Дорогие братья во Христе!
Те нестроения, которые имеют место в нашей Церкви, заставляют нас задуматься о том, почему они попущены Богом, в чем наши ошибки, что и как надо исправить, чтобы утишить бурю, в которую попал наш Церковный корабль.
Не так может быть страшна буря, которая способствовала появлению трещины церковного братства, сколько ее последствия, если не провести серьезного анализа причин нестроений и не устранить их.
Я давно размышлял о тех процессах, которые происходят в Церкви, молился, старался осмыслить происходящее, искал подтверждения своим выводам в беседах с мыслящими людьми или читая их публикации.
Пропустив через свои мозги и душу многоводный мутный поток интернет-соборных и сайтовых публикаций, нашел некоторые выкладки, звучащими в унисон с моими рассуждениями, прежде всего это:
- Послание Синода Греческих старостильников Митрополиту Агафангелу и его ответ.
- Размышление о.Александра из Санкт-Петербургской епархии о приеме в РПЗЦ, и еще некоторых, на мой взгляд, здравомыслящих людей.
- «Надо понять, что Вы долгое время находились в лжецеркви, которая насаждает в души своих членов лжедуховность, которая укореняется и крепнет тем более, чем более человек в ней находится.
- Согласиться с тем, что мы более советские (в силу своего воспитания) нежели русские (о себе я это понял в Америке, общаясь с о.Всеволодом и о.Григорием).
- Научиться не доверять себе, проверяя свои действия через духовника или опытного единомысленного брата (не патриархийных).
- Уразуметь науку помысла, его развития, источники его появления и методы борьбы с помыслами, от врага всеваемыми, (не знание этого делает нас легкой добычей демонов).
Греки считают первопричиной нестроений «принятие в нашу Церковь без должного внимания, клириков из официальной Церкви»… далее о последствиях «эти лица потом создали раздоры и стали причиной разделений. Сегодня они возглавляют раскольнические группировки в Греции…»
В ответном письме Владыка Агафангел соглашается с этим доводом, говоря: «Вы совершенно правы в том, что мы, желая преумножения Русской Зарубежной Церкви, не всегда были достаточно внимательны и взыскательны к тем, кто обращался к нам с просьбой о приеме, и теперь нам приходится пожинать плоды раздоров, учиненных такими людьми».
Ситуация, которую описывают греки, очень похожа на то, что происходит у нас. Но и они не до конца понимают, и не могут понять сложности нашего положения. Нам приходится иметь дело с двухглавым змеем: одна глава которого – лжедуховность патриархии, а вторая – советское воспитание.
В письме к одному из священников, пришедших из МП, мною написано:
А если все это объединить, то кратко можно сказать так – мы выросли из МП и вышли из нее, но не освободились до конца ни от лжедуховности, ни от советскости в худшем ее понимании».
Лжедуховность отличается от истинной духовности тем, что ее основанием является самомнение, тогда как истинная духовность зиждется на смиренномудрии.
Советскость – это замена истинной духовности и религиозности идеологией, которая не объединяет людей, как Церковь Христова, а разделяет (ставит по разную сторону баррикад), противопоставляя белых красным, буржуазию пролетариату и т.д. и т.п.
Советскость – это прерванная и извращенная культура, уничтоженная интеллигентность (элита), это опущение до уровня эмоционально-чувственного (т.е. душевно-плотского), это истребление и уничтожение (ныне чаще смещение) и отвержение всего, что не вписывается в идеологические рамки.
Замысловатый синтез этих двух понятий являет нам портрет человека, находящегося или недавно вышедшего из МП (а иногда, к сожалению, и давно вышедшего, но не понявшего, что МП – это лжецерковь).
К этому портрету хочу добавить то, что многие не понимают правильный внутренний порядок, правильной расстановки ценностей. У человека порядочного на первом месте духовное – Христос, Его Церковное Тело (Церковь), дело спасения. На втором душевное – отношение к отдельным лицам, группам, движениям. На третьем – плотское и материальное.
Человек духовный ради главного духовного жертвует и душевным, и материальным, а люди с поврежденной духовностью ради своих человеческих (душевных) убеждений (идей) готовы жертвовать всем, в том числе и духовным.
Не хочу упрощать ситуации – среди церковных революционеров есть и инфильтранты («засланные казачки»), пришедшие дискредитировать РПЦЗ, возможны и люди, ищущие корысти, но в основном, думается это новоприсоединенные, неадаптированные к Истиной Церкви люди, с перечисленными и упущенными мною недостатками.
Именно они с присущей им страстностью и категоричностью в подавляющем большинстве участвуют во всех интернетных обсуждениях, не имея цели услышать для себя что-либо ценное, а имея единственное желание настоять на своем, не сомневаясь в своей непогрешимости (в силу приведенных выше причин).
Не умея доказать свою исключительность и непогрешимость в истине, такие борцы переходят к обвинениям, причем излагают их часто в низкопробных словосочетаниях и оборотах речи, обнажающих их «культуру и воспитание», которые и по стилю, и по смыслу можно классифицировать как хамство и наглость.
Особенное омерзение это вызывает, когда потерявшие страх Божий, грязью обливают священноначалие (об этом писали вл.Андроник и о.Герман Иванов-Тринадцатый), а это уже совсем не- безобидно.
Однажды кто-то из знакомых Митрополита Филарета (Дроздова) пошутил, изменив голос, в приемной Высокопреосвященного. Вышло искушение, после чего вл.Филарет прервал со своим знакомцем-остряком всякое общение. И думаю, сделал это не из гордости, а понимая, что вольности в отношениях со священноначалием ведут к дискредитации и разрушению Церкви (затянувшийся диалог Митрополита Агафангела с Назаровым).
Используя опыт РПЗЦ, и учитывая нынешнее нестроение, предлагаю:
а) Не только не отвечать и не принимать прошения, написанные в вольном стиле, или имеющие подобный смысл, но подумать о своевременном пресечении всякого вольного обращения к священноначалию (о.Евгений Корягин и др.).
б) Принимать своевременные решительные меры ко всем превышающим свои полномочия (епархия, приход).
в) Пересмотреть работу Интернет-собора, принимая любые мнения, высказанные достойно в смысловом и стилистическом ракурсе, отвергая, и после первого предупреждения блокируя всех, кто этому не следует.
г) Упразднить все приходы МП под омофором Первоиерарха РПЦЗ, переподчинив их епархиальным архиереям.
д) Создать хотя бы единственное место в РФ для реабилитации приходящих из МП, назначить им духовника.
Послесловие следует.
Помогайте мне своими отзывами.
Недостойный + епископ Афанасий