Из переписки Архиепископа Антония Женевского с Митрополитом Филаретом
Архиепископ Антоний (из письма Митрополиту Филарету от 12/25-го мая 1976 г.):
«Вы полагаете, что уйдя из нашей Церкви, т.е. совершивши грех, митроп. Евлогий с присными своими АВТОМАТИЧЕСКИ лишился благодати! Но является ли такая точка зрения правильной и отвечает ли она полностью учению нашей Церкви? ЗНАЕТ ЛИ ЦЕРКОВЬ ОБ АВТОМАТИЧЕСКОМ ЛИШЕНИИ БЛАГОДАТИ? Я дерзаю думать, что на этот вопрос может быть только отрицательный ответ!».
Архиепископ Антоний (из письма Митрополиту Филарету от 7 июля 1976 г.):
«Церковь православная не знает автоматического лишения благодати. А раз не было судебного решения о лишении благодати, то как же мы может утверждать, что ушедшие от нас сами себя лишили благодати?
О какой бы наступил хаос в Церкви если бы согрешившие до судебного ещё о них решения, автоматически лишались бы благодати. Кто был бы судиею, в таком случае, согрешившего священнослужителя, если не сама Церковь. Одни бы считали, что такой то грех лишил такого то священнослужителя благодати, другие — бы считали лишенным благодати другого священника или архиерея, за мнимый может быть даже грех и в этой путанице и произволе никто не мог бы разобраться. Вот почему Церковь и установила твердый порядок в этом вопросе.
Согрешивший священнослужитель подлежит суду Церкви, которая до суда и вынесения о нем решения запрещает его в священнослужении. Что значит это запрещение? Значит, что согрешивший не лишается автоматически благодати после греха, и что Церковь возбраняет ему до суда пользоваться ею. Священнослужитель остается священнослужителем, но ему запрещается пользоваться благодатью, раздавать её верующим. И только церковный суд может лишить благодати и сделать священнослужителя рядовым мирянином.
Поелику такого церковного суда и решения об «евлогианах» не было, каждый из нас в отдельности не мотет судить об их благодатности или безблагодатности, т.е. предвосхищать суд Церкви». <…>
Вопрос весь заключается в том, что признаете ли Вы возможность автоматически лишиться благодати или только по суду Церкви? Буду очень благодарен если Вы письменно ответите на этот вопрос!»
Митрополит Филарет (из письма Архиепископу Антонию от 25 авг./7 сен. 1976 г.):
«Всем, кажется, известен тот факт, что священнослужитель, совершивший смертный грех и по канонам, заслуживающий лишения сана, однако не лишается благодати до изречения над ним церковного суда. Поэтому, совершаемые им после греха священнодействия — действительны, хотя служат к вящему его осуждению. И только после суда и осуждения, определения о лишении его сана, его священнодействия будут уже безблагодатными «манипуляциями» не имеющими никакой законной силы. На этой точке зрения всецело стою и я, и «автоматического» лишения благодати не знаю. — Но…
Если бы митр. Евлогий, сам или со своими последователями совершили бы какой-либо тяжкий грех, то это не отняло бы благодатной силы от его священнодействий — до суда и приговора над ним. И прещения.
Но ведь в данном случае дело совсем не в каком-либо грехе, греховном падении — а в отрыве от Церкви! Это — дело совсем иное! Ведь Вл. Митр. Антоний в своём пасхальном послании точно разъяснил, что ушедшие в раскол — отпали от единения с Церковью! Следственно, не в силу какого-то запрещения извне, а по самому существу дела, они сами оторвали себя от источника благодати, текущего только в Церкви…»