Когда Господь Бог сотворил наш видимый мир, Он не только поставил всю вселенную под управление определенных физических законов, но также вложил в нее определенные силы, которыми она до сих пор управляется и держится. Таковы, например, сила тяготения, сила магнетизма, сила электроэнергии. Но превыше этих физических, видимых сил над миром действуют и миром управляют силы духовные, невидимые, которые легко превышают действие сил физических: это силы веры и любви.
В двух воскресных евангельских чтениях – о буре на море Тивериадском и об исцелении бесноватого юноши – Господь раскрывает нам сущность первой из этих сил – силу веры, и объясняет условия, при которых она только и может действовать.
Сама сила веры весьма велика. Апостол Павел в своем послании к евреям описывает нам ее величие на примере ветхозаветных праведников. Верою – говорит Апостол – эти праведники совершали невероятные подвиги: побеждали царства, заграждали уста львов, угашали силу огня, обращали в бегство целые полки иноплеменников.
Конечно, можно подумать, что такие подвиги возможны были праведникам и святым, но недоступны людям обыденным и грешным. Но вот в повествовании о бури на море Тивериадском мы видим Апостола Петра, тогда еще только Христова ученика, простого рыбака, – силою своей пламенной веры превышающего естественные законы физики и идущего по водам. А в последующем евангельском чтении мы видим других учеников Христовых, тоже еще в то время людей обычных, потому-что еще не сошла на них благодать Святого Духа. Однако, по вере своей в Господа Иисуса Христа они имели сверхъестественную силу над злыми духами, имели силу изгонять бесов из людей, потому-то к ним и обратился за помощью бедный отец, имевший бесноватого сына.
И что же мы видим, дорогие братья и сестры? Апостол Петр, свободно идущий по водам, вдруг начал тонуть, а ученики Христовы не могли в этом случае исцелить бесноватого юношу. Почему же? И вот тут Господь раскрывает нам необходимое условие к тому, чтобы вера имела свое потрясающее действие: недостаточно немножко верить или кое-как верить, а вера должна быть твердой, несумненной, абсолютной.
Господь нам Сам на это указывает – тонущему Апостолу Петру Он говорит: маловерный, почему ты усомнился? Этим Господь объясняет, что только твердой верой можно превышать естественные законы, а при наличии маловерия или сомнения мы опять подпадаем под их действие и… начинаем естественно тонуть. В случае с бесноватым юношей Господь прямо указывает ученикам, что их обычная сила над злыми духами оказалась маломощна из-за их маловерия, т.е. из-за недостатка веры с их стороны в возможность духовными силами превышать физические.
И еще Господь нам ясно указывает на то, что в отношении веры важно не количество, а качество, не объем веры, а ее интенсивность. Обличая учеников за маловерие, Господь четко говорит: «если вы будете иметь веру с горчичное зерно (т.е. даже самую малую толику веры, но веры твердой, несумненной), и скажете горе этой: перейди отсюда туда, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас».
Видите, дорогие братья и сестры, – «ничего не будет невозможного для вас», если только будете крепко верить. И в других местах Евангелия Господь говорит нам: «по вере вашей дастся вам», и – «все возможно верующему».
Вот ключ к тому, как использовать в нашей жизни эту великую духовную силу: силу веры. Когда захлестывают нас бурные волны житейского моря, и кажется нам, что мы тонем, – не будем сомневаться, а будем твердо верить, что с помощью Божией мы сможем справиться со всеми трудностями.
Но если уж случится нам впасть в состояние маловерия или сомнения, и начнем мы тонуть в море житейских невзгод, то последуем примеру Апостола Петра, дорогие братья и сестры: как и он, начав тонуть, немедленно обратился к Господу с воплем о помощи, так и мы воззовем к Спасителю нашему словами отца бесноватого юноши: «веруем, Господи, помоги нашему неверию!» Аминь.
Иерей Ростислав Женилов