Преподобный Серафим Саровский
(2 января 1833 г.)
По усердию нашего глубоко благочестивого Государя Николая Александровича после большого промежутка, за последнее время, т.е. с 1896 года, стали опять повторяться причтения к лику святых новоявленных праведников.
В упомянутом году произошло торжественное прославление и открытие нетленных мощей Св. Феодосия Черниговского (9 сентября), затем в дальнейшие годы преп. Серафима Саровского, именно 19 июня 1903 года – в Высочайшем присутствии Государя и всей Царской Фамилии.
Далее вскоре был подобным же образом прославлен Святитель Иоасаф Белгородский 4 сентября 1911 года, затем праведная Анна Кашинская, Иоанн Митрополит Тобольский, Питирим Тамбовский, Патриарх Гермоген.
Все эти радостные события совершились при самом содействии Государя Николая II, но к сожалению не всегда при сочувствии духовной власти.
Нужно ли говорить о том восторженном чувстве и радостных молитвах, с которыми народ православный переживал эти события, при чем наиболее сердечное сочувствие к подобным прославлениям народ показывал по отношению к преп. Серафиму Саровскому, независимо от того, что из прочих вышеназванных святых некоторые сохранились в более благолепной целости, чем Саровский угодник.
При всем том, еще задолго до его прославления, народ наш толпами собирался в отдаленный Саров, от которого ближайшая железнодорожная станция отстояла на 50 и даже на 70 верст.
Предания о чудесных исцелениях от мощей сего угодника разливались по всем концам нашего Отечества и составили увесистую книгу одновременно в нескольких изданиях. Еще в большем количестве экземпляров расходились по России литографные картинки с изображением угодника в камилавочке и в лапотках.
Такой авторитет, как о. Иоанн Кронштадтский, шел впереди этого народного движения и с 80-ых годов, если не раньше, водрузил в алтаре своей церкви изображение св. Серафима и кадил перед ним, а ветхая полумантия угодника Божия, полученная одною из Высочайших особ, была возложена на тяжко-больного, почти умиравшего уже, Наследника Престола Великого Князя Александра Александровича в 70-ых годах прошлого века, после чего Великий Князь совершенно поправился и прожил еще двадцать лет.
Многочисленные чудеса исцелений усердно записывались верующими, а раздираемые завистью большевики решили мощи угодника спрятать и уничтожать, первое им удалось, а удастся ли второе, покажет будущее.
Что касается лично преп. Серафима, то он, подобно Св. Златоусту, духовно перерос всякие сословные ограничения и был другом и советником для всех приходивших в Саровскую пустынь, независимо от их сословия, возраста и пола; однако, по его сохранившимся в записках наставлениям, легко убедиться в том, что он имел огромный опыт и понимание духовной жизни и знал Св. Писание и Предание не менее академических богословов.
Одно предание гласит, будто Государь Александр I, на пути из Валаамского монастыря, куда он путешествовал из Архангельского, заехал в Саров и был встречен Преподобным Серафимом на самой дороге и, побеседовав с ним, отправился далее на юг. Это событие было запечатлено масляными красками на большой картине, изображавшей житие угодника и до последнего времени хранившейся в галереях нескольких монастырей Российских.
Хотя и неудобно знакомить читателей с характерам и образом жизни угодника Божия по светским повестям, но, в интересах истины, мы должны сказать, что около его личности постоянно повторялись те эпизоды, которые изображены Достоевским в «Бр. Карамазовых,» около келии о. Зосимы – типа усвоенного автором из жизнеописания Оптинских старцев – Макария (1860) и Амвросия (1892).
Иначе быть не могло – ведь жизнь монастырских праведников определялась с внешней стороны одним и тем же церковным уставом или Типиконом, а отношение к ним народа – характером и бытом последнего, почти неизменившимся за последнюю тысячу лет и ранее того.
Произнесено в Белграде в 1933 году.
Епископ Никон (Рклицкий) «Жизнеописание Блаженнейшего Антония, Митрополита Киевского и Галицкого». т.V. Изд. Северо-Американской и Канадской епархии.1959 г., сс. 320-322.
Сверено с оригиналом