(Пушкин Виктор Васильевич) (†13/26 апреля 1960)
Родился 10 ноября 1873 г. в г. Новочеркасск Донской обл. Донской казак, из семьи духовенства. Окончил Донскую духовную семинарию (1894). Учитель церковно-приходской школы. Священник (21 мая 1899). Служил в ведомстве военного духовенства. Полковой священник 10-го Казачьего полка (30 мая 1904), затем полковой священник 2-го Лейб-Гвардии Гусарского Павлоградского полка. Принимал участие в Первой мировой и Гражданской войнах. Дважды Георгиевский кавалер (в том числе награжден наперсным крестом на Георгиевской ленте за отличие в бою (6 июля 1916)). Получил право служить с наперсным крестом на георгиевской ленте. Протоиерей (1917). Благочинный 2-й Кавалерийской дивизии (1917-1918). Полевой священник 3-го Кавалерийского полка Добровольческой армии на Юге России (1919). Благочинный кавалерийской и пехотной дивизий 1-го армейского корпуса в Крыму (1920). Эмигрировал вместе в армией в Константинополь (1920). Благочинный Кавалерийской дивизии в лагере Галлиполи. Переселился в Сербию. Служил на сербском приходе и одновременно обслуживал разбросанные по Сербии русские военные части (1922-1929). Состоял в юрисдикции РПЦЗ. Переехал во Францию (1929). Настоятель Св.-Николаевской церкви в Лионе (7 мая 1929-27 апреля 1960). Вместе с митр. Серафимом (Лукьяновым) перешел в юрисдикцию Московской Патриархии (31 августа 1945), но вскоре вернулся с Лионским приходом обратно в юрисдикцию РПЦЗ (17 января 1948). Архиерейским Синодом возведен в сан протопресвитера по случаю 60-летия священства (21 мая 1959). Скончался 27 апреля 1960 г. в Лионе. Похоронен на кладбище Гиссе.
Составлено по источникам:
- Нивьер А. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе: 1920-1995: Биографический справочник. — М.; Париж: Русский Путь; YMCA-Press, 2007. — С. 389.
- Российское зарубежье во Франции (1919 — 2000): Биографический словарь: В 3-х томах / Под общ. ред. Л. Мнухина, М. Авриль, В. Лосской. – М.: Наука; Дом-музей Марины Цветаевой, 2010.
- Часовой. 1960. № 411.
- ГАРФ. Ф. 6991. Комитет по делам религий СМ СССР. Оп. 1. Д. 274. Материалы по Православной Церкви во Франции в 1947 г.
- Сайт www.krotov.info.
Памяти протопресвитера Виктора Пушкина – Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый
Слово сказанное на могиле, в день 50-летия кончины
Мы собрались почтить память великого человека.
Величие измеряется не только тем, что человек попал или не попал в энциклопедию. Великим можно быть и в малом и в большом. Таким именно и был наш дорогой Батюшка, приснопамятный отец протопресвитер Виктор — великим был он и в малом и в большом.
Как не раз приходилось нам говорить в преддверии пятидесятилетия его кончины, мало кто из сегодняшних прихожан Свято-Николаевского храма знал или помнит отца Виктора. Вероятно на пальцах одной руки можно сосчитать сегодняшних прихожан, знавших основателя и строителя нашего великолепного храма. Тем не менее, как сказано в евангельском повествовании : одни сеют, а иные жнут. Инiи трудишася, и вы въ трудъ ихъ внидосте. То-есть — одни трудились, а вы пользуетесь их трудом. И это относится к каждому из нас. .
А можно ли, честно ли пользоваться чужим трудом, не испытывая постоянно чувство благодарности по отношению к тем, кто ради нас трудился ?
Итак, напомним вкратце жизненный путь отца Виктора.
Родился он в 1875 году, родом был Донским казаком. Уже одно это упоминание переносит нас в особую обстановку, в особый мiръ. К сожалению не имеем мы других биографических данных, не знаем из какой станицы он был, не знаем, кем были Родители его. Это наша постоянная беда : люди уходят и с ними уходит и память о них и нет уже кого распросить, у кого разузнать. А ведь каждый из наших Отцов и Дедов был живой историей и носителем Истории.
Итак, отец Виктор родился в царствование Царя-Освободителя, Государя Александра II, деда св. Царя-Мученика. Вторая половина семидесятых годов XIX-го века, это эпоха освобождения русскими войсками болгарского народа от пятивекового турецкого ига, это время когда наши великие Достоевский и Толстой сочиняли свои самые крупные романы, это время когда в центре Москвы воздвигался величественный Храм Христа-Спасителя, не на государственные средства, как сегодня в РФ за казённый счёт строятся храмы, а копейкой за копейкой от имени всего народа, как зажжённая свеча, в благодарность за освобождение России от Наполеона.
Большинство наших священнослужителей, в Эмиграции, не принадлежали к духовному сословию. То были часто бывшие военные, как архиепископ Никодим /Нагаев/, наш Архиерей в Англии, в прошлом царский генерал, Георгиевский кавалер, скончавшийся в 1976 г., или наоборот бывшие марксисты, как, правда не у нас, а у евлогиан в Париже, отец Сергий Булгаков, то-есть люди, пережившие после большевицкого лихолетия глубокий духовный перелом, который привёл их посвятить свою жизнь Богу и людям. Но судьба отца Виктора была иная. Эмигрировал он будучи уже в священном сане. Был он ещё царского времени священником, и был он особым священником, военным, полковым священником.
Как выше было сказано, в этом звании полкового священника заслужил он быть назван великим. Скажем даже — настоящим героем. За храбрость и за подвиги в бою среди своих военных братьев, дважды удостоился звания Георгиевского кавалера. Многие люди сегодня уже не знают точно, что такое Георгиевский Крест. Это не простое отличие, будь даже высокое. Ничего общего, например, с французским Легионом почёта, безразлично кому выдаваемым, как совершившим героический подвиг, так и всяким модным актрисам, эстрадным певцам и, так и хочется сказать, кому попало. Георгиевский Крест — высочайшая русская награда, выдавался только и исключительно за военный подвиг.
Итак, вспомним нашего героя отца Виктора. 1915-й год. Не самый удачный для Русской Армии. Австрийский фронт. Русские прочно сидят в окопах. Как только кто-либо посмеет поднять голову, в ответ осиной тучей летит шрапнель. Батюшка думает — «Хватит нам сидеть, как кролики в норке» и, невзирая ни на какую опасность, встаёт во весь рост, а был он богатырского сложения, и с поднятым Крестом смело идёт голой грудью навстречу неприятеля, навстречу неминуемой смерти. Австрийцы оцепенели, а наши, воспользовавшись этим замешательством и движимые примером безстрашного и безоруженого Батюшки, ринулись вперёд с криками «ура!» и взяли австрийскую батарею. За такой смелый и решающий в данный момент шаг, Батюшка был Высочайше удостоен Георгиевского Креста. До конца своих дней, отец Виктор служил с наперсным Крестом на Георгиевской ленте. Довольно редкий случай и думаем интересно напомнить это нашим сегодняшним прихожанам.
Затем судьба отца Виктора сливается с общей судьбой Белой Эмиграции. Покидает от пределы России вместе с генералом бароном П.Н. Врангелем и поселяется в гостеприимной и братской Югославии. Иных Русских судьба приводит к их бывшей союзнице, во Францию, в том числе и в Лион. Мэром города был тогдашний председатель Совета министров Франции Эдуард Эрио. Трудно дать однозначную характеристику этому человеку : с одной стороны добрый и мудрый мэр г. Лиона в течении пятидесяти лет, с другой стороны безусловно крупный государственный деятель, но франк-масон определённо левых взглядов. Печально вошёл в Историю тем, что был одним из первых западных деятелей, признавших Советский Союз в 1924 году, после чего опозорился ещё и тем, что, вернувшись с официальной пропагандной поездки в Советский Союз в жутком 1933 году, разубеждал западное общественное мнение, уверяя, что никакого ни голода, ни геноцида там не существует, называя ложью свирепствующий тогда «голодомор». Но несмотря на это, как правило, русские Эмигранты относились к нему с симпатией, хотя бы за то, что сразу любезно предоставил он городское помещение для устройства первого русского храма в Лионе, Покровского храма. Но, как вы знаете, очень скоро возникла церковная смута и храм пошёл за митрополитом Евлогием. Те, кто не пожелали идти в раскол и хотели оставаться верными Зарубежной Церкви и Митрополиту Антонию создали новый свято-Николаевский приход. Но для прихода нужен пастырь, а такового не было. Над этим немало потрудился Николай Фёдорович Шевяков, отец нашей долголетней прихожанки Татьяны Николаевны Синельщиковой, скончавшейся в преклонном возрасте пять лет назад. Архиерейский Сvнод удовлетворил прошение лионских Зарубежников и прислал нам из Сербии отца Виктора Пушкина.
Своей добротой, своей отзывчивостью Батюшка стал самой видной и любимой личностью русского Лиона. Эту любовь он сразу завоевал и пользовался ею до самой своей кончины, в течении 32 лет пастырского делания и настоятельства в Лионе.
Первый наш храм, деревянный просторный барак, находился на улице Барабан, на том месте где сегодня стоит каток. В ночь с 12 на 13 июня 1937 года храм сгорел дотла. Новоприбывшие наши прихожане должны знать, что не легко было жить Белым Эмигрантам особенно в те годы, когда к власти пришли радикально левые силы во главе т.н. «Народного фронта». Были сделаны предупреждения, угрозы — «сбреем тебе бороду», а Батюшка наш был красавец, высокого роста, по улице всегда в рясе, в сапогах, длинная борода прямо, как ветхозаветный пророк. Итак, со дня на день очутились мы без намоленного храма. Преступление осталось ненаказанным, серьёзного следствия не было, к тому же мы тогда стояли почти накануне Второй мiровой войны. Очень трогательно отнеслись к своему несчастью прихожане : в течении многих дней, приходили на место пожарища и постилали цветы, как на могилу родного усопшего.
Но вместо того, чтобы падать духом, под водительством отца настоятеля было принято дерзновенное решение : вместо барака, выстроить каменный храм. Решение дерзновенное, и даже на вид не серьёзное : ведь средств ни у кого никаких не было, свирепствовала безработица, что ещё более расшатывало положение безправных Эмигрантов.
И тут наш дорогой отец Виктор Пушкин снова заслуживает, быть назван великим. Он стал душой и тем проводником без кого эта Богоугодная «затея» никогда не осуществилась бы.
Благодаря услугам и знакомствам близкого друга русской колонии, господина Юлия Ивановича Рош, из тех французов-промышленников, которые поселились в России в конце XIX-го века и вместе с русскими затем эмигрировали обратно к себе на родину после революции, удалось найти хороший участок земли, на котором как только были получены необходимые разрешения, не откладывая, принялись за работу. Денег никаких не было, об обращении к профессионалам-подрядчикам и речи быть не могло, так что храм строился исключительно трудами самих прихожан под руководством и при личном деятельном участии отца Виктора. Закладка храма была совершена 7-го мая 1938 года и в течении всей войны, не покладая рук, велись строительные работы. Трудно сегодня себе представить такой духовный подъём, охвативший тогда весь русский Лион. Молодые люди на велосипедах объезжали близлежащие деревни и привозили с трудом доставаемые пищевые продукты, чтобы кормить работающих на стройке. Богослужения проходили в маленькой хибарке стоящей рядом, где и жил отец Виктор. Когда были налёты бомбардировщиков над городом, отец Виктор совершал общие исповеди всех присутствующих. И так длилось до 5-го мая 1946 года, когда свято-Николаевский храм был наконец торжественно освящён.
Мы очень высоко чтим память основателя нашего прихода, дорогого отца Виктора, тем не менее ни святым, ни безгрешным он естественно не был и на это не претендовал. В 1945 году, погружённые в свои строительные заботы, ни настоятель, ни прихожане не отдали должного внимания происходящим церковным событиям и, поверив настойчивым слухам о том, что Архиерейский Сvнод якобы прекратил своё существование, автоматически пошли за своим архиереем, митрополитом Серафимом /Лукьяновым/, перешедшим под омофор Московского патриарха Алексия, точно как и большинство заграничных приходов.
Но эта временная оплошность долго не длилась. Зарубежные лионцы очнулись. Появилась инициативная группа, требовавшая выхода из этого временного заблуждения и возврата в истинную Русскую Церковь. И наш свято-Николаевский храм был поставлен почти в одинаковое положение, как и в 2002 году, когда перед каждым прихожанином на Внеочередном общем собрании был предложен ясный выбор между двумя путями. Как в 2002 году значительное большинство проголосовало за Митрополита Виталия, а не Лавра, так и здесь, но с подавляющим большинством, прихожане высказались за Митрополита Анастасия (139 голосов) против Московского патриарха Алексия (11 голосов). Этот блестящий результат, в котором отец Виктор принял естественно самое живое участие, делает честь нашему приходу и можно сказать выявляет своего рода характерную черту : постоянство, неизменность, верность однажды сделанному выбору — стоять за определённую Истину.
В возрасте 85 лет, 27 апреля 1960 года, наш дорогой Батюшка отошёл ко Господу. На отпевание маститого протопресвитера прибыл весь русский Лион, собралось множество духовенства во главе с ныне прославленным со святыми нашим тогдашним правящим архиереем, чудотворцем Архиепископом Иоанном. Преемником отца Виктора стал другой выдающийся батюшка, священно-архимандрит Серафим /Кондратьев/, прослуживший 15 лет в нашем приходе. Эти два столпа оставили нам, немощным, в наследство наш чудный храм. Наш святой долг — сохранить, и по возможности умножить этот дар.
Мы пытались в этих неумелых словах показать чем мы, сегодняшние прихожане, обязаны протопресвитеру Виктору Пушкину. Что стоят наши жалкие усилия по сравнению с тем, что было сделано нашими Отцами и предшественниками ! Нашу дань благодарности мы можем, вернее мы должны выразить не только сохранением и содержанием храмового здания, но и полноценной духовной жизнью нашего прихода.
Не зря на каждом Богослужении молимся мы о «блаженныхъ и приснопамятныхъ создателехъ святаго храма сего». Может быть и не обращаем мы достаточного внимания к глубине этого прошения. Пусть отныне все мы будем иметь в сознании и вечно хранить благодарную память о создателе нашего храма, в этой могиле покоющемся, протопресвитере Викторе и о всех усопших строителях.
Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый
http://www.karlovtchanin.eu/istoriaeparkii/396-2010-04-26-20-56-29?lang