В наши дни наша молодежь, пропитанная в школах ядом неверия и богоотступничества, часто начинает сомневаться в истинности Евангелия, требует доказательств, что это не просто выдумка людей, даже иногда сомневается в том, был ли вообще на земле Господь Иисус Христос. И вот, в ответ на эти сомнения, ярким доказательством нашей веры служит дивный праздник Нерукотворного Образа Господня.
По церковному обычаю этот праздник называется «Третий Спас», т.е. третий праздник в месяце августе, посвященный Спасителю. (Первый Спас – это праздник выноса на поклонение Честного и Животворящего Креста Господня, празднуемый 14-го августа [1-го по старому стилю], а Второй Спас – это наш престольный праздник Преображения Господня.)
Нерукотворный Образ Спасителя появился при следующих обстоятельствах: во время земной жизни Господа Иисуса Христа, в сирийском городе Эдесса жил князь Авгарь. Он страдал неисцельной болезнью – проказой, из-за которой снаружи он был покрыт страшными язвами, а внутри чувствовал расслабление всего тела.
До Авгаря дошел слух об Иисусе Христе и о великих чудесах, которые Он творил. Тогда у Авгаря появилось сильное желание увидеть Христа и получить от Него исцеление. Однако, не имея возможности самому идти в Иудею, Авгарь послал Господу умилительное письмо, в котором он написал следующее:
«До меня достиг слух о Тебе и Твоих преславных чудотворениях, как без врачевства и лекарств Ты исцеляешь болезни, — слепым даешь прозрение, хромым хождение, отгоняешь от людей нечистых духов, очищаешь прокаженных, расслабленных врачуешь словом и воскрешаешь мертвых; слыша о Тебе, что Ты совершаешь столь дивные чудеса, я относительно Тебя пришел к такого рода двум заключениям: Ты или Бог, сошедший с неба, или Сын Божий. Посему я и обращаюсь к Тебе с таким смиренным молением, чтобы Ты потрудился прийти ко мне и исцелить мою неизлечимую болезнь, от которой я страдаю уже много лет. Дошло до меня также, что иудеи ненавидят Тебя и хотят причинить Тебе зло. Я же имею город, хотя и небольшой, но красивый и изобилующий всем; итак, приходи ко мне и живи со мною в моем городе, в котором для нас обоих найдется все нужное».
С этим письмом Авгарь одновременно послал в Палестину одного искусного живописца, поручив ему изобразить на доске лицо Господне. У Авгаря была такая великая любовь ко Христу, возникшая на основании веры в Него, что он хотел хотя бы видеть изображение Христа.
Живописец добрался до Иерусалима и нашел Христа, но как он ни старался, по промыслу Божию никак не мог изобразить лик Христа. Тогда Господь Сам подозвал живописца к Себе, получил от него письмо Авгаря и, прочитав письмо, написал Авгарю такой ответ:
«Блажен ты, Авгарь, не видевший Меня и уверовавший в Меня, ибо ты наследуешь жизнь вечную! Ты пишешь, чтобы Я пришел к тебе, но Мне нужно совершить то, ради чего Я послан, и затем возвратиться к пославшему Меня Отцу. И когда Я буду вознесен к Нему, тогда пошлю к тебе одного из учеников Моих, который совершенно исцелит тебя от твоей болезни».
Написав это письмо, Господь умыл Свое лицо водой и вытер полотенцем, на котором отпечаталось чудесное изображение Его божественного лица. Затем Господь отослал это изображение Авгарю вместе со Своим письмом.
Обещание Господне Авгарю сбылось полностью после Его вознесения, когда в Эдессу пришел святой апостол Фаддей и крестил Авгаря, который вышел из святой купели совершенно чистый и здоровый душой и телом.
Будем же и мы иметь в себе такую же бесхитростную и абсолютную веру во Христа, какую имел князь Авгарь; пригласим Господа к себе, в свою душу, через принятие святых Таин; тогда и нам Господь пошлет Свою благодать и Свою милость, очистит нас от проказы зла и страстей, и введет нас в жизнь вечную.
Иерей Ростислав Женилов