Духовное Завещание
Епископа РПЦЗ Серафима
Брюссельского и Западно-Европейского,
25 октября/7 ноября 1994 г.
СЛИЯНИЕ С МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИЕЙ НЕДОПУСТИМО
1. Слияние нас с МП даже на условиях, сходных с неким «униатством» (например, сохранение наших прав на самоуправление), недопустимо.
Вспомним слова покойного архиепископа нашего Антония: «Московской Патриархии выгодно втянуть нас в диалог с ними! Цель даже диалога: заставить смолкнуть свободный и незапятнанный голос Зарубежной Церкви». И дальше: «Как когда-то Сталину пришлось обратить свой взгляд на Церковь, в критический момент, так и сейчас МП необходимо обогатиться нашим авторитетом». «Да, мы должны помочь русскому духовенству, но не тем, что мы себя ликвидируем» (письмо у нас в архивах).
2. Нашим существованием, независимым от МП, мы приносим и будем приносить пользу всему Православию, как и самой МП. Пока мы существуем, и как малочисленны мы бы ни были, МП вынуждена на нас оглядываться. Мы служим спасительным тормозом в её скольжениях. Исчезни мы, слейся мы с ними, руки МП и тут совершенно развяжутся.
3. Ни о каком «Соборе Всей Полноты Русской Церкви» не может быть и речи. Даже и не следовало бы мечтать, имея в виду теперешнее поколение. Отец Лев Лебедев прекрасно объяснил, что церковного народа сейчас в России ещё нет.
4. Судя по тому, что мы видим или наблюдаем, у нас в Зарубежной Церкви многое важное сейчас решается простым большинством голосов. Помнится, как архиепископ Антоний рассказывал: когда стоял вопрос причисления к Лику Святых Новомучеников и особенно Царской Семьи, среди епископата были разные мнения, но это в процессе обдумывания. Когда все пришли к полному единомыслию (а не по большинству голосов!), то всё стало ясно и приступили к Акту.
По-видимому, сейчас мы рискуем идти по линии подсчёта голосов. Или под давлением наиболее активных священнослужителей или мирян, а, может быть, даже по ловкой агитации и незримого давления со стороны МП? Совершенно упуская из вида, что имеется риск, что не все пойдут на такие необдуманные шаги…
Назовём это своим именем: в случае решения о слиянии с МП «по большинству голосов», а не как плод единомыслия, –– встанет риск РАСКОЛА в нашей среде. Ибо многим совесть не позволит слепо подчиняться «большинству». Встанет страшный вопрос –– как нам делиться? В каждой Епархии, в каждом приходе, в каждой семье…
Это наводит аналогичную мысль: у нас в Епархии много и духовенства, и мирян, перешедших в Православие из римо-католичества. Они вполне естественно держатся за Зарубежную Церковь, ибо все другие юрисдикции заигрывают с католиками. Вдруг мы станем задаваться вопросом: а не следует ли смягчить нашу позицию? «Мы от них ушли, а такие-то только и думают с ними сойтись путём экуменизма», –– скажут они нам. Точно то же подумают те, кто сознательно отошли от МП и к нам примкнули: «Атеперь нас приглашают с нею сойтись!»
Вот и это было бы желательно учесть, имея в виду опасность решения таких вопросов путём простого подсчёта голосов. Будем думать о последствиях…
5. Высказывается часто опасение, что в каком-то будущем продолжение Зарубежной Церкви на прежних канонических основаниях станет немыслимым, нереальным. Указ св. Патриарха [Тихона] потеряет (уже потерял?) свою силу ввиду изменившихся условий в России. Говорят, что мы будем Русскими по названию, а не по существу.
Что касается Указа, то св. Патриарх Тихон никак не мог предвидеть, каким станет русский народ, и с кем Зарубежью придётся разговаривать. Да, многое изменилось за последнее время, и многое ещё может измениться. Так зачем гадать, что как будет через 5, 10, 20 лет, поколение? История ведь поручила нам думать о настоящем моменте, а не о том, что может получиться даже через несколько лет.
6. В опроснике Владыки Митрополита [Виталия] речь шла о какой-то фотографии митр. Питирима [из МП] с сатанистами. Моё впечатление: пускай иерархи МП снимаются с Папой (в Ассизах), с колдунами, с главным раввином Нью-Йорка, с масонами, даже с сатанистами (если не фотомонтаж). Тут они естественны. Гораздо опаснее, когда те же иерархи выставляют себя в несвойственной им личине. Например, когда под Парижем освящают Храм Всем Новомученикам и Исповедникам Российским, или когда С.-Петербургский митрополит произносит проповеди, или пишет в духе Зарубежной Церкви, когда патриарх будет в следующем марте хоронить предполагаемые останки Царской Семьи, когда МП выставляет себя даже более монархической, чем Архиерейский Синод [РПЦЗ]. Здесь они опаснее!
25 октября/7 ноября 1994 г.