Содержание
О новом готовящемся расколе Русской Православной Церкви Заграницей
Сокращенный вариант Докладной записки Митрополита Агафангела Экстренному Архиерейскому Собору 2014 года
Русская Зарубежная Церковь всегда была свободной, независимой религиозной организацией. И именно своей независимостью и свободным голосом в современном мире она была, с одной стороны, надежной опорой христиан-исповедников, а с другой, доставляла много неудобств «миродержателям века сего». Поэтому, за все время существования Зарубежной Церкви враги Христа пытались ее уничтожить – расколоть, клеветать на ее представителей, ссорить друг с другом ее мирян и т.д., то есть, делать все, чтобы ее ослабить и, в итоге, заставить прекратить существование.
В наши дни, видя, что не удалось полностью уничтожить Русскую Зарубежную Церковь в 2007 году, поскольку она жива и развивается, «советом нечестивых», очевидно, принято решение продолжить дело по ее уничтожению. Сегодня мы можем сказать, что совершается очередная масштабная попытка устроить раскол в Зарубежной Церкви.
Мы не можем знать подробностей плана нынешней попытки раскола РПЦЗ, но мы можем видеть внешние его проявления, связанные с подготовкой нового разделения – элементы самочиния, нарушения канонов, тайные сговоры, интриги, клевету на неугодных членов Церкви и, в итоге, открытое выступление против РПЦЗ на самочинном собрании в Навережье.
Сокращенный разбор «Обращения клириков и мiрян российских приходов РПЦЗ»:
Первоиерарх РПЦЗ обвиняется в том, что поставил церковную жизнь «на широкую дорогу ненависти к исторической России». Не говоря о том, что это заявление не соответствует действительности, также и к церковным догматам и правилам это голословное обвинение никакого отношения не имеет. Причем, авторы «Обращения» не могут, и даже не пытаются доказывать, что Первоиерарх пренебрег или нарушил своими действиями основные Догматы и Каноны Православной Церкви, подпадая сами, таким образом, под осужденную ересь этнофелитизма (1).
В Деле №295 Канцелярии Киевского митрополита Антония (Храповицкого) за 1918 год, читаем запись №2916 от 9/22 октября: СОДЕРЖАНИЕ БУМАГ: «Отношение Министра Исповеданий от 21 с.м. № 892/3172 с просьбой разследовать дело о поминании Российского Государства и власти в церквах м[иста (города)] Белой Церкви Вас[ильевского] у[езда] и на ст[анции] Ворзель Киев[ского] у[езда]. РЕЗОЛЮЦИЯ АРХИЕРЕЯ: Консист[ории]. Продписать в оба места, чтобы поминали по установленной Всеукр[аинским] Собором форме: о богохранимой державе нашей украинстей и о благоверном Гетмане ея Павле, а сверх того дали бы объяснения, почему поминали неправильно? (2).
На основании этого факта Митрополита Антония составители «Обращения» могли бы, при желании, обвинить и в «русофобии», и в «сергианстве», и в пособничестве украинским националистам. Это при том, что наша Русская Зарубежная Церковь на Украине сегодня вообще не поминает местные власти.
В «Обращении» утверждается, что Архиереи и священнослужители РПЦЗ занимаются политической деятельностью против России и за счет этого обеспечивают себе спокойную и безбедную жизнь. Т.е., это прямое указание на то, что наши Архиереи и священнослужители являются агентами иностранных государств, враждебно настроенных к России, и за свою эту агентурную деятельность получающие деньги, на которые «спокойно и безбедно живут». Это самый настоящий политический донос, подобный доносам времен СССР. Если это, действительно, правда, то следует предъявить факты и передать их в ФСБ РФ, поскольку это уголовно наказуемое преступление против государства РФ. Если же это не соответствует действительности (что на самом деле), то подписанты «Обращения» оклеветали своих же собратий, за что предусмотрены даже не канонические прещения, а уголовная ответственность в соответствии со статьей 128_1Уголовного Кодекса РФ (максимальная санкция – штраф до 5 миллионов рублей, либо обязательные работы до 480 часов). (3)
Подписанты «Обращения» заявляют, что Митрополит Агафангел утверждает, что никогда не слышал о миссии »хранения РПЦЗ святой Белой идеи», и это ставится ему в вину. Пожалуйста, приведите цитаты Соборов РПЦЗ, именно Соборов, а не частных мнений тех или иных представителей РПЦЗ (кроме Первого Всезарубежного), в которых бы восхвалялась Белая идея, и я попрошу у всех прощения за эти свои слова. Зарубежная Церковь окормляла Белое движение, оставаясь при этом «Единой Святой, Соборной и Апостольской Церковью». При этом она также окормляла тех русских православных, которые, например, воевали во Власовской армии, и даже тех православных русских, которые воевали в рядах Вермахта, и тех русских, которые были в рядах бойцов генерала Франко в Испании. И многих других. Даже генерал Пиночет с семьей молился за молебном перед Иверской Мироточивой иконой, когда она посетила Чили. Русская Зарубежная Церковь окормляла всех, чья душа жаждала ее окормления, а не исключительно только Белое движение. Конечно, когда в 1943 году появилась «Красная церковь» «радости» которой совпадали с радостями богоборческого правительства, за Русской Зарубежной Церковью окончательно закрепилось именование Белой Церкви, но это было именованием, а не сущностью, не тем, чтобы она хоть в чем-то отличалась от Церкви, основанной Христом. В отечестве нашем Катакомбная Церковь, которая плоть от плоти была едина с Зарубежной, и многие ее священники также окормляли тех, кто был с Белой армией, но Белой Церковью при этом она не называлась. Разве это были разные Церкви? Нет – это была «единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь». Конечно, многие говорили о Белой идее, и наша Церковь была там, где была Белая идея, но, оставаясь при этом Церковью Христовой.
Если кто-то желает называть РПЦЗ Белой Церковью, то он, конечно, не ошибается и, в сущности, ничем не согрешает. Но если кто-либо категорически станет настаивать на том, что РПЦЗ именно особая Белая Церковь, и никакая другая, и этим чем-то отличается от Православной Церкви, и будет пытаться заставлять так думать и других, то это уже не просто проявление мирского авторитаризма – это уже попытка насилия над самой Церковью.
Подписанты указывают, что следует не признавать установленные Лениным границы Украины. То есть, фактически призывают к переделу существующих границ (то есть, войне «за старые границы»). Но, последний раз границы подписывал не Ленин, а В.В. Путин, причем выступил гарантом их неприкосновенности.
***
Таким образом, даже при самом внимательном рассмотрении этого документа, он не обнаруживает в себе никаких догматических или канонических положений. Тем не менее, в документе содержится угроза раскола, если его невнятные и нецерковные требования не будут выполнены. То есть, не вызывает никаких сомнений тот факт, что этот документ не церковный.
Напротив, некоторые требования, содержащиеся в документе, прямо подпадают под осуждение церковных правил и канонов. В итоге можно уверенно констатировать, что «Обращения клириков и мiрян российских приходов РПЦЗ» — это провокация, направленная к тому, чтобы расколоть нашу Церковь. В этой провокации, как и во всякой провокации, есть сознательные ее участники, которые хорошо видны по писательской активности в интернете, но есть и случайные люди, доверившиеся им. Нужно молиться, чтобы у тех, кто оказался здесь случайно, открылись глаза и они остановились на краю пропасти, в которую их толкают враги нашей Церкви.
Политическая составляющая «Обращения клириков и мiрян российских приходов РПЦЗ»
Если документ не церковный, то, следовательно, допустимо его рассмотреть, как политический.
Следует признать, что с политической точки зрения этот документ намного интереснее. Прежде всего, большое значение имеет политическая обстановка, сложившаяся внутри и вокруг Российской Федерации. События, происшедшие на Украине и изъявшие эту страну из сферы влияния Российской Федерации разрушили, практически, геополитический проект создания «Русского мира», поскольку без Киева эта программа реализована быть не может. Прямая реакция на украинский «Майдан» – аннексия Крыма и попытка присоединения к РФ Донецкого региона. Дальнейшие планы захлебнулись. Теперь, вместо широкого наступления «Русского мира» Российской Федерации приходится уходить в глухую изоляцию, поскольку международные санкции серьезно угрожают всей ее экономике.
Защитные действия РФ – вынужденная переориентация производства и финансов на внутренние возможности. То есть, концентрация экономики и банковской системы (по крайней мере, критической ее массы) на территории РФ, чтобы иметь контроль за стабильностью работы центров ключевых отраслей. В то же время ограничения и запрет на вклады за пределами РФ, строительство на своей территории предприятий (в том числе, сельскохозяйственных) продукцию которых приходится закупать в других странах. Расширение сотрудничества с коммунистическим Китаем и азиатскими, традиционно мусульманскими странами. В условиях увеличивающейся изоляции с европейскими странами и США, в которых сильны еще христианские общины, в сложившихся условиях само христианство становится врагом для РФ, поскольку это довольно многочисленные контакты и связи с представителями, опять ставших враждебными, развитыми странами. Для того, чтобы минимизировать опасность с этой стороны, РФ, как и во времена СССР, должна бы обзавестись массовой и полностью подконтрольной религиозной организацией, которая готова выполнять любые указания правительства. И такая организация, как мы знаем, в Российской Федерации есть.
Статья протоиерея Всеволода Чаплина: Религиозные общины в РФ не должны управляться извне (4)
Относительно других религиозных, в том числе, христианских конфессий, прямо и недвусмысленно высказался протоиерей Всеволод Чаплин в статье РИА НОВОСТИ от 25 октября с красноречивым названием: «Религиозные общины в РФ не должны управляться извне». После заголовка мысль поясняется: «Руководство религиозными общинами, действующими в России, должно осуществляться только из центров внутри страны, а не из-за рубежа, поскольку это имеет непосредственное отношение к сохранению суверенитета страны, безопасности и стабильности в государстве». «государство не может быть нейтральным в отношении внешних влияний и связанных с ними религиозных и религиозно-общественных доктрин».
«Некоторые говорят: «не получится», или говорят, что некоторые международные религиозные структуры никогда не пойдут на то, чтобы принять наши цивилизационные установки, — у некоторых (стран) получается. В Китае получилось все», — заметил представитель РПЦ.
Он выразил уверенность, что «получится и у нас, если мы проявим достаточную волю».
Можно уверенно говорить, что озвученная Всеволодом Чаплиным позиция Московской Патриархии полностью соответствует нынешним государственным установкам, которые, в условиях все более увеличивающейся международной изоляции РФ, включают в себя и полный контроль над «инакомыслящими».
***
Ясно, что статья Всеволода Чаплина не случайная импровизация, а итог разработок длившихся не малое время. Так же понятно, что т.н. Епархиальное собрание в Навережье — это не спонтанно возникший процесс, а событие, готовящееся около двух лет, начавшееся с заявлений, что Первоиерарх плохой, что центр РПЦЗ должен быть в Российской Федерации. Так что, то, что мы видим сейчас – это не совсем удачное завершение процесса, в свое время не совсем удачно начатого. Дай Бог, чтобы этим закончилось, тем более, что основные фигуранты, практически все, обозначились и, таким образом, оказались, как бы, «вне игры». Для продолжения миссии по уничтожению РПЦЗ должны быть задействованы новые силы, а это сделать не так просто и на это нужно определенное время, которое наше Церковь должна использовать для своего внутреннего укрепления и развития.
Мне лично неоднократно предлагали разные люди устроить центр РПЦЗ на территории Российской Федерации. Или, по крайней мере, создать в РФ отдельный «автономный» «самоуправляющийся» округ (если раскол не получается сразу, то попытаться осуществить его в два этапа).
Это, кстати, получило неожиданное подтверждение в недавно опубликованном «Обращении Приходского собрания к Архиерейскому Собору, Синоду и Первоиерарху РПЦЗ Приходского собрания Вознесенского прихода г. Барнаула» от 3/16 ноября 2014 .
Читаем: «Мы убеждены, что при дальнейшем пребывании [Митрополита Агафангела] на посту Первоиерарха, РПЦЗ в России лишена будущего. Просим Архиерейский Собор при невозможности полюбовно решить вопрос о Первоиерархе, найти форму управления Церковью, возможно коллегиальную без поста Первоиерарха (…) В случае же отказа Собора от требований Обращения, просим Преосвященных Владык образовать временное церковное управление для российских приходов не зависимое от митрополита Агафангела, дабы дистанцироваться от антирусской позиции Первоиерарха.
То есть, члены приходского собрания Барнаульского прихода во главе со своим настоятелем единогласно поддерживают, фактически, то, к чему призывает протоиерей Всеволод Чаплин. То же самое можно говорить о представителях Ижевских приходов и ряда других.
Некоторые выводы
Многие замечают, что в Российской Федерации происходит своеобразный возврат к эпохе СССР. Те, кто тогда жил, помнят, что в этом государстве не было ни одной свободной, неподконтрольной организации (за исключением Катакомбной Церкви). Это было по-настоящему рабовладельческое общество, в котором пытались контролировать все – даже мысли человека. Сейчас, при новом этапе технического развития, контроль над человеком становится все более легким и доступным. Возврат к этому контролю на уровне государства, в условиях постсоветской диктатуры, вновь становится опасной и реальной угрозой для истинных православных христиан. Как то удивительно все совпало во времени, и у нас, и у них. Наши приходы невольно должны быть еще более осторожными, готовыми к преследованиям и провокациям. В ситуации, оговоренной Всеволодом Чаплиным, мы должны всеми силами отказываться от централизации и централизованных органов управления, поскольку в условиях нынешней РФ централизация означает полный контроль. Но христианство не может жить без абсолютной свободы во Христе. Поэтому, будем осторожны, поскольку, однажды потеряв свободу, мы больше никогда ее не вернем.
«Держи, что имеешь» — заповедовал всем нам третий Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Митрополит Филарет – «дабы кто не восхитил венца твоего» (Откр 3.11) – продолжает Священное Писание.
Первоиерарх РПЦЗ
+ Митрополит Агафангел
Одесса, 18 ноября 2014 года
ПРИМЕЧАНИЯ
(1) Осуждение этнофилетизма Константинопольским собором 1872 г.
«Мы отвергаем и осуждаем племенное деление, то есть племенные различия, народные распри и разногласия в Христовой Церкви, как противные евангельскому учению и священным законам блаженных отцов наших, на коих утверждена Святая Церковь и которые, украшая человеческое общество, ведут к Божественному благочестию. Приемлющих такое деление по племенам и дерзающих основывать на нем небывалые доселе племенные сборища, мы провозглашаем, согласно священным канонам, чуждыми Единой Кафолической и Апостольской Церкви и настоящими схизматиками».
Филетизм или филетисм (греч. φυλετισμός — «расизм, трайбализм») или этнофилетизм (от др.-греч. ἔθνος — «народ» + φυλή — «род, колено», племя») — тенденция в поместных православных Церквах приносить общецерковные интересы в жертву национально-политическим, племенным. Осуждён как ересь на Поместном Константинопольском Соборе 1872 года. Одной из черт (хотя и необязательных) филетизма является использование национального языка в церковном богослужении при запрете совершать службы на языке той канонической Церкви, от которой отложилась раскольничья группа, незаконно провозгласившая свою автокефалию.
(2)
(3) С 13.07.2012 года Госдума вернула в Уголовный Кодекс статью о клевете, которая является уголовным преступлением (статья 128_1). Максимальная санкция на настоящий момент предусматривает штраф до 5 миллионов рублей (ранее — до 300 тыс. рублей), либо обязательные работы до 480 часов. Лишения свободы в качестве наказания за клевету, соединенную с обвинением в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, не предусматривается (ранее — до трех лет лишения свободы).
(4) Чаплин: религиозные общины в РФ не должны управляться извне (заметка полностью)
16:3129.10.201425335
В момент, когда религиозно-общественные процессы приобретают ключевое значение в большинстве стран, обязательно найдутся силы, желающие обратить их во вред своим конкурентам, поэтому в идеале центр принятия решений и духовной власти в религиозных общинах должен находиться внутри страны, считает протоиерей Всеволод Чаплин.
МОСКВА, 29 окт — РИА Новости. Руководство религиозными общинами, действующими в России, должно осуществляться только из центров внутри страны, а не из-за рубежа, поскольку это имеет непосредственное отношение к сохранению суверенитета страны, безопасности и стабильности в государстве, считает председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.
Чаплин выступил в среду на международной научно-практической конференции «Государство, религия, общество в современной России».
«В момент, когда религиозно-общественные процессы приобретают ключевое значение в большинстве стран, обязательно найдутся силы, желающие обратить эти процессы во вред своим историческим конкурентам. Мы имеем этому массу примеров, начиная от псевдоисламского экстремизма и заканчивая деятельностью разного рода новых религиозных движений, используемых в прагматических целях нашими историческими оппонентами», — сказал Чаплин.
В этих условиях, отметил он, «государство не может быть нейтральным в отношении внешних влияний и связанных с ними религиозных и религиозно-общественных доктрин».
«В идеале единственным центром принятия решений и духовной власти в религиозных общинах должны быть центры, расположенные внутри страны. Любая уважающая себя страна добивается этого. Мы имеем этому массу примеров, в том числе из нашей собственной истории, если говорить о Российской империи и Советском Союзе», — сказал глава синодального отдела.
По словам Чаплина, в тех случаях, когда руководство религиозными общинами «только изнутри страны невозможно, видится необходимым диалог, направленный на безусловное принятие стратегических целей и ценностей российской цивилизации, включая ее модель отношений церкви, государства и общества».
«Некоторые говорят: «не получится», или говорят, что некоторые международные религиозные структуры никогда не пойдут на то, чтобы принять наши цивилизационные установки, — у некоторых (стран) получается. В Китае получилось все», — заметил представитель РПЦ.
Он выразил уверенность, что «получится и у нас, если мы проявим достаточную волю». «Если скажем, что те или иные наши оппоненты и партнеры должны меняться сами, менять самые основы своих политических и идейных построений, если они хотят, чтобы движение диалога с нами было обоюдно выгодным и результативным», — добавил священник. Ссылка