В февральских богослужениях, дорогие братья и сестры, мы видим трех человек, пришедших в храм. Видим мы высокомерного фарисея, который пришел в храм по установленному обычаю: он гордо стоит впереди на видном месте и похваляется перед Богом своими, как ему кажется, добродетелями. Видим мы и смиренного мытаря, которого привела в храм его совесть, укоряющая его за грехи: мытарь считает себя недостойным даже быть в храме, он скромно стоит позади, опустив голову, и слезно просит у Бога прощения. Видим мы наконец и праведного старца Симеона, который приходит в храм по наитию Святого Духа: в храме Симеон встречает Мессию — Спасителя мира, и получает разрешение оставить долгую земную жизнь и мирно перейти в жизнь вечную.
Этих трех людей Церковь предлагает нам как поучительный образец, дорогие братья и сестры. Фарисей — это все мы, приходящие в церковь. У нас тоже есть, как будто, добродетели: ведь мы трудимся по воскресеньям, вставая рано и оставляя все наши земные попечения для того, чтобы попасть в храм; мы постимся по средам и пятницам, и в положенные четыре поста; мы даем деньги на храм и даже творим милостыню. Но вот оказывается, что этого мало для настоящей духовной жизни: это только самое маленькое начало, самая низкая ступень, ибо все это только внешние действия, внешние обряды. Оказывается, что внутренний настрой, внутреннее состояние души гораздо важнее внешних заслуг.
Господь принимает наш внешний труд, не отвергает его так же, как не отверг Он и фарисея. Но в притче о мытаре и фарисее Господь ясно указывает нам, что исполняющий закон фарисей оказался в духовном плане намного ниже, чем грешный мытарь; что все труды фарисея не принесли ему никаких заслуг в глазах Божиих, потому-что они были соединены с гордостью, с чувством собственного достоинства, собственных заслуг. Ведь мы не имеем никаких собственных заслуг перед Богом. Мы ничего собственного не имеем кроме своих грехов. Заслуги мы можем выработать только по милости Божией, только по действию благодати Святого Духа. А вот как привлечь к себе эту милость Божию и благодать — этому нас учит мытарь.
Мытарь был грешник, и мы все грешники, несмотря на хождение в церковь, соблюдение постов и доброделание. Но мытарь сделал то, что оправдало его, возвысило его, привлекло к нему Божию благодать — мытарь покаялся, мытарь осознал свои грехи, осознал всю пагубность этих грехов, мытарь попросил у Бога прощения. И все это мытарь смог осуществить через смирение, полное и глубочайшее смирение. Чувство смирения просветило его душу, дало ему возможность увидеть себя в правильном свете и указало ему правильный путь действия. Смирение привело к покаянию, а покаяние привело к прощению и очищению. На примере мытаря и фарисея мы видим исполнение Божиих слов о том, что Господь гордым противится, а смиренным дает благодать.
И в своем удивительном смирении этот грешный мытарь получил ту же радость, что и праведный старец Симеон: он встретил Господа и получил отпущение. Водимый Духом Святым, старец Симеон пришел в храм и увидел телесными глазами Младенца Христа, увидел спасение мира, и получил отпущение от бремени долгой земной жизни. Мытарь же, водимый своей совестью, которая является голосом Божиим внутри нас, тоже пришел в храм, и через смирение и покаяние ощутил на себе действие Божией благодати, глазами своей души увидел Господа, увидел свое спасение, и получил отпущение от бремени многих грехов.
А сам старец Симеон, которому было обещано лично видеть на земле Господа, Спасителя нашего, увидел Его не в каком ином месте как в храме. Именно в храм привел его Святой Дух для встречи с Мессией. Так и мы, дорогие братья и сестры, только в храме можем лично встретить Господа. В храме мы не только видим Его в Его иконах, не только слышим Его в чтении Святого Евангелия, а имеем гораздо большее, чем мытарь, гораздо большее, чем старец Симеон: в храме мы соединяемся с Самим Господом через таинство Евхаристии. А достигнуть этой высшей радости мы можем только придя в храм, только приведя свою душу в состояние полного смирения, и только посредством искреннего раскаяния в своих грехах и отпущения их в таинстве покаяния.
«Фарисеева убежим высокоглаголания и мытареве научимся высоте глагол смиренных» — поучает нас Святая Церковь в кондаке Недели о мытаре и фарисее. Начиная в этот день подготовительный период к Великому Посту, дорогие братья и сестры, прислушаемся к голосу Церкви, которая увещевает нас избегать самодовольства и похвальбы фарисея, а вместо этого учиться высоте духовной жизни в смиренных словах мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному». Тогда и нас, когда подойдем мы к концу нашей земной жизни, Владыка Господь отпустит с миром в жизнь вечную. Аминь.
Сегодня мы вспоминаем тот торжественный день почти 2.000 лет тому назад, когда жители Иерусалима встречали Господа нашего Иисуса Христа и радостно Его приветствовали, веселясь о том, что наконец пришел их избавитель, Мессия. Все радовались и веселились, лишь один Господь был печален и скорбел.
Он скорбел потому, что в этом сегодняшнем весельи Он видел грядущие ложь и измену. Те же люди, которые сегодня поют Ему похвальные песни, назавтра будут Его хулить, бить, заушать и, в конце, будут кричать: «распни, распни Его!»
Но это были люди тех времен, скажете вы. Это были жители Иерусалима. Мы в этом не участвовали. Однако, известие о всем, что происходило в Иерусалиме в те дни, дошло и до нас. Но как оно дошло – только как слух, как сказание, или же оно проникло в нашу душу? Прочувствовало ли наше сердце ту страшную измену, то страшное надругательство над Богочеловеком?
Книжники и фарисеи, эти старейшины израильского народа, хорошо знали Кого они убивали, но остальной народ ожидал царя земного и пребывал в неведении относительно правды всего происходящего. Мы же теперь знаем гораздо больше. От апостолов и евангелистов мы знаем о всем, что там произошло, поэтому наша измена Спасителю тяжелее, чем измена людей тех времен.
Конечно, каждый из вас может сказать: «Но я Господу не изменял». Однако подумайте, дорогие мои: если мы не следуем заповедям Божиим о любви к Богу и ближнему – разве это не измена Господу? Если мы не прощаем обижающих нас, не творим милостыню, не соблюдаем посты, – разве это не измена Господу? Если мы не приходим в церковь на все богослужения – разве это не измена Господу? Если, стоя в церкви, мы не погружаемся в молитву, а стоим рассеянно и думаем о житейском, о земных попечениях, и если дома мы не молимся, несмотря на то, что молитва – это наше прямое общение с Богом, – разве это не измена Господу?
Сегодня мы собрались здесь в храме и, подобно жителям Иерусалима 2.000 лет тому назад, пели Господу хвалебные песни: «осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне». А что же мы будем делать всю остальную неделю? Будем ли мы, с теми же жителями Иерусалима, хулить Бога невниманием к Его страстям?
Нет, дорогие мои, давайте будем все вместе собираться в храме, как и сегодня, и будем вместе с Пресвятой Богородицей, с преданными Господу святыми женами, и с верными учениками Христовыми переживать и оплакивать ту богоборную измену, которую пережил Господь наш Иисус Христос ради нашего же спасения. Тогда вместе с ними и мы, в конце этой грядущей великой недели, сподобимся стать участниками радостного Христова Воскресения. Аминь.
Иерей Ростислав Женилов