Агафангел Пашковский, митр.: О канонической территории РПЦЗ (2014)

Где Русская Православная Церковь Заграницей? О канонической территории РПЦЗ

Доклад на Пятой ежегодной богословской конференции «Пути РПЦЗ в современном мире», Одесса, 2014 год

Сейчас еще продолжаются споры о канонических территориях различных Поместных церквей. Этот вопрос представители официального православия думают даже выносить на обсуждение готовящегося так называемого Восьмого вселенского собора. Насколько актуален этот вопрос в наше время?

Изначально канонической территорией была епархия, в границах которой управлял поставленный туда архиерей. Церковные правила строго запрещают одному епископу вторгаться на территорию другого: «Непозволительно епископу оставлять свою епархию и приходить в иную, даже если бы его об этом просили многие» (Ап. прав. 14). Затем это перешло на митрополии и на Поместные Церкви: «Областные епископы да не простирают своей власти на церкви за пределами своей области (…) Александрийский епископ да управляет церквами только египетскими; епископы восточные, да начальствуют только на востоке (и т.д.) Церкви же Божии у иноплеменных народов, должны управляться по соблюдающемуся доныне обычаю отцов» (Второй Вс. Собор, прав. 2). Относительно последнего, толкователь правил Никодим Милаш пишет: «Что касается церквей, находящихся среди варварских народов, то собор определяет управлять ими так же, как они управляемы были до тех пор. Эти церкви, находящиеся вне границ Римской империи, были слишком малочисленны для того, чтобы составить особый диоцез, и потому собор, не определяя для них ничего нового, оставляет их управление по прежнему, а именно, чтобы они подчинялись отдельным диэцезальным или епархиальным епископам, как была, напр., Абиссиния подчинена александрийскому епископу, или чтобы управлялись самостоятельно, независимо от того или иного епископа». (1)

Таким образом, там, где приходов было мало и не было «конкуренции» на их управление, понятия канонической территории мы видим, вообще не существовало, даже в те времена. Эти приходы управлялись «по обычаю», то есть, по сложившимся само собой к тому времени отношениям.

В те времена, надо помнить, постановления Соборов подкреплялись указами императоров и получали, таким образом, силу государственного закона, что влекло за собой вмешательство государственной власти в случае нарушений принятых правил.

***

Принцип канонических территорий строго соблюдался и, даже, гарантировался государственными властями, до тех пор, пока были живы образцы «старого государства» – со своей внутренней идеологией, базирующейся на христианстве (православии, католицизме, протестантизме, англиканстве и др.). Но сейчас таких государств уже нет, а новые принципы, по которым строятся современные государства – демократия и гуманизм, вступают в прямое противоречие со старыми уложениями, одно из которых – понятие о канонических церковных территориях. Сейчас сложилась такая ситуация, при которой ни государству не нужна церковь, ни церкви – государство (для приложения своих духовных усилий, конечно, а не для обогащения и политических мотивов). Общая секуляризация (обмирщвление) еще больше отдаляет церковь от государственных управленческих структур. Отдаляет, конечно, в области духовной. В Российской Федерации, например, несмотря на декларирования «соработничества» государства и Московской Патриархии, подлинного взаимодействия Церкви, как духовного организма, и государства нет. Продолжается только использование государством церковного института в своих политических и пропагандистских целях (и наоборот), начатое в 1943 году и продолжающееся доныне. Ради достижения этих целей государство активно способствует Московской Патриархии и достаточно жестко блокирует развитие независимых церковных структур, в частности, препятствует развитию нашей Зарубежной Церкви.

В системе мирового православия различные государства продолжают поддерживать, на известном уровне, те Поместные Церкви, которые находятся на их территории. Поэтому, в плоскости церквей Мирового православия еще остались какие-то формы старого понятия о канонических территориях, но, это уже совсем не то, что было даже несколько десятков лет тому назад.

***

Однако, еще во времена византийских императоров, в условиях непрекращающихся канонических споров, государственная власть поддерживала ту группу из числа спорящих сторон, которую сама эта власть считала правильной. Как мы знаем, власть нередко ошибалась, и тогда православные изгонялись из всех храмов, и их место занимали еретики. И наоборот. Православные, уже в те времена (IV в.) вынуждены были переходить на нелегальное, «катакомбное» положение (благо, времена жестких гонений из памяти не стерлись). Они, таким образом, указом императора разом лишались своей канонической территории в пользу еретиков. Но они не прекращали своего существования и продолжали совершать богослужения и таинства, даже не имея своей территории, вопреки государственным запретам и не имея молитвенного и евхаристического общения с господствующей, «официальной», но еретичествующей церковью. (2)

***

В наше время сформированы канонические территории официальных Поместных Церквей. У Константинопольского Патриархата это Турция, Севернуя Греция и некоторые острова Средиземного моря; у Александрийского – вся Африка; у Антиохийского – Сирия и Ливан; у Иерусалимского – Святая Земля. Каноническая территория Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Кипрской, Албанской, Польской и Чехословацкой Церквей простирается на соответствующие страны. Каноническая территория Элладской Церкви включает Грецию (за исключением Северной Греции и ряда островов, которые входят в юрисдикцию Константинопольского Патриархата). Только к этим территориям (включая сюда и остальные территории бывшего СССР) можно относить понятие канонической территории. Весь иной мир, чьей бы то ни было канонической территорией не является. (3)

При этом является фактом то, что Поместные Церкви с дореволюционных времен уважительно относились к традиционно сложившейся канонической территории Католической, Армянской, Англиканской и других церквей, а также к мусульманам. Эти территории не рассматривались как миссионерские и на них не принято было заниматься прозелитизмом. Отчасти, возможно, это было связано с политическими опасениями, поскольку активная миссионерская работа на них могла рассматриваться как антигосударственная деятельность.

***

Изначально, до потрясших Российское государство событий начала 20-го века, Российская Православная Церковь была в границах Российской Империи (4) а также имея свои представительства в других странах (подворья, миссии, посольские церкви). (5) После захвата власти богоборцами и установления жестких и непроходимых границ с остальным миром, Российская Церковь разделилась на бóльшую часть, оказавшуюся на захваченной богоборцами территории, и на свои периферийные части, рассеянные по всему миру, лишенные связи с Центральным Управлением и пребывающие вне своей канонической территории. После приема Сталиным руководства Московской Патриархии в 1943 году и слияния МП с обновленческой церковью, вся территория СССР стала канонической территорией Московской Патриархии, а подлинные христиане-исповедники были вынуждены жить и совершать богослужения нелегально, подобно тому, как это уже было в императорские времена в Византии.

В такой ситуации, приходы Российской Церкви за границей России, должны были или влиться в состав Поместных Церквей, на канонической территории которых они пребывали, или попытаться получить статус Российской Церкви в изгнании. Благодаря выдающейся личности Митрополита Антония (Храповицкого), Русская Зарубежная Церковь, и созданный Митрополитом Антонием и Всезарубежным и Архиерейскими Соборами орган управления – Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей в то время был признан практически всеми Поместными Церквями как полноправный представитель Российской Православной Церкви вне границ своего отечества и своей традиционной канонической территории. От РПЦЗ не требовалось входить в состав других Церквей и самоупраздняться. Такого вопроса не возникало и впоследствии.

***

В результате массовой миграции населения, начиная с начала 20-го века стали организовываться многочисленные национальные диаспоры, принадлежащие к той или иной Поместной Православной Церкви. На территориях, не принадлежащих к каноническим, стали образовываться приходы, даже состоящие друг с другом в евхаристическом общении, но относящиеся к разным юрисдикциям. В столичных и крупных городах Европы и Америки в одном городе появились епископы с одинаковым титулом, но относящиеся к разным «официальным» Поместным Церквам (и даже относящиеся к одной «официальной» церкви – так, например, в Германии два епископа – один из Московской Патриархии, а другой из Русской Православной Церкви Заграницей в составе МП, носят одинаковый титул – Берлинский и Германский). Такое стало возможно, прежде всего, потому, что в последние десятилетия местная «каноническая территория» в странах, не входящих в число традиционных православных, стала формироваться по национальному, а не территориальному признаку.

***

Исторической канонической территорией РПЦЗ, как неразрывной части Поместной Российской Православной Церкви, остается территория бывшей Российской Империи. За пределами традиционной канонической территории, мы фактически вступаем в отношения с представителями других Поместных Церквей. Но, поскольку у нас нет общения с «официальными» Поместными Церквями, мы, с одной стороны, можем иметь свои приходы на территориях ими занимаемых, если на этих территориях нет неофициальных представителей этих Церквей, с которыми мы находимся в евхаристическом общении. С другой стороны, в процессе своего пребывания на исторической канонической территории той или иной Поместной Церкви, учитывая, что там свои особенности, сложившиеся веками традиции, мы не должны отрицать эти традиции, а стараться, принимая или образовывая там свои приходы, сохранять исторические местные особенности и обычаи. Мы должны стремиться к тому, чтобы собирать из местных жителей Церковь, соответствующую Поместной и, когда она окрепнет, предоставить ей самостоятельность и признать как представительство Поместной Церкви, свободное от ересей, которым подвергнуто Вселенское православие. Это не касается канонических территорий Греческих Церквей, а также Румынской и Болгарской, на которой имеются Синоды и приходы, с которыми мы находимся в общении. Мы не открываем и не должны открывать там своих приходов, за исключением, возможно, представительств, как это было и ранее, после согласования с местной Церковью. При этом надеясь на взаимность с их стороны в вопросе непосягания на историческую каноническую территорию Российской Поместной Церкви. Имея общение с представителями неофициальных Поместных Церквей (греческой, румынской и болгарской) мы должны учитывать интересы друг друга и стараться не нарушать принцип канонических территорий из взаимного уважения.

***

Подводя итог сказанному, еще раз подчеркнем: Существование приходов РПЦЗ как в рассеянии, так и на территории своего отечества имеет исторический прецедент, неоднократно случавшийся в Византийской Империи, когда к власти приходили императоры-еретики, запрещавшие и подвергавшие гонениям православных, которые, вследствие этого вынуждены были удаляться и скрываться, но, при этом совершать богослужения, невзирая на запреты власти.

Канонической территорией в рамках нашего сообщества братских Старостильных Церквей, становится территория, оговоренная священноначалием и согласованная с теми представителями неофициальных Поместных Церквей, с которыми мы имеем евхаристическое общение.

Общий вывод: Для Русской Православной Церкви Заграницей проблемы канонической территории, хоть каким-то образом затрагивающей нашу преемственность от Поместной Российской Церкви, вступающей в противоречие с Православным Преданием или каким-либо иным каноническим установлениям, на сегодняшний день, не существует.

Не имея, по сути, иной своей территории для молитв, кроме наших храмов, большинство из которых – домовые, мы, с тех времен, когда наши духовные отцы покинули однажды свое отечество – Православную Российскую Империю, пребываем в странствии, подобно древнему еврейскому народу, на пути в Землю Обетованную. Если раньше Бог обещал эту землю Своему народу в конкретных географических границах, то теперь Господь уготовал Своему народу гораздо большее – Царствие Небесное. Это и есть то место обетования святых, в которое мы все должны стремиться.

+ Митрополит Агафангел

Одесса, 2014 год.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1996. Т. 1, с. 251.

(2) Таких случаев в истории Церкви было много. Так, например, через некоторое время после Никейского собора, осудившего арианство, император Константин вновь принял сторону ариан и восстановил осужденного собором Ария и его сторонников. Тогда православные впервые подверглись преследованию со стороны императора. Епископ Евстафий Антиохийский был низложен на соборе в Антиохии (около 330 г.). Но православные остались верными Евстафию и создали церковное общество евстафиан. Особенно показательна судьба святителя Афанасия Александрийского. Святитель Афанасий был сослан и возвращен на кафедру только после смерти императора Константина. Но, после того как наследник императора Константина – Констанций, вначале поддержавший святителя Афанасия, подпал под влияние ариан, опять начались нападки на Афанасия Александрийского. Арианские епископы, опираясь на Констанция, собрали свой собор в Антиохии (341) который осудил Афанасия. С помощью солдат епископом Александрии был поставлен арианин. Святой Афанасий бежал в Рим. Однако позже Констанций созвал собор в 347 г. в г. Сардике, на котором был подтвержден Никейский символ веры и восстановлен Афанасий в сане еп. Александрийского. В результате святитель Афанасий вновь занял свою кафедру (349 г.). Прибыв в Александрию, Святитель изгнал, в свою очередь, ариан. Позже, Констанций созвал на западе два собора: в 353 в Арелате и в 355 г. в Медиолане (Милане), требуя осуждения Афанасия. Император лично оказал давление на православных епископов. Часть из них подписала осуждение, часть была сослана, в числе сосланных столетний старец, еп. Осия Кордубский. Вместо них были поставлены ариане. Был отдан приказ низложить Афанасия силой. Воины окружили храм, в котором святитель совершал всенощную, но его не взяли. Он после службы незаметно вышел из храма и удалился в египетские пустыни. Преемник Констанция, Юлиан Отступник, дал свободу вероисповедания всем христианам. Афанасий вернулся в Александрию и в 362 г. на Александрийском соборе торжественно утвердил православное учение, постановив, чтобы возвращающиеся в православие ариане принимались в тех иерархических степенях, которые имели до обращения. Юлиан, заметив благотворную деятельность Афанасия в церквах Александрийской и Антиохийской, решил сослать его. Святитель снова должен был бежать в пустыню. При преемнике Юлиана, Иовиане, Афанасий снова занял кафедру. При Bаленте (364-378), опять начались преследования православных. Был издан указ о ссылке Афанасия (367). Святитель снова бежал. Но в Александрии из-за этого начались волнения, и Валент вынужден был возвратить Афанасия. Это было последнее его изгнание. Он был 47 лет епископом и 20 лет провел в изгнании. Преставился св. Афанасий в 373 г.

Подобным или иным образом происходили гонения на православных с изгнанием их и запретами в служении, практически на протяжении всей церковной истории. Через борьбу с унией Российской Церкви и небывалые в истории по своей массовости гонения в СССР, эти преследования доходят и до наших дней.

(3) Существует также понятие «миссионерской канонической территории». Для Российской Церкви это была Америка, Япония и часть Китая. Сейчас Константинопольская Патриархия претендует на свой протекторат над всеми территориями, которые не являются традиционно каноническими, что встречает понятное сопротивление со стороны МП.

(4) Российская империя включала в себя следующие территории современных государств: Российскую Федерацию (без Калининградской области и южной части Сахалинской области); Украину (без Ивано-Франковской, Тернопольской и Черновицкой областей); Белоруссию; Молдавию, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Киргизстан, Таджикистан, Эстонию, Латвию и Литву (без Мемельского края); восточную и центральную Польшу, Финляндию; несколько турецких и китайских районов. Часть губерний и областей в Российской империи была объединена в генерал-губернаторство (Киевское, Кавказское, Сибирское, Туркестанское, Восточно-Сибирское, Приамурское, Московское). Бухарское и Хивинское ханства были официальным вассалами, Урянхайский край находится по протекторатом. По 1867 год Российской империи принадлежали также Аляска и Алеутские острова, а также часть Тихоокеанского побережья США и Канады (из доступных в интернет источников).

(5) Так, в 1686 году была упразднена автономная Киевская митрополия, а в 1783 году древняя автокефальная Церковь Грузии подчинилась российскому Синоду. Поначалу статус Грузинской церкви был достаточно парадоксальным — ее католикос вошел в состав Синода. Лишь в 1809 году ставший к тому времени символическим пост католикоса был упразднен и Грузия формально стала экзархатом в составе единой РПЦ. В присоединяемых к России территориях Западной Украины, Белоруссии, а также Польши и Литвы периодически происходили массовые акты воссоединения с православием униатов (самый значительный случай имел место в 1839 году, когда присоединились, в зависимости от источника, от 1,5 до 3 миллионов человек). В XIX веке православие приняли несколько десятков тысяч коренных жителей Лифляндии и Эстляндии, ознаменовав таким образом вхождение этих земель в состав канонической территории РПЦ.

Первые попытки распространить каноническую территорию РПЦ за пределы собственно Российской империи предпринимаются лишь в конце XIX века. В это время создаются постоянные архиерейские кафедры, а затем и епархии РПЦ в Америке и Японии. Долгое время единственным православным епископом в Америке являлся глава русской Алеутской епархии, поэтому вплоть до 1917 года РПЦ воспринимала Новый Свет как свою каноническую территорию. Епископ в Японии вплоть до революции оставался главой миссии, поэтому полноценная православная епархия в этой стране была создана лишь в 1920-е годы и уже вне прямой юрисдикции Русской церкви (из доступных в интернет источников).