священного Писания: Апостол. — Джорданвилль, 1956. 454 с.
Вопросы и ответы, — Джорданвилль, Извлечение из журнала «Православная Русь». типография преп. Иова Почаевского. 1958.
Слово в Храме-Памятнике святому Иоанну Кронштадтскому, — Гор. Ютика. 19 окт./1 ноября 1970 г.
Встреча с Господом (Мысли на Сретение Господне).
«Что есть истина?», — 1972.
«Во успении мира не оставила еси, Богородице».
К вопросу о старой и новой орфографии.
Как проводим мы Великий Пост? — Современность в свете слова Божия. Слова и речи. Том II. 1975. — стр. 475-482.
Св. праведный Иоанн Кронштадтский — пророк Божий, посланный России на вразумление.
Русская Православная Церковь Заграницей и наш Свято-Владимирский путь.
Семь Вселенских Соборов. — СПб.: 1995. 143 с.
Апокалипсис в учении древнего христианства / Пер. с англ. — М.: Российское отделение Валаамского Общества Америки, 2001. — 262 с. (в соавторстве с иером. Серафимом /Роуз/).
Собрание трудов Архиепископа Аверкия в 4-х томах
Современность в свете Слова Божия: Слова и речи. В 4 томах. — Джорданвилль: Том 1. 1951-1960
Современность в свете Слова Божия: Слова и речи. В 4 томах. — Джорданвилль: Том 2. 1961-1968
Современность в свете Слова Божия: Слова и речи. В 4 томах. — Джорданвилль: Том 3. 1969-1973
Современность в свете Слова Божия: Слова и речи. В 4 томах. — Джорданвилль: Том 4. 1974-1975
Архиепископ Аверкий Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие.
Архиепископ Аверкий Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский – обличитель современной ереси нео-хилиазма
Архиепископ Аверкий Придет ли Антихрист и когда?
Архиепископ Аверкий Православие и его враги
Архиепископ Аверкий Христианин в современном мире
Архиепископ Аверкий В чем истинное Православие, и храним ли мы его?
Архиепископ Аверкий Есть ли у нас покаяние?
Архиепископ Аверкий Боже, милостив буди нам, грешным!