Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр 2.10)
Дорогие архипастыри и пастыри, монашествующие и миряне, братья и сёстры!
Церковь не основывается людьми, Церковь избрана Христом, научена Им, искуплена Им от власти греха и смерти, оживотворена Святым Духом, снабжена и укреплена Им благодатью Таинств и готовит своих верных чад ко всеобщему воскресению и жизни в Небесном Царстве. Другой какой-либо Церкви нет и быть не может.
Есть Единая (единственная) Церковь и есть её члены – люди, составляющие Церковь. Люди объединены в местные собрания – православные приходы, епархии и Поместные Церкви – в своей совокупности они составляют Единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.Отдельные собрания-церкви, составляющие Единую Церковь, существуют с первых времён христианства: семь из них перечислены в Откровении Иоанна Богослова, о существовании других мы знаем из Деяний и Посланий апостольских и церковного Предания. Со временем церкви разрастались, меняли свои границы и названия. В начале прошлого века существовало 14 крупных церковных объединений – самоуправляющихся Поместных Православных Церквей, числе которых Российская Православная Церковь.
Жизнь Поместной Российской Церкви в 20 веке сложилась очень непросто. Захватившие власть в Православной Российской Империи безбожники устроили неслыханные в истории гонения на верующих. Не имея возможности быстро уничтожить Церковь, богоборцы приняли тактику дробления и уничтожения Церкви «по частям». Они искусственно создали в Русской Церкви целый ряд расколов, пытаясь стравливать между собой её иерархов и верующих – привлекая одних льготами и подачками от себя, и наказывая и убивая тех, кто не шёл с ними на соглашательство. Самый большой раскол у них получилось устроить в 1927 году, когда один из крупных иерархов пошёл на полное сотрудничество с богоборцами и окончательно стал на их сторону.
Днём образования Русской Православной Церкви Заграницей является 19 ноября 1920 года, когда, ровно 100 лет назад, на борту парохода «Великий князь Александр Михайлович», одного из 125 кораблей отступающей русской армии, стоявших на рейде близ Константинополя, состоялось первое заграничное заседание Временного Высшего Церковного Управления на Юго-Востоке России (переименованное через месяц в Высшее Русское Церковное Управление за границей), которое объединило и возглавило все приходы Российской Православной Церкви, оказавшиеся в эмиграции, а также те, которые остались на территориях, бывших в военном конфликте с новым советским правительством.
Таким образом, сформировалась и получила своё церковное возглавление независимая и свободная часть Поместной Российской Церкви. Образовать самостоятельное церковное управление за границей, в том же 1920 году, благословила высшая власть Российской Церкви: Объединённое присутствие Священного Синода и Высшего Церковного Совета под председательством Патриарха Тихона – то есть, Русская Зарубежная Церковь возникла не в результате раскола, а по постановлению церковной власти.
С момента возникновения церковного управления за границей советская власть прилагала все силы чтобы его ликвидировать, как своего идеологического врага, или же, как на территории СССР, раздробить на части и эти части перессорить друг с другом. Борьба с Русской Зарубежной Церковью была для советской власти частью её войны за мировое господство, и эта война не утихала никогда.Противоположным полюсом, который богоборческая власть использовала для борьбы с РПЦЗ стало полностью подконтрольное ей Московское церковное управление, возглавляемое сначала митр. Сергием Страгородским, а затем сменяющимися советскими патриархами, вплоть до нынешнего патриарха МП Кирилла Гундяева. Через Сергия Страгородского советской власти удалось отколоть от РПЦЗ часть приходов в Европе и Америке и образовать отдельные от РПЦЗ епархии, подчиняющиеся Кремлёвскому церковному управлению.
Таким образом, Поместная Русская Церковь вынужденно разделилась на три части (Московскую патриархию, РПЦЗ и Катакомбная Церковь) и на два церковных управления – одно полностью подконтрольное богоборческой власти, и другое – свободное управление Русской Церковью за границей (Катакомбная Церковь в условиях СССР не могла иметь своего центрального управления, там, как правило, поминали Предстоятеля РПЦЗ).
Русская Православная Церковь Заграницей, начиная с издания печально известной Декларации в 1927 году, никогда за свою историю не признавала каноничности управления Московской патриархии, поскольку оно назначалось и назначается богоборцами и исполняет исключительно их волю.Как писал новопрославленный Святитель Митрополит Виталий, Русская Православная Церковь Заграницей это не одна из «юрисдикций», а есть Истинная Церковь Христова, со всеми присущими ей свойствами. Состоя в духовном единстве с истинными Греческой, Румынской, Болгарской и Сербской Церквями, мы в совокупности являем собой Единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Противостояние РПЦЗ и МП не является политическим, – в истории было много случаев, когда Церковь оказывалась на территории неправославных стран и была вынуждена поддерживать те или иные действия руководства этих стран. Но в истории не было такого, чтобы Церковь впитала в себя богоборческую идеологию и стала пособником богоборцев в искоренении веры в народе и построения безбожного коммунистического общества. Противостояние РПЦЗ и МП является духовным, на уровне противостояния света и тьмы, ангелов и бесов, Христа и антихриста.
В этом земном противостоянии, по Священному Писанию, силы добра умаляются, а силы зла укрепляются и растут. И конец этого мира настанет, когда зло и богоборчество исполнят землю, и христианам уже не будет места на ней, и жизнь на земле потеряет всякий смысл. Победа христианина над миром берёт начало в его умалении до смерти в подражании Христу – как Господь отдал Свою жизнь за нас, так и мы должны отдать свою жизнь Ему.
Мы верим, что Русская Зарубежная Церковь хранила и хранит по сей день в чистоте Предание, соблюдённое святыми отцами со времён Христа и Апостолов, хранит дух учения Христова и содержит в себе спасительную благодать. Мы верим в святость наших четырёх Первоиерархов – Митрополитов Антония, Анастасия, Филарета и Виталия, которые сохранили в чистоте веру и верность Христу и Его Церкви, и являются для нас примером стойкости в эпоху апостасии и образцом аскетической жизни в миру́.
Перед нами в будущем стоит всего лишь одна задача – сохранить и передать следующему поколению православных христиан то, что передано нам Преданием наших святых отцов. Мы надеемся услышать в последний день этого мира слова Праведного Судии: «Добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф 25.23). Да будет так!
+ Митрополит Агафангел
6/19 ноября 2020 года