В течение последних двух недель, дорогие братья и сестры, мы вспоминали и переживали те величайшие события, которые произошли 2.000 лет тому назад и которые явились поворотным пунктом в истории всего человечества. А это значит, что эти события имеют коренное влияние и на нашу с вами жизнь тоже.
Вот только что мы праздновали Рождество Христово. Почему Господь сошел к нам на землю и родился в образе человека? Для того, чтобы искупить древнее проклятие, которое легло на человеческий род после грехопадения Адама и Евы. После падения прародителей человечество только опускалось все ниже и ниже в бездну греха, и не было абсолютно никого среди людей, достаточно праведного и безгрешного, чтобы искупить этот первородный грех. Для искупления его понадобился Сам Бог, потому-что первородный грех был страшен не столько сам по себе, сколько тем, что открыл вход всем другим грехам и, таким образом, зло могло свободно разлиться по всей вселенной и вкорениться в человеческую жизнь на земле. Для исправления этого положения понадобился Сам Сын Божий, единственный безгрешный, Который смог понести на Себе грехи всего мира. Для этой цели Господь и родился как человек.
Затем неделю тому назад мы праздновали Обрезание Господне. Почему Господь, будучи Создателем вселенной и Творцом всех законов, потерпел на Себе исполнение этого ветхозаветного закона? А для того, дорогие братья и сестры, чтобы через обрезание Себя, опять-таки совершенно безгрешного, символически обрезать наши грехи, обрезать все старое и ветхое в человеческом роде, обновить человека.
И вот сейчас мы празднуем Крещение Господне. Почему чистейший и безгрешный Господь, Творец земли и всех вод на ней, пришел на Иордан креститься от Иоанна как все остальные кающиеся грешники? А для того, чтобы в водах Иордана погрузить наши грехи, омыть нас от всякой нечистоты, просветить нас, одеть нас в белоснежную одежду первоздания, сделать нас тем венцом творения, каким вышел Адам из рук Создателя. Одновременно, Своим погружением в Иордан Господь на все века освятил и само естество воды, из которой мы преимущественно сотворены, сделал это естество спасительным и целительным для нас: спасительным, потому-что в воде мы крещаемся и через крещение становимся членами Тела Христова, т.е. Церкви, и целительным, потому-что теперь мы имеем святую воду, которую пьем для исцеления душевных и телесных недугов, и которой окропляем наши жилища и нашу среду для отогнания нечистых духов.
И все это Господь сделал для всех нас, дорогие братья и сестры, даровал все эти неисчислимые блага каждому из нас. Ответим же и мы Господу ответной любовью, ответной благодарностью: будем стараться отлагать все свои грехи как старую, ненужную одежду, будем отмываться от грехов в бане покаяния и причащения Святых Таин, будем стараться духовно рождаться в новую жизнь.
Постараемся вникнуть в суть и глубину переживаемых ныне праздников, чтобы осознать их самое реальное значение для нас. В службе праздника Крещения Господня есть одна замечательная стихира, в которой умилительно описывается это событие следующими словами: «Бог Слово, Который явился роду человеческому во плоти, стоял во Иордане для того, чтобы креститься. И сказал Ему Предтеча: ‘как я простру свою руку и прикоснусь к верху Того, Кто в Своей руке держит всё? Даже если Ты и являешься Младенцем, рожденным от Марии, но я-то знаю, что Ты – превечный Бог! И хотя Ты, Которого воспевают серафимы, сейчас и ходишь по земле, но раб еще не научился крестить Владыку’. О, Господь непостижимый, – слава Тебе!»
Иерей Ростислав Женилов