(†25 марта /7 апреля 2011)

Протопресвитер Валерий Алексеев родился 16 февраля / 1 марта 1937 года в г. Одессе и был крещен в Свято-Димитриевской кладбищенской церкви.
Родители: отец – Алексеев Борис Андреевич, мать – Алексеева – Гроссул-Толстая Вера Петровна, оба православные.
В течение 15 лет мать подвергалась репрессиям как дворянка-землевладелица.
Отец – поручик армии Генерала Деникина, Георгиевский кавалер. Во время Второй мировой войны член РОВСа и Русского Корпуса в Сербии. Репатриирован в Советский Союз. По профессии врач. В 1950 году осужден на 25 лет лишения свободы. Реабилитирован посмертно в 1993 году.
В Одессе семья жила в доме, неподалеку от которого, на той же улице, находился дом, в котором жила семья Александровых – родителей епископа РПЦЗ Владыки Даниила.
О.Валерий с семи лет прислуживал в храме св.равноапостольной Марии Магдалины – «храме русских офицеров».Оставшись сиротой после смерти матери, скончавшейся в молодом возрасте от туберкулеза, и ареста отца, пережил очень тяжелое детство и не менее тяжелую юность. Однако заложенная изначала любовь к церковной жизни сформировала всю его дальнейшую жизнь. Он стал читать на клиросе в Свято-Троицком храме Александрийского подворья в г. Одессе и в 70-м году поступил во второй класс в то время Ленинградской духовной семинарии. Заканчивал свое образование в Московской Духовной семинарии. Хиротонисан в чтеца, иподиакона, рукоположен в диакона 27.10.1974 г, рукоположен в сан священника – 4.11.1974 г. Служил в приходах Тульско-Белевской, Кировоградской, Николаевской, Одесской епархий МП. Был благочинным Измаильского округа и преподавателем сравнительного богословия и сектоведения в Одесской духовной семинарии, секретарем Одесского епархиального управления МП, был членом богословской комиссии. Однако отец Валерий никогда не был исполнителем «сергианской» церковной политики и на всех занимаемых церковных должностях противостоял неправде. Глубокие размышления о церковной жизни, о пастырском долге, об ответственности перед Богом и личном спасении, о глубочайших нарушениях высшей иерархией МП догматического учения и экклезиологии привели его к мысли о переходе в Русскую Истинно-Православную Церковь юрисдикции Архиерейского Синода РПЦЗ (с 2004 г. – зарегистрированную как епархия РПЦЗ), что он и осуществил, присоединившись к Церкви по чину через покаяние 2.11.97 г., как учит нас Святое Евангелие: «И познаете Истину, и Истина сделает вас свободными».
Настоятель Прихода Царевича-мученика Алексия с 15.03.1997 г.), устав прихода зарегистрирован распоряжением Главы Одесской облгосадминистрации 26.02.1998. Благочинный Одесского благочиния (с 23.02.2001), председатель Церковного суда епархии (с 05.02.2002). С 1998 года о. Валерий был ректором Свято-Кирилломефодиевской духовной семинарии. Протопресвитер Валерий постоянно, вплоть до последних дней своей жизни, писал статьи и богословские работы, многие из которых опубликованы как в светских, таки церковных изданиях, вел электронную страницу в Интернет по адресу http://vglagolv.livejournal.com/ . Им написана служба Святителю Филарету, тропарь и кондак Царевичу-мученику Алексию.
Награды: камилавка и набедренник (20.06.1976), наперсный крест (6.04.1980),протоиерей (24.04.1986 г.), палица (31.03.1989), крест с украшениями (9.04.1993), митра (08.12.07), возведен в сан протопресвитера в мае 2010 г. О. Валерий был активным участником IV и V Всезарубежных Соборов.
4 апреля в 17:00, в храме произошло кровоизлияние в мозг, после чего, находясь в больнице, о. Валерий больше не приходил в сознание.
Скончался протопресвитер Валерий 25 марта /7 апреля 2011 года в 18:00, в праздник Благовещения.

* * *
Отец Валерий как-то рассказал студентам семинарии эту историю, которая произошла на Пасху во времена, когда он только недавно стал священником.
Весна выдалась холодной, а Пасха — ранней. Праздничную службу служили в нетопленном храме. Во времена «развитого социализма» отапливать маленький храм в захолустном райцентре не было возможности. И настоятель, и хор, и немногие прихожане — замерзли не на шутку. Но праздничного настроения это не испортило.
После службы, конечно, освятили пасочки и то, что к ним. Было еще очень рано и совсем темно. Люди, отстаявшие всеночную, разошлись. Отец Валерий пошел в свой маленький домик при храме — розговеться, да и согреться. Его матушка накрывала на стол. Что-то забыла, вышла во двор, в кладовую. Вдруг со двора донесся шум, крик. В дом вбежала взволнованная матушка:
— Там цыгане пришли, у них новорожденный умирает, просят покрестить!..
Отец Валерий, не одеваясь, выбежал во двор. Только священнический крест прихватил. Во дворе толпилось несколько десятков цыган. Вообще в городке их жило пару тысяч. Они были оседлыми, жили тут давно — говорили, уже больше ста лет. И все числились православными. Кто-то из них, конечно, ходил в церковь. Большинство же, как и большинство православных Союза, были только крещенными — и не воцерковленными. Но детей своих эти цыгане крестили всегда. И по-церковному хоронили своих умерших.
Отец Валерий сразу увидел молодую женщину, прижимающую к себе какой-то сверток. Вокруг нее, потихоньку подвывая, — другие женщины. Мужчины молча стояли чуть в стороне.
— Мальчик или девочка? — спросил отец Валерий, беря ребенка на руки. Он был совсем крошечный — и, кажеться, уже не дышал. Батюшка не разбирался в детях, но ему показалось, что младенцу от силы несколько дней.
— Мальчик, — сдавленно ответила женщина.
Отец Валерий, больше ничего не спрашивая, чуть ли не бегом кинулся к храму. Цыгане — за ним. Внутри было темно. Батюшка подошел к купели, из которой забыли вылить воду (не иначе, как Промыслом Божьим — но об этом он подумал позже). В храме было настолько холодно, что вода покрылась льдом. Отец Валерий не стал даже раздевать дитя — попросил только забрать одеяльце, — разбил локтем лед.
— Крещается раб Божий Николай, — имя придумалось само собою, — во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь.
То ли от ледяной воды, то ли от благодати Божьей — а скорее всего, и от того, и от другого — маленький, казавшийся чуть живым, неистово закричал. От неожиданности отец Валерий чуть не выронил его из рук. Что творилося с цыганами — невозможно передать. Священник, на которого и так смотрели с уважением и боязнью, превратился для них в святого чудотворца.
А Коля рос активным и здоровым. Как подрос, часто бывал у батюшки (пока последний не уехал, когда мальчику было лет шесть). Приносил ему подарки от своих родителей. И называл «таткой»: священника считали крестным отцом ребенка.
***
Это — реальная история из жизни протопресвитера Валерия Алексеева, которую сам о.Валерий однажды рассказал студентам Свято-Кирилломефодиевской духовной семинарии РПЦЗ.
Записала Надежда Ватолкин
* * *
Воспоминания об о. Валерии (Алексееве).
По инициативе о. Валерия была зарегистрирована в Одессе община Царевича-мученика Алексия. С 1998 года совершались регулярные богослужения в переданной ей часовне на Алексеевской площади. Эта часовня – историческое здание: в нем была крестильня дореволюционного храма в честь святого преподобного Алексия человека Божия. На фото XIX века крестильня видна слева от храма. Храм был взорван в 1936 году, а крестильня сохранилась.

К 1998 году этот домик превратили в дворницкую, где хранились метлы, лопаты и другой коммунальный инвентарь. Чтобы сделать его пригодным для церковных нужд о. Валерию пришлось вывезти полный грузовик мусора. А поскольку общины как таковой еще не было, то и самому приводить домик в порядок: чистить, красить, сооружать иконостас и все прочее.

На фото 2 видно, каким стал храм в честь Царевича-мученика Алексия благодаря трудам о. Валерия и членов общины.
С января 2005 Свято-Алексеевский приход (под натиском властей города) переместился на улицу Кордонная, 49, в помещение бывшей бойлерной.

На фото 3 видно как преобразилась бойлерная в храм стараниями о. Валерия. Батюшка не только организовывал людей на благоукрашение храма, но многое сделал сам лично, своими руками.

Вот как выглядит храм внутри (фото 4).

Батюшка не дожил до того времени, когда храм обрел такой вид, как он мечтал (фото 5).
Вечная память о. Валерию!
Т. А. Губанова

Труды:
- ИЗМЕНА СОВЕСТИ>>>
- Содом и Гомора, что в перспективе: постоянная прописка или двойное гражданство?>>>
- Доклад на конференции «Пути РПЦЗ в современном мире» «СКОРБНЫЕ ПОСЛАНИЯ» МИТРОПОЛИТА ФИЛАРЕТА (ВОЗНЕСЕНСКОГО) КАК СВЯТООТЕЧЕСКАЯ АПОЛОГИЯ В ЗАЩИТУ ВСЕЛЕНСКОГО ПРАВОСЛАВИЯ».>>>
- Доклад на Международном конгрессе – Славянский педагогический собор>>>
- Любовь земная, голубые голуби (Любовь и голуби) и вирусы экуменизма>>>
- «Неправославный» вызов православию>>>
- Когда суд церкви может стать судом синедриона>>>
- Константинопольская патриархия и власть над православной диаспорой>>>
- «Константинопольская патриархия и власть над православной диаспорой» противоканоническая агрессия>>>
- О церковной партийности: внутренней и внешней>>>
- Русская Церковь, как tabula rasa, для «Ветхого Рима»>>>
- Каноническое определение раскола (схизмы), самочинного сборища (парасинагоги), унии, раздора и канонического разрыва>>
- Служба свт. Филарету Вознесенскому>>>