Литургия и участие в ней через святое Причастие была, есть и будет центральным нервом христианской жизни. В наше время евхаристическая жизнь крайне ослабла и поэтому многие относятся к причастию просто как к одному из обрядов. «Благочестивый обряд», ну, скажем, наравне с тем, что поставить в храме свечку, приложиться к иконе, быть помазанным елеем накануне больших праздников… Между тем, Причастие это сама сердцевина, альфа и омега Православия. Как говорят крупные богословы, «Церковь евхаристична по своей сущности». Чтобы лучше понять, какое значение имеет Причастие, вспомним, что экуменизм предлагает intercommunion, то есть обоюдное допущение к причастию верующих разных Церквей. Экуменисты говорят примерно так: «Вы, православные, оставайтесь полностью, как вы есть. Вы, католики, тоже. Но начните допускать обоюдное причащение».
Нужно ли говорить, что Православие на это пойти никак не могло. И вовсе не потому, что будто бы мы «в ссоре»! А именно потому, что Причастие не есть просто благочестивый обряд.
Если ты, православный человек, пошёл, например, причаститься у католика, пусть даже у самого доброго, симпатичного и скромного ксендза, думая, что ты тем самым соединишься со Христом, — на деле ты приобщаешься со всей католической Церковью… с её иерархией, её римским папой, с её угодниками, ею канонизированными (а ведь некоторые из них были лютыми гонителями Православия и православных!), с её богословием, которое во многом диаметрально противоположно нашему, с её экуменизмом, наконец, — с её Инквизицией.
И вот теперь нам говорится следующее: «Вы, зарубежники, оставайтесь во всём как вы есть. И вы, патриархисты, тоже. Но начните допускать обоюдное причащение…»
Почему же мы не причащались и не причащаемся в храмах Московской Патриархии? Никак не потому, что мы в ссоре! А потому что мы не можем — через причастие у них — тем самым войти в общение с её иерархами, её патриархом, с её «митрополитбюро», с её — ещё живыми — нераскаянными епископами-чекистами, с её тайными католиками, каковым был, например, умерший в объятиях папы митрополит Никодим Ротов.
Мы не можем — через причастие — войти в общение с той Московской Патриархией, которая лгала перед всем миром, что в СССР нет гонений на Церковь, нет мучеников за веру, а только «государственные преступники»! Причём Московская Патриархия в этом и не думает раскаиваться. Совсем недавно Алексий Второй упорно повторял по телевидению, что Московская Патриархия правильно делала, когда молилась за советскую власть — то есть за самых страшных гонителей христианства всей мировой истории! *)
Поэтому в тот момент когда мы причастимся даже у самого что ни на есть порядочного и ревностного священника Московской Патриархии, мы тем самым признаем законными все её беззакония, станем их соучастниками.
В данный момент нам предлагают… сперва начнём обоюдно причащаться, а потом и всё остальное уладится. Что прямо противоположно учению Церкви! Сперва нужно достичь единомыслие во всём и только после этого закрепить, подтвердить, засвидетельствовать это единомыслие, причастившись всем вместе за общей литургией.
Но никак не в обратном порядке!
В расчёте, что де верующие мало разбираются в церковных вопросах, чадам Зарубежной Церкви хитро предлагают объединяться с Московской Патриархией по этапам. Поэтому не следует нам попасться на крючок первого этапа — обоюдного причащения. За ним последуют и другие. Но даже если таковые не последовали бы, остается фактом, что причастившись у священника Московской Патриархии, мы принимаем всё то, что его «юрисдикцию» характеризует…
Если же intercommunion, обоюдное причащение будет всё-таки Зарубежной Церкви навязано, то евлогиане в Западной Европе логично будут вправе нам сказать: «Мы уже давно обоюдно с Москвой причащаемся, поскольку состоим в Константинопольской Церкви, находящейся в общении с Московской Патриархией.
Теперь вы, зарубежники, приравнялись к нам. Однако с той разницей, что у нас никакие иные требования Москвы не пройдут. Мы под омофором Константинополя, Москве до нас не дотянуться! А у вас это всего лишь первый этап. За ним последует второй, третий, четвёртый. И в конечном итоге вы окажетесь «съедены» Москвой без особенного для неё труда…».
__________________
*) Патриарх аргументировал, что и первые христиане «молились за римскую власть, хотя она их и гнала». Советские иерархи мол не делали ничего нового! Но Зарубежная Церковь много раз обстоятельно объясняла неправильность такого простецкого аргумента. В изданном в Джорданвилле «Руководстве по изучению Нового Завета» (1956 г.) соответствующее место в Послании к Тимофею объясняется так: «Молиться особенно за кесаря и за представителей государственной власти, дабы вся их деятельность направлялась ко благу их подданных. И не только внешнему, но и внутреннему. Эта молитва должна быть молитвой о спасении всех, тогда она будет приятна Богу, желающему спасения всем людям».
Здесь совершенно очевидно имеется в виду, что римская власть не выступала против своих же граждан, она стремилась к их благу. Гонения на первых христиан происходили не потому что римская власть была безбожной, а потому что она была языческой, имела своих собственных богов. Если бы христиане чтили и языческих богов и Христа, то не было бы и гонений!
Советская же власть была в корне безбожной, богоборческой. И благо народа было ей совершенно безразлично: её интересовала лишь мировая революция. Да и масштаб советских гонений в сто крат превысил таковой римских.
Так что оправдание советской власти здесь притянуто за уши: это обычная патриархийская уловка. Целью безбожных советских властей было — уничтожить вообще все религии: просто начали с православия. И успех в этом советских властей — это их радость, но никак не верующих.
Патриарх любит ссылаться и на слова ап. Павла из Послания к Римлянам: «Нет власти не от Бога».
Но нужно прочесть и дальнейшее у апостола! И тут ясно, что идет речь о власти, ведущей население на доброе дело, а не злое (как было у большевиков). Ведь «власти от Бога» вверено поощрять добродетель и карать порок. Бог вверяет власти нравственную миссию высокой важности…
Понятно — это не о большевицкой власти, делающей как раз обратное! Преп. Исидор Пелусиот объясняет, что властвовать ведь могут и злодеи-беззаконники. Представим себе, что пираты захватят малый остров и начнут притеснять население… Властью может оказаться и шайка террористов, захвативших заложниками группу людей… Вл. Солоухин сравнивал Россию, захваченную большевиками, с домом, захваченным разбойниками. Они расселились в лучших комнатах, предоставив хозяевам ютиться где-то в подвале, и жить в ужасных условиях.
И Пелусиот говорит, что тогда не идет речь о «власти от Бога», а о посланном попущении.