По мере того, как приближается Великий Пост, все больше и больше появляются в богослужении особые молитвословия, которыми Церковь как бы подводит, готовит нас к постному времени молитвы, поста и покаяния.
Когда была неделя Мытаря и Фарисея, Церковь накануне запела песнь покаяния — «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», а в следующую — прошлую — субботу прибавилось еще то молитвословие, которое пелось и сегодня. Это — один из псалмов псалтири Давидовой, который начинается словами: «На реках вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона«.
Еще в прошлом и позапрошлом году приходилось мне говорить о значении этого песнопения в нашем Новозаветном богослужении, но не все, вероятно, это помнят и не все слышали, поэтому напомню еще раз.
Прежде всего, в этом псалме воспоминается определенный момент из священной истории, на который указывают слова, взятые из него: «Помяни, Господи, сыны эдомские, в день Иерусалимль глаголющие: истощайте, истощайте до оснований его«. Эти слова указывают на ту трагедию, которую пережил народ израильский тогда, когда город Иерусалим был разрушен завоевателями — Вавилонским царем Навуходоносором, а народ израильский был отведен в плен к далеким рекам вавилонским.
Готовясь встретить и отразить завоевателя, Израиль заручился помощью родственного ему племени идумеев, потомков Исава, «сынов эдомских». Они обещали иудейскому народу союз, помощь и поддержку. И вот, в этом псалме указывается, как вероломно они изменили, какими предателями оказались эти «сыны эдома в день Иерусалима» — в тот страшный день, который был так памятен Иерусалиму, — когда враги, жестокие и безпощадные, разрушали священный город, а «сыны эдома», вместо обещанной помощи, кричали: «Истощайте, истощайте до оснований его», т.е. разрушайте его до самого основания…
Кому же было потом пожаловаться побежденным израильтянам? Кому могли они поведать свою скорбь и страдание? Из древности идет к нам старинное выражение «горе побежденным». Не у кого было искать защиты и помощи побежденным израильтянам. И вот, ко Господу они обращаются, говоря: «Помяни, Господи, сыны эдомские в день Иерусалимль» — не забудь, Господи, в Твоем правосудии этого страшного дня Иерусалима, когда такое ужасное предательство осуществили те, кто обещали быть нашими союзниками…
«Горе побежденным». Так это было тогда. Так бывает и теперь.
Когда были последние грозные войны, и одни оказались победителями, а другие оказались побежденными, то победители объявили побежденных «военными преступниками», хотя те так же энергично и мужественно боролись за свою страну, как победители за свою. Этого не было до «мировых войн», когда завоеватели умели уважать мужество и храбрость побежденных, не называли их преступниками и не предавали суду.
Это похоже и на то, как в некоторых странах идет «революционная чехарда»: один строй сменяется другим, и одна партия одолевает другую. Когда боролись две партии и одна другую победила, то победители объявили себя патриотами, а противников — бандитами. Прошло короткое время; положение изменилось; и бандиты оказались патриотами, а патриоты — бандитами. Ибо — «горе побежденным».
Но конечно, основной смысл песнопения «На реках Вавилонских», применительно к нам христианам, не в этом только историческом моменте. Нам этот псалом напоминает о том, как евреи в плену вавилонском научились любить свои святыни, дорожить ими и беречь их. Жестокие завоеватели говорили им: «Воспойте нам от песней Сионских«, а они отвечали: «Како воспоем песнь Господню на земли чуждей?«
Так, вот и нам, которые побывали на многих реках вдали от своего отечества, надлежало бы взять пример с еврейского народа, как он научился в плену вавилонском беречь свои святыни, почитать их и дорожить ими.
Но основной, духовный смысл этого псалма был объяснен, в согласии с другими св. отцами, когда-то великим старцем Амвросием. В одном из своих наставительных писем о. Амвросий, обращаясь к себе самому, говорит: «Дщи вавилоня, плоть моя окаянная, когда же я научусь разбивать греховных младенцев твоих о камень веры?» Когда грех еще только обозначился в душе человека, но еще не овладел ею, св. отцы называют его «греховным младенцем». Это значит, что соблазн греха обозначился в душе, но человек может победить этот соблазн, который именно тогда и нужно отражать, когда он только появляется. Если человек задерживает соблазняющий его предмет в душе и в мысли, останавливая на нем свое внимание, то он с каждым моментом становится острее и притягательнее, и чем дольше остается этот соблазн в душе, тем труднее его преодолеть. Вот почему и говорит великий старец, что нужно «греховных младенцев разбивать о камень веры», и бороться с грехом, выбрасывая его вон — тогда, когда он появился в душе, но еще слаб, как младенец, и еще душою не овладел. И это надлежит помнить каждому из нас.
Вероятно, многие из вас читали, как один мудрый старец учил своего ученика, молодого послушника, бороться с грехами и говорил ему: «Чадо, вырви это деревцо». Оно было совсем молоденькое, только что начало расти, и тот без труда это сделал. «Теперь вырви вот это», сказал старец. Другое дерево было гораздо толще, т. к. дольше росло, и послушник вырвал его с большим трудом. «А теперь вырви вот это», — и старец показал на толстое старое дерево. Конечно, ученик ничего тут сделать не мог. А старец и говорит: «Помни, с грехом надо бороться в самом начале иначе он обратится в привычку и тогда будет трудно одолеть его, а дальше он может так овладеть душею, что она уже совершенно будет не в силах от него оторваться».
И вот об этом подвиге борьбы с грехом и говорит нам песнопение «На реках вавилонских», научая нас тому, что нужно всякий греховный соблазн, который приближается к нам, сразу же, как только он появится, разбивать о камень веры, не допуская его овладеть душею. Аминь.
Митрополит Филарет. Проповеди и поучения. т.I. Изданы Комитетом Русской Православной Молодежи при Русской Православной Зарубежной Церкви. К 50-летию священнослужения 1931 г. – 1981 г. с.с.84-87.
Сверено с оригиналом