С 28-го ноября начинается рождественский пост, который длится шесть недель — почти столько же, сколько и Великий Пост. Однако, рождественский пост носит иной, совершенно особый характер. Пост в нашем понимании обычно связывается с покаянием, скорбью, плачем о грехах, очищением души к предстоящему великому событию или таинству. В рождественском посту — за исключением последнего, т.е. очищения души, — все остальные понятия о посте затмеваются двумя доминирующими чертами. Это — смирение и сокровенная радость.
Почему Церковь призывает нас использовать время этого поста для приведения наших душ в состояние полнейшего смирения? Потому-что весь предстоящий праздник, хотя такой великий и радостный, пропитан духом смирения. Апостол Павел объясняет нам, что в этом празднике «высокий Бог сошел на землю, чтобы нас привлечь на небо». Но для совершения этого, Господь «умалил Себя, приняв образ раба, и был подобен человеку». Мы все рабы Божии, т.е. созданные твари, и чтобы стать подобным человеку, Господь должен был Свое Божество умалить, уменьшить, истощить, иными словами — смирить. И все это Господь сделал для нас, чтобы нас спасти от смерти и плена диавольского, чтобы не погиб венец Божьего творения — человек. Подобным образом и мы должны почтить и отблагодарить Создателя и Спасителя нашего. Мы должны умалить нашу гордыню, уменьшить самовосхваление, истощить наш эгоизм, и только тогда — через полнейшее смирение — мы найдем тот путь восхода на небо, в Царство Небесное, который Господь открыл нам в Своем пришествии на землю.
В Святой Земле, в городе Вифлееме, где 2000 лет тому назад в скромной пещере родился Спаситель, над местом Его рождения теперь стоит величественный храм в честь Рождества Христова. Этот храм имеет ту особенность, что входные двери его сделаны очень низко, так-что чтобы войти в храм, взрослый человек должен совсем согнуться. Это было сделано нарочито, чтобы постоянно напоминать нам о необходимости духовного смирения перед величием того события, которое совершилось на этом месте.
Рождественский пост одновременно является и временем радости. В Великом Посту, например, Церковь настолько отдается покаянию, что за исключением двух больших праздников — Благовещения Пресвятой Богородицы и Входа Господня в Иерусалим — которые непосредственно связаны с пасхальными событиями, за весь пост не отмечается память больших святых, т.к. торжественное празднование отвлекало бы от сокрушенного характера этого поста. Рождественский же пост, начиная с праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, весь усеян, как сверкающими алмазами, праздниками великих святых: святой великомученицы Екатерины, святого апостола Андрея Первозванного, святой великомученицы Варвары, великого святителя Николая, преподобного Германа Аляскинского, и других, как бы указывая нам, что наличие всех этих святых и всего этого торжества стало возможным только благодаря тому, что Господь сошел на землю и открыл путь на небо. Поэтому в течение всего этого времени Церковь усиленно призывает нас готовиться к грядущей радости словами рождественского канона: «Христос раждается — славьте! Христос с небес — встречайте! Христос на земле — возноситесь!» Аминь.
Иерей Ростислав Женилов