Дамиан Говоров, архиепископ: Биография

(в миру Дмитрий Григорьевич Говоров) († 6/19 Апрель 1936г.)

Владыка Дамиан родился 8 февраля 1855 года в селе Николаевке Таганрогского округа земли Войска Донского в семье священника Григория и Агафии Дмитриевны Костюковой, дочери диакона Донской епархии.

В 1878 году окончил Екатеринославскую духовную семинарию в звании студента.

С 1878 года — преподаватель Симферопольского духовного училища.

18 января 1881 года рукоположён во иерея и поставлен для служения в церкви Семи Херсонесских священномучеников при Симферопольском духовном училище.

В сентябре 1882 года переведён в Керчь, назначен настоятелем Захарие-Елисаветинской церкви. Преподавал Закон Божий в Керченском Кушниковском институте, Керченской женской гимназии, Мариинском детском приюте и в ряде городских училищ.

В 1898 году назначен настоятелем керченского Свято-Троицкого собора и благочинным приходов Керченского округа. В Керчи и в селах округа открыл несколько церковных школ. Особое внимание уделял борьбе с сектантской и атеистической пропагандой, вёл активную миссионерскую деятельность среди раскольников.

Подобно праведному Иоанну Кронштадтскому молодой священник много внимания уделял отошедшим от православия людям «дна». Каждое воскресение о. Димитрий ездил в городской ночлежный дом, где проводил беседы, читал проповеди. Как отмечено в одной из статей о почившем владыке, в результате этой деятельности «многие ушедшие от церкви снова возвратились в её лоно».

27 марта 1899 году возведён в сан протоиерея.

1 октября 1903 года назначен настоятелем Александро-Невской церкви в Севастополе. 11 января 1905 года переведён в Харьков настоятелем Петропавловской церкви. В 1907 году поступил в Киевскую духовную академию. На первом курсе обучения овдовел.

Окончил академию в 1911 году со степенью кандидата богословия.

22 сентября 1911 года в Киево-Печерской лавре митрополитом Киевским и Галицким Флавианом (Городецким) пострижен в монашество с именем Дамиан.

Некоторое время иеромонах Дамиан читал лекции для всех 1500 монахов лавры, а в декабре 1911 года его возводят в сан архимандрита и назначают ректором Кишиневской духовной семинарии. 5 лет проработал в этом учебном заведении о. Дамиан, за это время в нём было совершено много полезных преобразований, за что от Священного Синода им была получена особая благодарность.

29 ноября 1911 года назначен ректором Кишинёвской духовной семинарии, а 4 декабря в Киево-Печерской лавре возведен епископом Каневским Иннокентием (Ястребовым) в сан архимандрита.

28 марта 1916 года назначен на должность штатного члена Грузино-Имеретинской Синодальной Конторы.

26 апреля 1916 года в Сионском соборе в Тифлисе состоялась хиротония архимандрита Дамиана во епископа Эриванского. В его подчинении находились Эриванская и Елезаветпольская епархии и входящий тогда в состав России Карс. Во время отсутствия экзарха Грузии под распоряжением епископа Дамиана оставался весь грузинский экзархат. В дни революции он был переведён на Волгу в Саратовскую епархию, стал первым викарием, епископом Петровским. Он участвует в выборах саратовского архиерея в 1917 г., которых рассказывалось в главе «Саратовская епархия».

3 июля 1917 году — епископ Петровский, викарий Саратовской епархии.

Предвидя жестокости и мучения, которые обрушат на Русскую православную церковь большевики, святитель Тихон назначал архиеерев во все более или менее значимые российские города и даже селения. Так появились епископы в Камышине, Покровске, Нижнем Чиру, Усть-Медведицкой. У некоторых из них не было ясного церковно-административного статуса: они не были епархиальными владыками, поскольку новые епархии не создавались, но вместе с тем их нельзя было назвать викарными епископами, так как они не всегда находились в полном подчинении у епархиального архиерея.

Для святителя главным было сохранение православной жизни в России, которая, по его вещему предвидению, могла быть более полной при наличии архипастыря. Так в 1918 году впервые появился епископ в Царицыне. Это назначение совпало с созданием новой властью Царицынской губернии, поэтому святитель Тихон поручает новому архиерею устройство новой епархии, которая из-за продолжающихся боёв гражданской войны и внутренних неурядиц в стране не имела  чётко определённой территории.

Первым епископом Царицынским стал Дамиан. Ко времени пребытия в Царицын он уже имел опыт архипастырской деятельности.

21 сентября (4 октября) 1918 года постановлением Священного Синода № 814 на жительство в Царицын был перемещён первый викарий Саратовской епархии епископ Петровский Дамиан. При этом его титул стал «Царицынский», а титул правящего — «Саратовский и Петровский» вместо «Саратовский и Царицынский»[1].

В августе 1919 года он эвакуировался в Ставрополь, в конце октября возвратился. Его усилиями в городе открывается пастырско-богословское училище, прообраз нынешнего Царицынского православного университета, создается Александро-Невское братство. Но к концу года Красная армия окружает Царицын, и 3-го января 1920 г. он снова переходит в руки большевиков.

Владыка уезжает сначала в Ростов, потом в Крым. Здесь в Севастополе он основывает смешанную гимназию. В Крыму владыка стал во главе Свято-Владимирского православного братства (как сказано в одной из газет, «в Херсонесе у купели святого князя Владимира»), которым руководил до последних своих дней. В 1936 году, буквально за несколько дней до кончины владыки, в болгарском городе Асеновграде вышла в свет брошюра «Всероссийское Свято-Владимирское братство ко дню его 15-летия и 80-летия Председателя Братства Высокопреосвященнейшего Дамиана, архиепископа Царицынского».

Вместе с остатками Русской армии Врангеля епископ Дамиан покинул Крым в ноябре 1920 года. Более года находился в Константинополе, где служил по воскресениям и праздничным дням в посольской Харбиевской церкви, разрушенной впоследствии большевиками, и преподавал Закон Божий в школе при этом храме. Очевидцы отмечали, что он оказывал духовную и материальную поддержку русской эмиграции.

В 1921 году переселился в Болгарию, надеясь там воплотить в жизнь свои начинания. Страны Балканского полуострова нуждались в духовенстве, и образованные священнослужители из России высоко ценились.

В 1921 году епископ Дамиан переселился в Болгарию.  6/19 мая 1922 г.  синод Болгарской церкви назначает его в  Бачский ставропигиальный монастырь. Вскоре ему было поручено управление монастырём св. Кирика близ г. Станимака (позже город был переименован в Асеновград). Он продолжил работу по организации пастырско-богословского училища, вновь открыв его здесь в 1922 г. Биограф сообщает: «…Сколько скорбей и невзгод пришлось пережить ему, особенно в первые годы существования училища, когда средств не было никаких и скудость во всём была так велика, что временами в монастыре не было хлеба». Учащиеся, с большой любовью и уважением относящиеся к владыке и называвшие его за глаза ласково Дедушкой.

4/17 января 1922 года определением Высшего Русского Церковного Управления Заграницей епископу Дамиану было разрешено открыть в Болгарии проектируемое им пастырское училище[2].

6/19 мая 1922 года Священным Синодом Болгарской православной церкви назначен в Бачковский ставропигиальный монастырь «с поручением быть наставником и духовным руководителем братии монастыря, учеников священнического училища и всех богомольцев, посещающих монастырь»[3].

Следующее известие о владыке датируется 16/29 сентября 1922 г.: в этот день епископа Дамиана назначили начальником учебных  заведений.

11/24 сентября того же года послал во Временный Архиерейский Синод РПЦЗ письмо, в котором сообщал: «Священный Болгарский Синод, по моей просьбе, назначил меня игуменом ставропигиального монастыря Св. Кирика, Пловдивской епархии, где я, с разрешения Высшего Церковного Управления, открываю пастырско-богословское училище»[4].

Управляющий русскими приходами в Болгарии епископ Серафим (Соболев), вначале относившийся к начинанию скептически, также высоко оценил деятельность епископа Дамиана.

10 августа в этом училище закончился первый год его деятельности. На экзамены из Сремских Карловцев приехал представитель (делегат, как тогда говорили) синода РПЦЗ архиепископ Кишинёвский Анастасий. Ему сообщили, что год назад в училище подали прошения 75 человек, из них 43 было зачислено. Однако число стипендий было незначительным (их выделил только известный благотворитель того времени князь Лобанов-Ростовский, проживающий в Софии), поэтому к концу курса осталось только 19 студентов. Экзамены сдавало 11 человек, в т.ч. один болгарин. Архиепископ Анастасий отметил высокий уровень знаний испытуемых. В газете высказывается надежда, что это училище не умрёт, продолжит свою важную деятельность. Но трудностей у единственного духовного учебного заведения для эмигрантов было много.

В номере «Церковных ведомостей» от 24 декабря 1925 г. сообщается, что в память об освящении в Софии храма святого Александра Невского (между прочим, весьма напоминающего одноимённый царицынский храм) царь Болгарии среди прочих россиян наградил орденом и епископа Дамиана.


13 мая 1930 года за просветительскую и миссионерскую деятельность был возведён Архиерейским Собором Русской Православной Церкви за границей в сан архиепископа.

Несмотря на все трудности, училище существовало, многих оно поставило на ноги. Из среды учеников царицынского архиерея вышло немало хороших священников. Всего за годы существования пастырского училища в Станимаке было выпущено 50 человек.

Из посмертных публикаций можно узнать о деятельности владыки Дамиана в последние годы и о чертах его характера. Г. Шавельский называет царицынского архиерея подвижником, великим патриотом, до последней минуты не перестававшим печалиться о том, как бы помочь будущей России. А. Берков пишет: «Дни у него были заняты церковными службами и чтением ученикам лекций, а почти целые ночи – писанием корреспонденции и т.д.»  Знавшие архиепископа характеризовали его как доброго, приветливого, всегда в весёлом расположении духа, не покидавшем его до последних дней земной жизни. Он и ко всем людям относился с пониманием и всепрощением. В своём надгробном слове митрополит Софийский Стефан рассказал, что знаменитую шубу царицынского архиерея, единственную относительно ценную вещь в его келье, украл какой-то потерявший совесть человек. Владыка, обнаружив пропажу, сказал с улыбкой: «Ну что ж? Взял — видно, нужно ему было. Бог с ним!»

В 1935 г. архиерей перенёс воспаление лёгких, подорвавшее его сердце. На следующий год у него началась водянка, и владыка Дамиан был вынужден покинуть монастырь и лечь в софийский госпиталь. Но и здесь он продолжал интересоваться делами училища, зарубежной церкви, русского эмигрантского общества. В первый день Пасхи архиепископ встал с постели, прошёл по палатам и поздравил всех больных со Светлым Воскресением Христовым. А через неделю, 6/19 апреля, в Фомино воскресенье, в 2 часа дня владыки не стало.

Отпевание прошло в русском Свято-Николаевском храме в Софии, его совершили митрополит Софийский Стефан, управляющий русскими православными общинами в Болгарии архиепископ Серафим, ректор Софийской духовной семинарии епископ Анфим, которым сослужили протопресвитер о. Георгий Шавельский, десять священников и 
четыре дьякона. 9/22 апреля владыка  был погребён на софийском Русском кладбище.

Творения:

  • В единении сила. — Константинополь, 1921.Руководство по предмету пастырского богословия. — София, 1928. 129 с.

О пастырско-богословском училище в Болгарии см.:

  • Дамиан (Говоров), еп. Пастырско-богословское училище // Вестник Русского студенческого движения в Западной Европе. 1996. N 6. С. 10-11.

Составлено по источникам:

  • Русские писатели эмиграции: Биографические сведения и библиография их книг по богословию, религиозной философии, церковной истории и православной культуре: 1921-1972 / Составитель Н. М. Зернов.- Boston: G. K. Hall & Co., 1973.
  • Историко-биографический справочник «Архиереи Русской Православной Церкви Заграницей»
  • Архиепископ Никон (Рклицкий). «Жизнеописание Блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого » в 17 тт. т. VII, с. 259. Нью-Йорк,1956-1969 гг.;
  • В.Н.Косик. «Русское церковное зарубежье: XX век в биографиях духовенства от Америки до Японии». М., ПСТГУ, 2008, сс.118-120;
  • А. Кострюков. «Русская Зарубежная Церковь в первой половине 1920-х годов. Организация церковного управления в эмиграции» М, ПСТГУ, 2007, с.369)
  • Иванов С.М., Супрун В.И. «Православие на волгоградской земле:епархии и епископы». http://www.volgaprav.ru/about_eparchy/persons/arxiepiskop-damian-govorov/