Ответ на «Открытое письмо Архиерейского Синода клиру Южно-Американской епархии»
Читая опубликованное на официальной электронной странице Синода РПЦЗ в составе Московской Патриархии, Открытое письмо Архиерейского Синода клиру Южно-Американской епархии, выбывшему из состава Русской Зарубежной Церкви, ловишь себя на том ощущении, что писано оно не в Нью-Йорке, а в Москве. И автор его не старый зарубежник, а современный россиянин.
Ощущение это оттого, что автор письма пользуется категориями и мыслит по современно-советски, но никак не в традиции зарубежных русских. Отсюда и расстановка акцентов в послевоенном духе конца 40-х годов прошлого века – возвращайтесь, мол, в России все хорошо – главный лейтмотив этого письма.
Ответ грешит многими откровенными передергиваниями и, к сожалению, видно, что автор знает об этом, но поступает так намеренно. Одним из них является, например, утверждение, что митрополит Лавр являлся правящим архиереем Южной Америки («По кончине Владыки Александра, в полном согласии с Положением о РПЦЗ, основанном на «разных» Св. Канонах, оставался, как Первоиерарх, вашим Правящим Архиереем») – что является откровенной неправдой – владыка Лавр был управляющим Сиракузской епархией, а затем, по избрании митрополитом – и Нью-Йоркской. Об этом знает каждый зарубежник, знает и автор статьи, но пишет заведомую неправду, чтобы ввести в заблуждение читателей. Далее, исходя из этой ложной установки, приводятся каноны, отлучающие клирика, прервавшего общение со своим епископом, подразумевая, что этим епископом является владыка Лавр. Но владыка Лавр не был «своим епископом» для Южной Америки, туда был назначен другой епископ и именно с ним клирики были связаны каноническими обязательствами. Именно от него, а не от владыки Лавра клирики могли бы отойти только по причине проповедуемой им ереси. Чего не было, и клирики остались со своим епископом в полном соответствии с канонами и своей совестью.
Далее в «открытом письме» приводится другая неправда – о том, что никакой ереси в Московской Патриархии нет. Но это противоречит всей истории и традиции Зарубежной Церкви, которая всегда считала, что Московская Патриархия поражена ересью экуменизма и грехом сергианства. Этот наиважнейший для нас аспект вообще отсутствует в данном послании, что также наводит на мысль, что оно писалось в России, а не в Зарубежье, поскольку в Московской Патриархии экуменизм и сергианство считаются второстепенными и давно ушедшими в прошлое. Но не так это для Зарубежной Церкви. Исповедуемая Патриархией ересь как раз и является главным препятствием для общения с нею. На это всегда указывали все наши Первоиерархи, Соборы и народная совесть Русского Зарубежья.
Еще одна неправда заключена в том, что, как утверждает «открытое письмо»: «Гонения на Православную Церковь, в каком бы то ни было виде, в России наших дней со стороны властей – полностью отсутствуют». И это утверждается во время беззаконного отнятия храмов в Суздале и других местах, что, например, было даже отражено в документах Американского Конгресса. Печальный факт, заключающийся в том, что в современной Российской Федерации активными темпами возрождается тоталитаризм – признает весь свободный мир. Одной из главных составляющих (идеологической его частью) этого зарождающегося тоталитаризма отведено быть подконтрольной ФСБ Московской Патриархии. Но этого якобы не видит автор «ответа» и пытается воздействовать на совесть читателя рассказами о том, что «процесс, идя и вширь, и вглубь, – захватывает большее число наших братьев и сестер». Вот именно – духовно захватывает для того, чтобы подчинить новой власти. На это и деньги отпускаются властью огромные.
В заключение «ответа» приводятся слова Святителя Игнатия (Брянчанинова) – «Пойми время!» Можно продолжить словами Апостола Павла: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут <…> имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. <…> Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь». (2Тим 3.1,5,12-13).
Мы видим, что Открытое письмо Архиерейского Синода РПЦЗ МП написано неправдиво, а поэтому верить ему, а тем более, руководствоваться, невозможно.
+Митрополит Агафангел
Одесса, 22 июля/4 августа 2010 года. Мироносицы равноап. Марии Магдалины.