НАДЛЕЖАЩЕЕ ВРЕМЯ
В службе праздника Рождества Пресвятой Богородицы есть такие слова (в русском переводе): «Ко Господу в скорби неплодства воззвали богомудрые родители Богоматери, и родили Ее в роды родов, на общее спасение и похвалу».
Вдумаемся в этот момент, дорогие братья и сестры. Вот перед нами праведные Иоаким и Анна — верующие и благочестивые, верные супруги, происходящие из царского и священнического рода, бого-боязненные, соблюдающие заповеди Божии, известные своим смирением и милосердием. И эта образцовая пара подвергается осмеянию и презрению со стороны окружающих! Почему же? А потому-что годы идут и идут, и вот они уже дожили до глубокой старости, а Господь все не дает им детей.
В те времена каждый иудей надеялся через свое потомство быть участником в царстве Мессии. Поэтому каждый иудей, не имеющий детей, был в презрении у других, т.к. неплодство считалось великим наказанием Божиим за грехи. Особенно тяжело было Иоакиму, как потомку царя Давида, потому-что из его рода должен был родиться Христос-Спаситель.
И что же делают праведные Иоаким и Анна? Несмотря на долголетнее поношение окружающих, они не ропщут на Бога, не оставляют своей добродетельной жизни, а продолжают смиренно терпеть, терпеть и надеяться, надеяться и — несмотря на глубокую старость — верить в милость Божию. Они, как говорится в стихире, в скорби своего неплодства взывают ко Господу, т.е. слезно Ему молятся.
И какой же результат этого смирения, терпения, веры, надежды и молитвы? Опять нам дает ответ церковная стихира: они, богомудрые родители, получают небесный дар от Бога — Ту, Которая превыше самих херувимов, Которая является родительницей Бога-Слова, — и они родили Ее в роды родов, на общее спасение и похвалу.
Вот какого величайшего дара сподобились праведные Иоаким и Анна — они родили Богоматерь, Пресвятую Деву Марию, и в Ее рождении и сами прославились на все века!
Но почему же так долго пришлось им ждать? Господь не наказывал их за грехи — они и так были праведны и чисты; Господь не испытывал их терпение и смирение — они и так проявляли эти качества сполна. Нет, дорогие братья и сестры, им пришлось так долго ждать утешения, пока не настало надлежащее время. Вот в этом и ключ — они ждали пока не настало надлежащее время.
Пресвятая Богородица, как будущая Матерь Бога, должна была быть чистейшим сосудом какой только может быть в человеческом роде. А для этого Она должна была произойти от чистейших родителей; вот поэтому и пришлось святым Иоакиму и Анне ждать, пока они не очистятся от всех человеческих страстей путем смирения, терпения и возраста старости. И вот, когда наступило надлежащее время, они — покорно принявшие волю Божию и ту долю, которую Господь им определил, — и сподобились такого дивного утешения.
Не так-ли бывает и в нашей жизни, дорогие братья и сестры? Мы часто находимся в состоянии как бы духовного неплодства: подвергаемся скорбям или житейским трудностям, и молимся Богу, а как будто не получаем избавления, или просим об исполнении какого-нибудь благого желания — и оно все никак не исполняется. И вот мы начинаем думать, что это наказание за грехи — и впадаем в уныние или отчаяние, начинаем терять надежду, начинаем даже роптать на Бога.
Нет, дорогие братья и сестры! Господь часто медлит с исполнением наших просьб не потому, что Он не слышит наших молитв или наказывает нас за грехи, а потому, что не пришло еще время. Мы не знаем Промысла Божия о нас, а Господь сразу видит всю нашу жизнь, знает что и когда нам нужно, что и когда лучше для нас сделать.
Поэтому возьмем пример с праведных Иоакима и Анны: будем терпеливо ждать, терпеливо молиться, будем покорно принимать волю Божию, будем иметь полную надежду на милость Божию к нам, веру в то, что Господь слышит все наши молитвы, все наши воздыхания, видит все наши скорби, знает все наши нужды, и что Он пошлет что нам нужно когда нам нужно. Аминь.
Иерей Ростислав Женилов