ПОСЛАНИЕ (о лже-соборах)
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО ВРЕМЕННОГО АРХИЕРЕЙСКОГО СИНОДА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ — Святейшим Патриархам Восточным, Главам автокефальных православных Церквей, Православным Архиереям, всему священному клиру и всем православным христианам (1923 год).
Продолжающееся на несчастной Руси разделение Церкви побуждает нас, верных ей и нашему Святейшему Патриарху, Архиереев, составляющих Священный Русский Заграничный Синод, как единственное церковное учреждение русского народа, сохранившее свободный голос, вторично обратиться во все Автокефальные Православные Церкви и ко всем православным христианам с напоминанием и братской мольбой о том, чтобы и все верные Евангелию и семи Вселенским Соборам во Христе сестры оказали Православной Церкви Российской и подчиненным ей Православным Церквам: Русской заграничной, а также Польской, Литовской, Финской, Эстляндской, Американской, Китайской и Японской свою каноническую поддержку, и не признали бы ни одной вновь самочинно выделившейся из послушания Святейшему Патриарху нашему Церкви, а признали бы их самочинным сборищем, согласно 1-му каноническому правилу Св. Василия Великого, и потому лишенным благодати и благодатного преемства, пока они не возвратятся к единению с Православной Церковью Российской и ее Святейшим Патриархом, доныне пребывающим в узах от безбожников и иудеев, захвативших силою и обманом власть в России и именующих себя Советским Правительством.
Все эти самочинные сборища, отвергшие власть Святейшего Патриарха и потому в глазах Божиих и в очах Святой Церкви в о в с е ч у ж д ы е священству по 15-му Правилу Двукратного Собора, лишены благодатных таинств по 68-му правилу Карфагенского Собора, а когда они делают вид, будто они молятся, то на самом деле сего ради лише приемлют осуждение, как сказал Сам Господь (Мф 23.14) сперва в Святом Евангелии, а затем устами Собора Карфагенского: “Церковь, которая, по реченному, есть голубица (Песнь Песней 2. 10), единственная матерь христиан, в которой спасительно приемлются все таинства вечные и животворящие, впрочем пребывающих в ереси подвергающие великому осуждению и казни. Что во истине светлее препровождало бы их к вечной жизни: то в заблуждении становится для них более омрачающим и осуждающим” (пр.68). Слова эти падают своею тяжестью не только на заведомых еретиков, но и на раскольников, ибо так гласит первое каноническое правило Св. Василия: “…кафары суть из раскольников, но угодно было древним, как то Киприану и нашему Фирмилиану, единому определению подчинити всех сих… Ибо, хотя начало отступления произошло чрез раскол, но отступившие от церкви уже не имели на себе благодати Святого Духа. Ибо оскудело преподание благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо первые отступившие получили посвящение от отцев и, чрез возложение рук их, имели дарование духовное. Но отторженные, сделавшись мирянами, не имели власти ни крестити, ни рукополагати, и не могли преподати другим благодати Святого Духа, от которой сами отпали. Почему приходящих от них к церкви, яко крещенных мирянами, древние повелевали вновь очищати истинным церковным крещением”.
Посему молим Святейших Православных Патриархов и всех Преосвященных Архиереев не признавать действительность таинств ни Московской “Живой Церкви” и порожденных ею разновидностей, ни Киевских самосвятов, которых Священный Гангрский Собор назвал заранее врагами Божиими и друзьями бесов, как восхитивших себе недарованное и объявивших архиереями многих женатых лжеиереев, без архиерейской хиротонии дерзнувших возложить на себя архиерейские одежды и возлагать руки на подобных им сынов геенны и затем преподавать народу ложную евхаристию, которая не есть Тело и Кровь Христовы, но пища демонов, якоже рекоша святии отцы наши.
Все эти самочинные сборища подсылают и будут еще подсылать к Святейшим Патриархам и прочим Иерархам Востока своих представителей, которые лестью и обманом и предложением своих поганых подарков стараются обольстить христианскую совесть служителей Христовых, никогда не поясняя им сущность своего богопротивного возстания на Церковь и дерзкие искажения ее священных канонов и догматов, но представляясь кроткими и человеколюбивыми: “и неудивительно; потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды: но конец их будет по делам их” (2 Кор 11. 14-15). “Горе им”, скажем словами другого Апостола, “потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей” (Иуд 1. 11). Современные лжеархиереи и лжеиереи раскольники хуже тех древних врагов Моисея и древних противников святым отцам, ибо те имели свою, хотя и ложную веру, а эти просто не верят в Бога, ни в Христа, только в деньги и в свою злобу, почему и перешли на сторону явных и открытых врагов Христовых, иудействующих комиссаров и их сообщников, которые во дни Рождественских праздников богохульно сожигали на площадях русских городов изображения Спасителя, Божией Матери и всех святых. В настоящие дни “Живая Церковь” уже открыто готовится слиться с еретиками: у нас имеется их послание к методистам с приглашением на их нечестивое сборище в Москве и на слияние с подобными же протестантскими сектами.
Знайте же, Святейшие Иерархи, что уста этих богоборцев открываются только для лжи, и, ради Бога, ничему не верьте, что они будут вам говорить или писать. А вы, православные христиане, русские и прочих народов православных, не принимайте от них ни молитв, ни благословения, ибо так сказано в псалме о таковых: “молитва его да будет в грех; да будут дни его мали и епископство его да приимет ин” (108. 7-8). А Св. Афанасий Великий завещал своим духовным чадам о епископах и иереях, отпавших в ересь или раскол: “уне есть нам без них собиратися на молитву, нежели с ними, яко же со Анною и Каиафой вверженным быти в геенну огненную”.
Да сохранит нас от сего Всеблагий Бог, и да утвердит вас, Святейшие Патриархи и Преосвященные Архиереи, преподобные пресвитеры, диаконы, иноки и инокини и все благочестивые христиане, от общения с врагами Христовой Церкви, и да подвигнет вас объявить всему миру, что вы пребываете в общении только с теми русским архиереями, клириками и мирянами, которые остаются верными Всероссийскому Патриарху Тихону и истинному учению Православной Церкви.
Председательствующий Архиерейского Синода Митрополит Антоний, 5/18 февраля 1923 года, № 347, Сремски Карловци (Сербия).
Епископ Никон (Рклицкий) «Жизнеописание Блаженнейшего Антония, Митрополита Киевского и Галицкого». т.VI. Изд. Северо-Американской и Канадской епархии.1960 г., с.с. 119-122.
Сверено с оригиналом