Христос произошёл от Девы Марии, как Адам от земли. Адам дыханием Духа Божия — «и вдунул в него дыхание жизни», и Христос наитием Святого Духа — «Дух Святой найдет на Тебя», сказано было Деве Марии. Так Христос произошёл по подобию Адама (Быт 2.7; Лк 1.35).
Но произошёл Христос и по подобию Евы: как Ева произошла от отца без матери («из ребра»), так и Христос произошёл от матери без отца (Она «мужа не знала»). Как первый Адам произвёл Еву без участия женщины, так и Мария произвела Христа без участия мужчины. Ева явилась только семенем мужа и Христос явился только семенем жены. Способ происхождения Евы и Христа одинаков: природу человеческую оба получили силою Божиею от одного пола. Сначала жена (Ева) от мужа, а затем муж (Христос) от жены. Так Христос принял природу первого Адама, природу всего человечества, или всего целого Адама, от Марии, Которая передала Ему эту природу Адама. Поэтому, как Адам сказал об Еве, так и каждый из нас может сказать о Марии, а чрез Неё и о Христе: «вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей». Через Деву Марию наша природа пребывает во Христе, втором Адаме (Быт 2.21,23; Лк 1.34).
Как Христос есть второй Адам, так и Мария есть вторая Ева. Это видно из сравнения искушения Евы и благовещения Марии.
Там было явление падшего ангела, змея, диавола. Здесь явление святого Ангела Гавриила (Быт 3.1; Отк 20.2; Лк 1.26).
Первый обещал Еве, что через неё человек будет Богом: «будете как боги». Второй обещает Марии, что через Неё Бог будет человеком: «наречется Сыном Всевышняго, Сыном Божиим». «Еммануилом, что значит: с нами Бог » (Быт 3.4; Лк 1.32-35; Мф 1.23).
Через Еву падение, через Марию спасение. Тогда Ева обманулась и, возжелав быть Богом, Богом не сделалась. Теперь Бог делается человеком, чтобы человека действительно обожить, и прежде всего Марию, в Которую Он входит, как в первую от всего рода человеческого. Жена первою пала, первою и спасена.
Ева проявила неверие заповеди Божией, не поверила Богу и вожделела своим опытным знанием приобрести обожение. Мария совершенно поверила Богу, отвергла в этой вере знание («мужа не знает » и не надо знать) и сказала: «да будет Мне по слову твоему». «И блаженна уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа». Там падение своё и всех людей сомнением и неверием, здесь спасение себя и всех людей верою (Быт 3.6; Лк 1.34,37,45).
Ева показала непослушание Богу и на заповедь Его — «не ешь от него» (от древа), «взяла плодов его и ела». Мария послушалась воле Божией в благовестии без всякого сомнения и сказала: «Се, Раба Господня» (Быт 2.17;3.6; Лк 1.38).
Ева возгордилась от мысли «будете как боги». Мария была смиренная «Раба Господня», как в принятие самого благовестия о пришествии через Неё Бога во плоти, так и до этого события; потому что «призрел Он на смирение рабы Своей», именно за это свойство души Её обратил на Неё внимание и за это удостоил Её быть Своею Матерью. Тогда по гордости Ева сама захотела быть Богом, теперь за смирение Мария удостоилась принять в Себя Бога и дать Ему природу человеческую ради нашего спасения (Быт 3.4; Лк 1.48).
Ева лишилась благодати Святого Духа и не допущена уже была к древу жизни. Мария приняла в Себя Сына Божия — Жизнь Вечную, «обрела благодать у Бога», получила приветствие — «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою», и зачала по слову — «Дух Святой найдет на Тебя»…
На таких первых и величайших примерах видим, что «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (Быт 3.24; Лк 1.28,30,35; Иак 4.6).
Еве за её грех определены скорби и болезни деторождения. Мария, как безмужная и несогрешившая, безболезненно родила Сына.
Но за то, что Ева обольстилась сладостью плода древа знания, «оружие прошло душу» Марии, когда Она увидела Сына на древе крестном. Христос искупил грех Евы. Ребро, из которого была создана Ева, было прободено у второго Адама и, в знак искупления и омытия первого греха, из него вышли кровь и вода. Но к кресту Сына Своего Мария принесла Свои невинные искупительные нравственные скорби и страдания за грех Евы, потому что из-за греха Евы Сын Её взошёл на крест. За Еву пострадала Мария и именно у креста, там, где омывался грех Евы (Лк 2.35; Ин 19.34).
Мы видим, что если Христос есть второй Адам, то Мария есть действительно вторая Ева, и если Ева была создана, как «помощник , соответственный, подобный Адаму» (Быт 2.18,20), то Мария по всем Своим свойствам явилась «помощником, соответственным, подобным» второму Адаму, Самому Господу Иисусу Христу. И насколько безпредельно величие второго Адама, настолько же свято и возвышено величие второй Евы, достойной этого Адама.
Она несравнима ни с кем из людей. В начале и в центре истории стоят две жены: Ева и Мария. Ева — мать падшего и согрешившего человечества, Мария — мать нового, спасающегося и возрождённого человечества. В первой была причина всеобщего зла, во второй — причина всеобщего блага.
Источник: «Православная Жизнь» (Orthodox Life). Ежемесячное приложение к журналу «Православная Русь». № 6 (450). Июнь 1987 года. — Jordanville: Типография преп. Иова Почаевскаго. Свято-Троицкий монастырь, 1987. — С. 2-4.