В недавние дни Советское Правительство в Москве и по разным концам света праздновало новую годовщину приведшей его к власти Октябрьской революции 1917 года.
Мы же в эти дни вспоминаем начало крестного пути Русской Православной Церкви, на которую с тех пор как бы обрушились все силы ада.
Встречая отпор со стороны сильных духом Архипастырей, пастырей и мирян, коммунистическая власть для борьбы с религией с первых же дней стала пытаться ослабить Церковь не только избиением сильнейших духом ее вождей, но и путем искусственного создания расколов.
Так возникли т.н. «Живая Церковь» и обновленческое движение, носившие характер навязываемой Церкви протестантско-коммунистической реформации. Несмотря на поддержку Правительства, этот раскол был сокрушен внутренними силами Церкви. Слишком явно для верующих «Обновленческая церковь» была неканонична и изменяла Православию. Народ поэтому за ней не пошел.
Вторая попытка, после смерти Патриарха Тихона и ареста Местоблюстителя патриаршего престола — Митрополита Петра, имела больше успеха. Советской власти удалось в 1927 году отчасти расколоть внутреннее единство Церкви. Тюремным заключением, пытками и специальной обработкой, она сломила волю заместителя патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия и добилась от него обнародования декларации о полной лояльности Церкви к советской власти, вплоть до того, что радости и успехи Советского Союза были объявлены митрополитом радостями и успехами Церкви, а неудачи — неудачами ее. Что может быть более кощунственным, чем такая мысль, справедливо в то время оцененная многими, как попытка совместить свет со тьмою и Христа с Велиаром. Подписать подобную декларацию отказались в свое время и патриарх Тихон и митрополит Петр и другие Местоблюстители Патриаршего Престола, за что последние и подверглись арестам, заключениям и ссылкам.
Протестуя против этой декларации, обнародованной митрополитом Сергием единолично, без согласия подавляющего большинства епископата Русской Церкви, в нарушении т.о. 34 апостольского правила, многие епископы, находившиеся тогда в лагере смерти на Соловках, писали митрополиту: «Всякое правительство может иногда принимать решения безрассудные, несправедливые, жестокие, которым Церковь вынуждена подчиняться, но не может им радоваться и одобрять. В задачу Советского правительства входит искоренение религии, но успехи его в этом направлении Церковь не может признать своими успехами» (Открытое письмо с Соловков от 27 сентября 1927 года).
Мужественное большинство чад Русской Церкви не согласилось с декларацией митрополита Сергия, считая, что союза Церкви с безбожным советским государством, поставившим себе целью уничтожение христианства вообще, принципиально быть не может.
Но раскол все-таки произошел. Меньшинство, принявшее декларацию, образовало центральное управление, т.н. «Московскую Патриархию», официально якобы признанную властями, а фактически не получившую никаких юридических прав от тех, которые продолжали, теперь беспрепятственно, жесточайшее гонение против Церкви. По словам Петроградского митрополита Иосифа, митрополит Сергий, обнародовав декларацию, стал на путь «чудовищного произвола», человекоугодничества и предательства Церкви интересам безбожия и разрушения этой Церкви”.
Большинство, отвергшее декларацию, начало иллегальное церковное существование. Почти все епископы были замучены и убиты в лагерях смерти, в их числе Местоблюститель Митрополит Петр, всеми почитаемый Митрополит Казанский Кирилл и Митрополит Петроградский Иосиф, который был расстрелян в конце 1938 года, равно как многие другие епископы, тысячи священников, монахов, монахинь и мужественных мирян. Чудом оставшиеся в живых епископы и священнослужители стали жить иллегально, совершать богослужения тайно, скрываясь от властей и положивши таким образом начало КАТАКОМБНОЙ ЦЕРКВИ в Советском Союзе.
Мало доходило о ней сведений до свободного мира. О ней долго молчала советская печать, желая представить дело так, что якобы за Московской Патриархией стоят все верующие в СССР. Существование Катакомбной Церкви даже старались вовсе отрицать.
Но вот, после смерти Сталина и развенчания его деятельности, а особенно после падения Хрущева, советская печать все чаще и чаще стала писать о тайной Церкви в СССР, называя ее «сектой» ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН. Молчать об ней больше очевидно было невозможно, слишком она многочисленна и слишком много беспокойства она причиняет властям.
Неожиданно в «Словаре Атеиста» (издательство политической литературы — Москва 1965 г.), на страницах 123 и 124, заговорили открыто о КАТАКОМБНОЙ Церкви. «ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ (ИПХ), читаем в словаре, ПРАВОСЛАВНАЯ секта, возникшая в 1922-24 годах. Оформилась она в 1927 году, когда митрополит Сергий провозгласил принцип лояльного отношения к Советской власти». «Монархические (мы бы сказали церковные) элементы, объединившиеся вокруг Ленинградского (Петроградского) Митрополита Иосифа (Петровых) — ИОСИФЛЯНЕ», или, как говорит тот же словарь, ТИХОНОВЦЫ, «создали в 1928 году РУКОВОДЯЩИЙ ЦЕНТР — ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНУЮ ЦЕРКОВЬ (ИПЦ), объединили все группы и элементы, выступающие против Советского строя». Добавим от себя «безбожного». «…ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ направляла в села множество монахов и монахинь, – главным образом конечно священников, добавим опять от себя, – которые совершали тайно богослужения и требы и вели пропаганду против руководства Православной Церкви», т. е. против сдавшейся Советской власти Московской Патриархии, «призывая не подчиняться советским законам», направленным, очевидно, против Церкви Христовой и веры.
По свидетельству «Словаря Атеиста», «ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ создавали и создают “домашние” (т. е. тайные) КАТАКОМБНЫЕ церкви и монастыри… полностью сохраняя вероучение и обряды Православия». Они «не признают над собой власти Православного патриарха», т. е. заменившего митрополита Сергия, патриарха Алексия.
«Стремясь оградить ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН от влияния советской действительности», главным образом конечно от безбожной пропаганды, «руководители их …используют миф об АНТИХРИСТЕ, который якобы господствует в мире с 1917 года». Антихристова сущность Советской власти несомненна для каждого здравомыслящего человека, тем более для христианина.
ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ «обычно отказываются от участия в выборах», которые в Советском Союзе — стране лишенной свободы, являются просто комедией, «и других общественных мероприятиях, не принимают пенсий, не пускают своих детей в школы дальше четвертого класса…» Вот неожиданное советское свидетельство об истине, к которому нечего прибавить.
Честь и хвала ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТИАНАМ — героям духа и исповедникам, не склонившимся перед страшной властью, которая может держаться только страхом и насилием и привыкла к подхалимству своих подданных. Советские правители приходят в ярость от того, что существуют люди, которые боятся Бога больше нежели людей. Они бессильны перед миллионами ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН.
Однако, кроме находящихся в Советском Союзе ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ и Московской Патриархии, не имеющих ни молитвенного ни бытового общения между собой, существует еще третья часть Русской Церкви — свободная от гонений и преследования безбожниками — Русская Православная Церковь заграницей. Она никогда не порывала духовной и молитвенной связи с Катакомбной Церковью на родине. После последней войны многие члены этой Церкви, оказались за границей и влились в РУССКУЮ ЗАРУБЕЖНУЮ ЦЕРКОВЬ, чем еще больше укрепили связь между этими двумя Церквами, связь, которая поддерживается иллегально и поныне. Чем дальше идет время, тем все больше она крепнет и налаживается.
Свободная, зарубежная часть Российской Церкви призвана говорить в свободном мире от имени гонимой катакомбной Церкви в Советском Союзе; она раскрывает всем то поистине трагическое положение верующих в СССР, которое так тщательно замалчивает безбожная власть с помощью Московской Патриархии; она зовет не потерявших стыда и совести людей на помощь гонимым.
Вот почему беречь существование РУССКОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ есть наш священный долг. Господь сердцеведец, попустивший Церкви Своей в Советском безбожном государстве подвергнуться гонениям, преследованиям и лишению всех прав, даровал нам — русским беженцам — в свободном мире талант СВОБОДЫ и Он ждет от нас приумножения этого таланта и умелого пользования им. И не имеем мы права зарыть его в землю. Пусть никто не дерзает говорить нам, что мы должны это сделать, пусть никто не толкает нас на смертный грех.
За судьбы нашей Русской Церкви отвечаем перед Богом мы — русские епископы и никто в мире не может нас освободить от этой священной обязанности. Никто лучше нас не может понять того, что происходит на нашей родине, в чем никто не может сомневаться. Много раз иностранцы, даже православные и облеченные высоким церковным саном, делали грубые ошибки в отношении Российской Церкви и ложные заключения о ее теперешнем положении. Бог да простит им это, так как они не ведают, что творят.
Вот почему — нравится ли это кому-нибудь или нет — РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАГРАНИЦЕЙ будет существовать и далее и будет возвышать свой голос в защиту веры.
Она не замолчит:
1) доколе Советская власть будет вести беспощадную борьбу против Церкви и верующих, о чем свидетельствует и вся советская печать, кроме Журнала Московской Патриархии.
2) доколе, по свидетельству той же печати, в СССР существует ТАЙНАЯ, КАТАКОМБНАЯ, ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ, самым своим бытием свидетельствующая о гонениях на веру и полном отсутствии свободы вероисповедания.
3) доколе Советская власть будет вынуждать иерархов Московской Патриархии явно лгать и утверждать, что гонений на Церковь в СССР нет и что Церковь якобы пользуется там полной свободой, по советской конституции (Митрополиты Пимен, Никодим, Иоанн (Нью-Йорк), архиепископ Алексий и другие).
4) доколе Журнал Московской Патриархии, по требованию властей, не упоминает хотя бы и одной закрытой и разрушенной церкви, в то время как советские газеты говорят о сотнях и тысячах.
5) доколе в СССР церкви будут оскверняться безбожниками, будучи обращаемы в помещения для кинематографов, складов, музеев, клубов, квартир и т. д., чему живыми свидетелями являются туристы, побывавшие в Советском Союзе.
6) доколе не будут восстановлены, как церкви Божии, тысячи разрушенных и оскверненных храмов.
7) доколе представители Московской Патриархии в рясах не перестанут агитировать в свободном мире в пользу безбожной Советской власти, облекая таким образом волка в овечью шкуру.
8) доколе иерархи Московской Патриархии не прекратят лукавого отрицания страшного и жуткого разгрома Почаевской Лавры и др. обителей, почти полную ликвидацию монашествующих в ней и страшные преследования паломников ее, вплоть до избиения и убийств (письма из СССР).
9) доколе обвиняемые советскими судами священнослужители не получат права свободно защищаться через советскую прессу.
10) доколе не прекратится клевета и издевательства над верою, Церковью, священнослужителями, монашествующими и верующими христианами в советской печати.
11) доколе не будет дана свобода каждому верующему в СССР открыто исповедовать свою веру и защищать ее.
12) доколе детям и молодежи не будет официально разрешено познавать основы своей веры, посещать храмы Божии, участвовать в богослужениях и причащаться Св. Таин.
13) доколе верующим родителям не будет разрешено беспрепятственно и без печальных последствий для их служебной карьеры и личного благополучия, крестить своих детей.
14) доколе родителей, воспитывающих детей религиозно, не перестанут обвинять в калечении их, лишая свободы и детей и родителей, которых заключают в дома для умалишенных или в тюрьмы.
15) доколе не будет дана свобода мысли, слова, действия и выбора не только каждому верующему, но и каждому гражданину Советского Союза, в первую голову писателям и людям творческой мысли, с которыми безбожная власть ведет сейчас особенно ожесточенную борьбу, недопустимыми средствами.
16) доколе ЦЕРКОВЬ и вообще религиозные общины в СССР не получат самых примитивных прав, хотя бы права быть юридическим лицом перед советскими законами, права иметь собственность, фактически управлять своими делами, назначать и перемещать настоятелей приходов и священнослужителей, открывать и освящать новые храмы, свободно проповедовать христианство не только в храмах, но и вне их, особенно среди молодежи, и т. д. Другими словами, доколе положение всех религиозных общин не перестанет быть ОДИНАКОВО БЕСПРАВНЫМ.
Пока все это не наступит, мы не перестанем обличать безбожных гонителей веры и тех кто лукаво содействует им под внешностью якобы представителей Церкви. В этом Русская Заграничная Церковь всегда видела одну из важных своих задач. Зная это, Советская власть через своих агентов ведет с нею упорную борьбу, не останавливаясь ни перед какими средствами: ложью, подкупами, подарками и устрашением. Мы, однако, не остановим слова своего обличения.
Заявляя о сем перед лицом всего мира, обращаюсь ко всем братьям во Христе — ПРАВОСЛАВНЫМ ЕПИСКОПАМ — и ко всем людям, коим дорога судьба гонимой Церкви Русской, как части Вселенской Церкви Христовой, за пониманием, поддержкой и святыми молитвами. Духовных же чад наших призываем твердо хранить истину Православия, свидетельствуя о ней и словом своим и особенно молитвенной, благочестивой христианской жизнью.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей:
† Митрополит ФИЛАРЕТ
1965 год