(Краткое содержание застольной речи, произнесенной владыкой митрополитом Антонием в г. Белграде, в день св. ИоаннаЗлатоуста, 13-26 ноября 1929 года на праздничной трапезе, устроенной для студентов — певчих и некоторых других гостей, духовных и мирских).
Иоанн Златоуст может быть назван сверхчеловеком. Со времени его кончины прошло 1500 лет, однако, он и доныне и, вероятно, до второго пришествия принадлежит всем народам и всем племенам, и память о нем будет жива до тех пор, пока в человечестве будет жить стремление к Богу. Особенность прославления Иоанна Златоуста заключается в том, что тропарь в его честь не отменяется, на какой бы праздник не приходился день его памяти, не исключая и Св. Пасхи. Такой чести не удостоился никто из святых, даже Иоанн Креститель. Вторая особенность в том, что имя его поминается за каждой литургией по всей земле. Все другие святые были специалистами в известного рода подвижничестве: преподобные учили преимущественно о покаянии, воины защищали св. веру, мученики исповедывали учение Христа.
Иоанн же стоит в самом центре громадного христианского моря. Церковь воспевает — Златоустовы уста — Павловы уста, Павловы уста — Христовы уста, посему Златоустовы уста — Христовы уста. Особенность Златоуста заключается в том, что он раскрывает нравственную правду применительно ко всем положениям человеческого общества, ничего в жизни не оставляя без своего нравственного поучения. Творения святых обычно проверяются с другими священными книгами, поучения же Иоанна Златоуста настолько ясны, что они ни в каких подтверждениях не нуждаются. Он говорит, как сам Христос Господь. Он человек вне истории, вне народов. Он буквально сверхчеловек. Он также близок всему миру, как и Св. Евангелие. Златокованые уста, златая труба — так величает его св. Церковь. Он взбудоражил всю жизнь нескольких народов и всем народностям на земле был одинаково близок. Пришли к нему из Египта и он, начав спокойно свое поучение, сейчас же взволнованно взывает к ним: «дети мои, народ мой». Столь трогательное проявление его всеобъемлющей любви завистники сейчас же вменили ему в вину и оклеветали его, будто бы он желает захватить власть над чужими епархиями.
В своей жизни он был жертвой такой же клеветы, как и Христос Спаситель. Его невозможно было осудить непосредственно, поэтому его оклеветали за поучение, произнесенное в день усекновения главы Иоанна Крестителя, за слова, принятые царицей Евдоксией на свой счет, хотя, конечно, тот великий святитель не стал бы полемизировать с несчастной женщиной. Слова эти и теперь мы можем читать: «Паки Иродиа бесится, паки смущается, паки требует главу Иоанна».
Его два раза судило беззаконное соборище. Второй раз он был сослан в дальний город Кукуз. При известии о ссылке Константинопольский народ поднял возстание и в самом Константинополе возник пожар, в котором хотели обвинить Иоанна, но обвинение было столь нелепо, что само собой отпало. Великий благодетель народа был осужден на изгнание, а окружающие, как всегда это бывает, разбежались, за исключением нескольких благочестивых верных друзей, среди которых была духовная дочь, Олимпиада. Он писал ей письма из ссылки, утешая своих друзей. Эти письма сохранились и теперь в виде особой книжки.
Иоанн Златоуст неподражаемый толкователь Св. Писания. В то время как другие писатели преимущественно полемизируют с еретиками, центр внимания Иоанна — раскрытие нравственной стороны Христова учения. Великий знаток св. Библии, обладающий могущественным синтетическим умом, он быстро переходит от одной идеи к другой, и трудно угнаться за его светлой мыслью. В своих поучениях он как бы играет на музыкальном инструменте, извлекая все новые и новые духовные волны и наполняет ими ум и сердце слушателя, создавая прекрасную симфонию идей.
Ему, между прочим, принадлежит мысль, за которую впоследствии пострадал и наш великий Никон, о превосходстве священнической власти над царской, духовной над светской. Но, конечно, эти великие мыслители говорили не о подчинении царя духовенству, а о нравственном превосходстве духовной власти, открывающей людям врата вечности.
И вот этот сверхчеловек, принесший неисчислимые дары миру, был подвергнут избиению, изгнанию, поруганию. Накануне мученической кончины ему явился Священномученик Василиск, б. епископ г. Кукуз и сказал: «мужайся, брат Иоанн, сегодня будеши со мной,» как бы повторив слова Христа Спасителя на кресте: «днесь со Мною будеши в раи».
В 1918 году я был приглашен для служения в одну из Московских загородных церквей, сооруженную благочестивыми людьми в память русских патриотов, убитых и умученных злодеями-революционерами. В этой церкви я говорил поучение и советовал строителям этого нового храма соорудить во всю западную стену Апокалиптическое изображение душ убиенных, стоящих перед Божиим престолом и взывающих: «Доколе, владыка святый и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу» (6, 10). В нижней части иконы предполагалось изобразить кончину Иоанна Златоуста: в мрачном подвале лежит умирающий Иоанн, а сверху проникает луч небесного света, в котором является св. Василиск.
Эти же Апокалипсические слова надписаны на иконе, сооруженной на месте убиения Императора Павла I-го в Инженерном замке, убиенного нашими аристократами за то, что он был народным царем.
Слова эти служат вечным укором за всех несправедливо гонимых и умученных за истину, среди которых самым великим является Иоанн Златоуст, — учитель вселенной.
Источник: Митрополит Антоний. Слова, беседы и речи (о жизни по внутреннему человеку).
Посмертное издание с предисловием Архиепископа Никона (Рклицкого). Нью-Йорк, 1968 г., сс.311-313.
Сверено с оригиналом