В одном из воскресных Евангелий мы слышим о том, как Господь простил грехи одному расслабленному человеку, которого принесли четверо друзей и спустили через крышу дома к ногам Иисуса Христа. Чадо, прощаются тебе грехи твои, сказал ему Господь. Расслабленный был принесен к Христу для исцеления от болезни, а Христос сперва врачует его душу от грехов, а потом уже его тело от болезни. Чадо, сказал Он расслабленному, отпускаются тебе грехи твои, а уже только после отпущения грехов сказал ему: встань и возьми постель твою, и иди в дом твой…
Если бы этого расслабленного принесли к земному врачу, то тот не обратил бы конечно никакого внимания на грехи своего пациента, а стал бы лечить его разными вещественными лекарствами. Но Господь делает иначе: Он телесное расслабление исцеляет посредством прощения грехов. Почему же так? А потому, что постигающие нас болезни являются следствием наших грехов, и что невозможно совершенно избавиться от болезней, не очистившись прежде от грехов. Все болезни и сама смерть начались от греховного расслабления человеческой души, и вот уже много тысяч лет грех производит в людях все болезни души и тела.
Но отчего Святая Церковь установила читать это повествование о расслабленном? А оттого, дорогие братья и сестры, что она и всех нас видит расслабленными, видит нас болеющими душевным расслаблением, т.е. грехами, и хочет, чтобы мы все поспешили для исцеления к Господу Иисусу Христу. Действительно, мы все являемся духовно расслабленными. От греха расслабевает наше сердце, наш ум тупеет для всего духовного, наша воля слабеет к добру. Потому-то Церковь, зная, как важна для человека сердечная твердость, учит нас словами из канона Андрея Критского: утверди, Господи, на камени заповедей Твоих подвигшееся сердце мое.
Итак, мы все – расслабленные. И одни из нас, побуждаемые своей совестью, сами сознают свою болезнь и идут к Христу лечиться, а другим нужна посторонняя усердная помощь, нужны такие друзья, какие были у евангельского расслабленного, которого спустили через крышу к ногам Спасителя. Поэтому Господь призывает нас и самих каяться, и одновременно своим примером и своей верой помогать нашим ближним осознавать свои грехи, удаляться от беспутной жизни, приводить их к Христу.
У Господа – нашего небесного врача – очень удобно исцеляться. У Него открыт прием каждую неделю. Каждую субботу и воскресенье в храме Господь принимает всех расслабленных грехами и по вере исцеляет их через посредничество священника. Каждый раз, когда грешник искренно кается в своих грехах, Сам Господь внутренне говорит ему: чадо, отпускаются тебе грехи твои. Что же препятствует нам приблизиться к Иисусу Христу и получить от Него исцеление? Приходите, дорогие братья и сестры, и исцеляйтесь: прием объявлен для всех в течение всего Великого Поста. Принимает всех Сам Христос. Священник является только свидетелем перед Ним, посредником между Ним и вами. Только не забудьте, что к Господу нужно приходить с живым сознанием своих грехов, с пониманием своего духовного расслабления, и нужно верить от всего сердца, что Он один имеет власть на земле отпускать грехи. Еще не забудьте и того, что после исцеления от греховного расслабления, опасно и безрассудно опять впадать в новое расслабление, т.е. опять продолжать совершать прощенные грехи. Будем четко помнить те слова, которые Господь сказал евангельскому расслабленному: вот, ты выздоровел; не греши же, чтобы не случилось с тобой чего худшего. Аминь.
Иерей Ростислав Женилов