Валерий Алексеев, протопресвитер: Константинопольская патриархия и власть над православной диаспорой

«Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так:а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом». (Мф. 20, 25 – 27).


С 6 по 12 июня текущего года в центре Константинопольского Патриархата в Шамбези близ Женевы состоялись заседания IV Всеправославного предсоборного совещания, созванного патриархом Варфоломеем, подготовка к которому началась 10 – 12 октября 2008 года на Фанаре.

«Официальное Православие» было представлено иерархами:

1.Константинопольский патриархат- митрополит Пергамский Иоанн, митрополит Швейцарский Иеремия, митрополит Галльский Эммануил.

2. Александрийский патриархат – митрополит Мыса Доброй Надежды Сергий.

3. Антиохийский патриархат – митрополит Западной и Центральной Европы Иоанн.

4. Иерусалимский патриархат – митрополит Капитолиадский Исихий.

5. Московский патриархат – архиепископ Волоколамский Иларион, РПЦЗ МП – архиепископ Берлино-Германский Марк.

6.Грузинский патриархат – митрополит Зугдидский и Циашский Герасим.

7. Сербский Патриархат – епископ Бачский Ириней, епископ Афанасий.

8. Румынский Патриархат – митрополит Олтенийский Ириней, епископ Кымпинский Киприан.

9. Болгарский Патриархат – митрополит Русенский Неофит.

10.Кипрская Православная Церковь – митрополит Пафосский Георгий, хорепископ Месаорийский Григорий.

11. Элладская Православная Церковь – митрополит Перистерийский Хризостом, митрополит Димитриадский и Алмиросский Игнатий.

12. Албанская Православная Церковь – митрополит Корчинский Иоанн, епископ Филомилосский Илия.

13. Польская Православная Церковь – епископ Семятычский Георгий.

14. Православная Церковь в Чешских землях и Словакии – епископ Комарненский Тихон.

Почти все, вышеназванные Церкви, за исключением двух-трёх, и приниципиально, а формально, являются «новостильными», т.е., по определению Константинопольского Поместного Собора 1583 года, объявившего Григорианский календарь неканоничным и Сигилиона (окружного послания) подписанного тремя восточными Патриархами: Константинопольским Иеремией II, Александрийским Сильвестром, Иерусалимским Софронием V и прочими архиереями Собора, отлучаются от Православной Церкви: «Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали семь Святых Вселенских Соборов о Святой Пасхе и месяцеслове и добре законоположили нам следовать, а желают следовать григорианской пасхалии и месяцеслову, тот, как и безбожные астрономы, противодействует всем определениям Святых Соборов и хочет их изменить и ослабить, да будет анафема, отлучён от Церкви Христовой и собрания верных» («Церковные ведомости» (Архиерейский Сvнод РПЦЗ), 1924, № 15 – 16, с. 18).

«Сигилион Вселенского Патриарха (1748 – 1751; 1752 – 1757) Кирилла V, изданный в 1756 году в связи с попытками Рима изменить православный календарь, также предаёт реформаторов проклятию и вечному отлучению» (Перепёлкина Л. Мерзость запустения. Экуменизм и церковный либерализм. С. – Петербург, 1998. С. 385).

Заметим, что ни Константинопольский Патриарх Иеремия II, ни Патриарх Кирилл V, не претендовали на «юрисдикционный примат» Вселенского Патриарха.

Но продолжаем. Согласно пожеланию Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей, изложенному в Послании участников встречи в Фанаре, темой предсоборного совещания было обсуждение канонического обустройства православной диаспоры.

В начале XX столетия контакты между двумя Поместными Церквами – Константинопольской и Русской, — не предвещали осложнения взаимоотношений. Вскоре политические события, возникшие между различными государствами, наложили отпечаток и на церковную жизнь.

Турция, бывшая в Первой мировой войне союзницей Германии, потерпела поражение. Панэллинская политическая группировка в Греции, возглавляемая Е. Элефтерием Венизелосом, решила использовать создавшуюся ситуацию и взяла курс на возрождение «Великой Греции». Венизелос ещё в 1912 году принимал участие в создании Балканского союза, в который входили Болгария, Сербия, Греция и Черногория при поддержке России, как антитурецкого блока. Позиция Греции находилась под влиянием англичан и французов, изгнавших из Греции царя Константина, занимавшего прогерманскую ориентацию.

В церковной среде, также, сформировался кружок высших иерархов, близких к идеям Венизелоса. В него вошли: архиепископ Афинский Мелетий (Метаксакис), митрополит Германос (Стрипопулос) и профессора богословского факультета Афинского университета архим. Хризостом (Попадопулос) и проф. Гамилькар Аливизатос.

В январе 1920 года Местоблюститель Константинопольского Патриаршего Престола митрополит Брусский Дорофей выпустил энциклику «К церквам христианским, во всём мире обретающихся», в которой призвал к сближению христиан с наличием у них догматических расхождений. Эта энциклика оказалась в полном противоречии с позицией Поместных Православных Церквей, которое было засвидетельствовано на совместном совещании в 1902 – 1904 гг.

В этом же, 1920 году, митрополит Дорофей отправляется в страны Западной Европы, в том числе и в Великобретанию, где обращается к главам Великих держав с просьбой оказать давление на Турцию, вплоть до её ликвидации как государства. В самой Турции, Константинопольская патриархия начинает игнорировать турецкое правительство и налаживает контакты с английскими оккупационными властями. Митрополит Дорофей устанавливает связи с Англиканским вероисповеданием в Англии и Реформатским вероисповеданием в Соединённых Штатах Америки, в надежде, что их руководители смогут оказать влияние на свои правительства.

В 1921 году Вселенским Патриархом становится Мелетий IV (Метаксакис). Он прибывает в Константинополь на корабле под византийским, жёлтым с чёрным орлом флагом и, вступив на трон, начинает проводить в жизнь свои планы, которые сводились к следующему:

1. Создание «юрисдикционного примата» или теории права юрисдикции Константинопольского Патриархата над всей православной диаспорой.

2. «Исправление» Юлианского календаря, — по сути дела – введение нового Григорианского папского стиля.

3. Расширение экуменического движения.

4. Созыв Вселенского Собора в г. Ниш в 1925 году, в 1600-ю годовщину I Вселенского Собора.