Заметили-ли вы, дорогие братья и сестры, как Святая Церковь связывает нашу жизнь с жизнью церковной, с событиями из жизни Христа? В дни Рождества мы поклонялись яслям Христовым, мы становились сынами Божиими. Затем, начиная новый гражданский год, новый круг времени, который еще ближе подводит нас к вечности, мы призывались тоже обновляться, обновлять наши души, очищая их от грехов и страстей, обновлять наши сердца, заполняя их добродетелями и любовью к Богу и ближним.
И вот сегодня Церковь нас зовет на берега Иордана, где нам будет открыто великое таинство Богоявления. Сегодня у нас великий праздник Крещения Господня. И нужно правильно понять его, правильно к нему приготовиться.
Святой Евангелист Марк рассказывает нам об этом событии очень коротко и просто. «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского, и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн раскрывающиеся небеса, и Духа, как голубя, сходящего на Него. И голос был с неба: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
Однако, в этом кратком описании нам раскрывается неизмеримая глубина нашего спасения. Во-первых, первый раз в истории человечества Господь Бог раскрывает Себя полностью, т.е. явно открывает нам тайну о Себе, как о Едином Боге в трех Лицах, поэтому этот праздник и называется также Богоявлением.
В Ветхом Завете Господь преимущественно показывал избранному народу Свое единство, чтобы строго сохранить это понятие среди окружающего многобожия, в котором жили все другие народы-язычники. Но даже и в то время давались намеки на троичность Божества. Так, например, Господь явился праотцу Аврааму в виде трех странников, трех ангелов. А в книге Бытия пророк Моисей говорит о сотворении человека, что «сотворил Бог человека по образу Своему»; но еще до этого, описывая совет Божий об этом деле, Моисей говорит: «и сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, и по подобию Нашему».
И вот теперь, в Новом Завете, Господь являет Себя открыто – в празднике Богоявления мы видим Троицу: Бог Отец благословляет с неба, Бог Сын крестится ради нашего спасения в Иордане, и Бог Дух Святой сходит в виде голубя – символа кротости и чистоты.
В празднике Рождества Христова Церковь указывала нам, что раз родился на земле Спаситель мира, то для нас есть спасение, что мы все имеем возможность спастись. Теперь, в празднике Крещения, Церковь показывает нам, как именно осуществить это спасение: как некогда люди приходили к Иоанну Крестителю, омывались в водах Иордана и очищались от грехов, так и мы должны приходить в церковь Христову и очищаться от грехов посредством церковных таинств. И чтобы помочь нам в этом, и как видимое доказательство благодати Божией, на праздник Крещения освящается вода.
Своим Крещением Господь Иисус Христос потопил в воде наши грехи и освятил само естество воды. Таким образом, когда священнослужитель освящает любую воду, на нее нисходит благодать Святого Духа, и эта прежде простая вода становится для нас спасительной и целительной, и при нашем крещении она даже полностью смывает все наши грехи. Но чин освящения воды в память Крещения Господня называется великим освящением воды именно ради той великой силы, которую имеет крещенская вода. Освящая эту воду и призывая на нее особую благодать Святого Духа, священник молится о том, чтобы все пьющие эту воду получили очищение души и тела, и исцеление от болезней, и чтобы имели ее для освящения своих домов.
Приходите же, дорогие братья и сестры, в день праздника Крещения Господня, чтобы стать участниками великого таинства явления Бога в Троице, и чтобы получить видимую и невидимую благодать крещенской воды. Аминь.
Иерей Ростислав Женилов