Дорогие пастыри, клирики, монашествующие и миряне, верные Русской Православной Церкви Заграницей!
Наше Собрание представителей приходов РПЦЗ, проходившее в этом году в Астории, объявило о том, что мы продолжаем курс РПЦЗ и принимаем все соборные и синодальные документы, изданные до 17 мая 2007 года. Однако, к сожалению, не все, что было заявлено от лица наших Соборов и Синодов, или даже то, как интерпретировалось соборное мнение архиереев, начиная с конца 90-х годов, действительно соответствовало соборному духу и общему традиционному курсу нашей Церкви. Приведу один пример. На Архиерейском Соборе, на котором мне впервые довелось участвовать в 1996 году, обсуждался вопрос о пересмотре Положения о РПЦЗ. На самом же Соборе была образована соответствующая Комиссия, которая ближе к концу работы Собора представила свое Мнение. Во Мнении, под предлогом разбора Положения, говорилось о необходимости расширить диалог с МП от уровня Германской епархии до официального уровня нашей Церкви. Многие из архиереев высказались категорически против этого и все осталось без какой либо реакции Собора на этот документ. Тем не менее, когда я получил папку с протоколами Собора, то увидел это не принятое Мнение приобщенным к соборным деяниям. Я говорил о своем смущении этим фактом митрополиту Виталию, но стареющий Первоиерарх не придал этому значения. Еще более я был удивлен позже, когда в интервью российской газете один из наших архиепископов, возглавлявший упомянутую Комиссию, заявил, что Собор РПЦЗ принял решение расширить диалог с МП и сослался при этом на подложный документ, как на официальное мнение Собора. Возможно, это был первый эпизод таких своеобразных действий, которым я даже сейчас не решаюсь дать определенную характеристику (поскольку трудно найти взвешенное определение для подобного рода поступков). Апофеозом же подобных искусственных толкований явились официальные заявления по поводу деяний IV Всезарубежного Собора, приписывающие этому Собору то, что на самом деле там не принималось и не постанавливалось.
Поэтому, в виду грядущего Всезарубежного Собора, нам следует провести серьезную работу по определению тех искусственных искажений традиционного курса РПЦЗ, которые имели место, начиная с конца 1990-х годов, для того, чтобы Всезарубежный Собор мог дать им соответствующую оценку и вынести по ним окончательное решение. Тем более, что подобного рода продекларированные положения смущали и смущают многих. Также надлежит нам всем особенно уделить внимание тому, что благодаря таким предвзятым положениям и соответствующим им действиям, возникла чреда расколов в нашей Церкви. Мы обязаны постараться объективно определить подлинную причину каждого из этих расколов (следует заметить, что упомянутые расколы были нужны и даже необходимы прежде всего тем, кто из года в год настойчиво добивался вхождения нашей Церкви в состав МП).
Одним из положений, которое, на мой взгляд, нуждается в пересмотре, является высказанное в Соборном послании 2000 года заявление, что якобы Социальная концепция, принятая Московской Патриархией, «по существу перечеркивает Декларацию митрополита Сергия 1927 года». Мы видим, что МП нисколько не изменилась в лучшую сторону в этом вопросе после принятия своей Концепции, поэтому это наше заявление, безусловно, не соответствует действительному положению вещей. Напротив, усиливающееся в МП почитание митрополита Сергия говорит о дальнейшем усугублении начатого им дела по изменению канонического церковного устройства.
Требует также ясного и четкого определения тот неоспоримый факт, что МП не является ни по отношению к нам, ни по отношению ко всей Русской Церкви «Церковью Матерью» или полнотой Русской Церкви, как это часто ими декларируется.
Необходимо определить наше отношение к Сербской Церкви. Еще в 1967 году, 19 мая/1 июня, в связи с ее экуменической деятельностью, нашим Архиерейским Собором, под грифом «Совершенно секретно» было принято следующее постановление: «В дополнение к определению настоящего Собора Епископов об отношении к Сербской Православной Церкви единодушно принимается и утверждается предложение Высокопреосвященнейшего Первоиерарха, Председателя Собора Епископов Митрополита Филарета о том, что все Преосвященные иерархи Русской Православной Церкви Заграницей воздерживаются от сослужения с иерархией Сербской Православной Церкви». Насколько мне известно, это постановление соборно не отменено.
Я упомянул лишь некоторые из достаточно многих, смущающих совесть, искажений нашего традиционного вероисповедания.
Таким образом, в настоящее время накопилось достаточное число положений, появившихся в последние годы, которые нуждаются в более четком определении (в соответствии с традицией РПЦЗ), или, даже, отмене или пересмотре, как не соответствующих нашей традиции.
Мы видим, что путь таких отклонений и отступлений от соборного мнения всей полноты нашей Церкви привел к тому, что традиционные для РПЦЗ соборные и синодальные деяния, касающиеся надежд на возрождение Русской Церкви в истинном исповедании, упования тысяч наших верных чад на возрождение подлинной России, в итоге признаны «утратившими силу» в угоду церковному руководству МП и стоящему над ним нынешнему возглавлению РФ. Причем упразднены они не Собором, а одной только Комиссией по переговорам с МП. Тот ли это итог пути нашей Церкви, на который надеялись и который ожидали наши приснопамятные Первоиерархи и верная им паства?
Поэтому, настоящим своим обращением, я призываю верных чад РПЦЗ начать предсоборное обсуждение нашего исповедования православной веры и видения нашего дальнейшего пути. Созданная на ближайшем заседании ВВЦУ Предсоборная комиссия обязательно учтет все замечания по этому, столь важному для нашего спасения, вопросу. Результат этой работы будет вынесен на рассмотрение Всезарубежного Собора.
Да поможет нам Бог!
Председатель ВВЦУ РПЦЗ
+ Епископ Агафангел
Одесса, 8/21 августа 2007года,
Свт. Емилиана испов., еп. Кизического.