Как-то раз к Господу подошел некий законник и спросил Его о том, какая самая большая заповедь в законе. Христос сказал ему, что прежде всего нужно возлюбить Бога всем своим существом, а затем и ближнего, и что на этом держится весь закон. Однако, преподав эти две главнейшие заповеди о любви к Богу и ближнему, а также и Свои заповеди блаженства, Господь никак не отменил основные десять заповедей Ветхого Завета. Новозаветные заповеди являлись как бы расширением десяти заповедей, они приводили к духовному усовершенствованию тех, кто приучился соблюдать заповеди закона Божьего, кто приучился к духовной дисциплине.
В целом ряде воскресных Евангельских чтений Церковь нам напоминает о необходимости соблюдения основы закона Божьего, выраженного в десяти заповедях, и показывает последствия, какие бывают при несоблюдении этих заповедей. Нам, живущим в современном мире, очень важно рассмотреть этот вопрос, т.к. он имеет для нас самое непосредственное значение.
Первые две заповеди Моисеевы призывают нас чтить Единого Истинного Бога, не поклоняться никаким другим богам и не делать себе никаких кумиров. В одном из воскресных Евангельских чтений, где повествуется о гергесинских жителях, мы как раз видим нарушение этих двух заповедей. Мы видим как гергесинцы сделали себе кумир из наживы, из приобретения земных благ, и ради своего кумира они даже совершили беззаконие, содержа стада запрещенных законом свиней. Таким образом, впав в грех, они уже отошли и от истинного Бога, и не только отошли, но даже отвергли Его.
После этой страшной картины, в последующем Евангельском чтении Церковь показывает нам последствие греха. Там мы слышим об исцелении Господом расслабленного. Когда Христос исцелял других – например, слепых, хромых, увечных, – Он исцелял их сразу, одним Своим словом. Это потому, что такие физические дефекты не являлись наказанием человеку, а могли быть даны ради славы Божией, для прославления милосердного Целителя-Христа, как мы видим в случае исцеления слепорожденного. Когда же принесли расслабленного, Господь сперва сказал ему: «прощаются тебе грехи твои», а затем уже исцелил его физическую расслабленность. Этим Господь ясно указал на то, что физическая расслабленность является прямым следствием греха, т.е. духовной расслабленности, что это уже не просто болезнь, а именно следствие внутреннего душевного паралича. Притом, этот расслабленный не знал еще христианского учения; значит, его грехи возникли от несоблюдения десяти ветхозаветных заповедей и привели к такому страшному для него последствию.
Если мы посмотрим на окружающий нас сегодня мир, то мы увидим, что весь этот мир наполнен и гергесинскими жителями, и расслабленными. Сейчас руководящим принципом общества ялвяется несоблюдение первых двух заповедей Божиих. Люди отвергли Единого Истинного Бога и поклоняются богам иным: в разных восточных религиях, оккультизме, и даже открытом сатанизме; или поклоняются разным кумирам: будь-то атеистической науке, или т.н. прогрессу, или все той-же наживе и погоне за материальным устройством, или живым кумирам в лице рок-певцов, артистов и прочих бесноватых.
Одновременно, в результате такой общей страшной греховности, возросла в мире и расслабленность в виде всевозможных ужасных болезней, которые мучительно поражают людей и являются совершенно явным наказанием за грехи. Когда Господь исцелил евангельского расслабленного, книжники и фарисеи стали укорять Его за то, что Он предварил физическое исцеление прощением грехов, не признавая связи между грехом и болезнью, и слепо отвергая грех как причину болезни. То же самое мы видим и теперь: современные лидеры общества, подобно тем книжникам и фарисеям, своим слепым упором на внешнее лечение этих болезней всячески стараются отвести людей от понимания связи между страшными грехами и страшными болезнями, и таким образом отводят людей от сознания своей греховности и от покаяния перед Богом.
Дорогие братья и сестры, будем же мы спасаться от всех этих ужасов в тихой ограде Церкви, которая, как любящая Мать, учит нас жить правильно, соблюдая все заповеди Божии, и таким образом ограждает нас и в бурной жизни на земле, и приводит к вечной жизни с Богом-Отцом. Аминь.
Иерей Ростислав Женилов