(Максименко Василий Иванович) (†8/21 марта 1960)
Род. 8/20 августа 1873 г. в мест. Глафировка Таганрогского уезда в семье диакона. Окончил Мариупольское духовное училище, Екатеринославскую духовную семинарию. Учился в Киевской духовной академии. Принял монашество и был рукоположен в иереи. Служил миссионером и проповедником на Украине (1900-1903). Архимандрит (1903). В начале 1900-х гг. работал в типографии Почаевской лавры. После занятия Волыни поляками был посажен в подводный каземат в Демблине. После освобождения эмигрировал в Югославию, затем в Чехословакию. Некоторое время служил настоятелем одного из приходов на Пряшевской Руси (Чехословакия). Основал в с. Владимирово (Ладомирово) на Пряшевской Руси обитель св. Иова Почаевского с активно действующей типографией. В 1928 г. начал печатать издание «Православная Карпатская Русь», позднее (в 1935 г.) переименованное в «Православную Русь». Переехал в США и был хиротонисан во епископа Детройтского (1934) с местопребыванием в Свято-Троицком монастыре в г. Джорданвилль (шт. Нью-Йорк, США). С 1948 по 1960 гг. был настоятелем Свято-Троицкого монастыря. Воссоздал в обители типографию и основал духовную семинарию. Архиепископ Северо-Американский и Канадский (1959), затем архиепископ Восточно-Американский и Джерзейситский. Был членом Синода Зарубежной Церкви. Скончался 8 (21) марта 1960 г. в Нью-Йорке. Похоронен на кладбище Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле.
Библиография (книги):
- Союзная наука. — Почаев, 1909.
- Катехизис Союза Русского Народа. — Почаев, 1910.
- Крест над Берестечком: О славном украинском гетмане Зиновии-Богдане Хмельницком и о Берестеченской битве 1651. — Почаев, 1912.
- Учительные книги Ветхого Завета. — Джорданвилль, 1952. 124 с.
- Пророческие книги Ветхого Завета. — Джорданвилль, 1953. 124 с.
- Мотивы моей жизни. — Джорданвилль, 1955. 207 с.
- Православное противосектанское руководство. — Джорданвилль, 1958. 152 с.
Составлено по источникам:
- Русские писатели эмиграции: Биографические сведения и библиография их книг по богословию, религиозной философии, церковной истории и православной культуре: 1921-1972 / Составитель Н. М. Зернов.- Boston: G. K. Hall & Co., 1973.
- Православная Русь. 1959. N 3. С. 4-7; 1960. N 6.
- Архиепископ Никон (Рклицкий). «Жизнеописание Блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого » в 17 тт. т.I, с. 186, сс.283-284, т. IV, с. 264; т. V, с. 283. Нью-Йорк,1959;
- Архиепископ Виталий (Максименко). «Мотивы моей жизни». Изд. Свято-Троицкого монастыря. Джорданвилл. США. 1955.
- «История Свято-Троицкой семинарии. 1948-2003. Изд. Св.-Троицкого монастыря, Джорданвилл, США, 2003, сс. 5-10;
- «РПЦЗ» 1918-1968, под ред. гр. А. А. Соллогуба, т.I, Нью-Йорк, 1968, сс. 22-269,601-613;
- «ПР»: 1959, №, сс.4-7; №4, с.6; №8. сс.5-7; 1960, №6, сс.1-9, 11-12; 1965, №6, сс.4-5; 1969, №8, сс.4-5;1970, №6, сс.3-8;1973, № 5, сс.6-9; №6, сс. 6-9; №15 – сс. 9-16; №17, с.14;1975, №4,сс.6-7; 1982, №16, сс.8-9; 1985, №5, сс.5-6; №6, сс. 9-10; 1995, №11, с.7; 1998, №21, сс.13-14;
- «РС», 2010, №3;
- Епископ Митрофан (Зноско-Боровский). «Хроника одной жизни». М. Изд. Св.-Владимирского Братства. 2006, с.555;
- В. Н. Косик. «Русское церковное зарубежье: XX век в биографиях духовенства от Америки до Японии». М., ПСТГУ, 2008, сс.67-74; А. Кострюков.
- «Русская Зарубежная Церковь в первой половине 1920-х годов. Организация церковного управления в эмиграции» М, ПСТГУ, 2007, с.364)
* * *
7/21 марта – день кончины архиепископа РПЦЗ Виталия (Василий Иванович Максименко, 1873-1960). Помимо многолетней просветительской деятельности в типографии Иова Почаевского, которую он восстановил в начале прошлого века в Почаеве и привёл к процветанию, а потом вывез из большевицкой России в русское рассеяние, архиепископ Виталий много и плодотворно потрудился для Зарубежной Церкви — в 1947 он вывел из-под промосковского влияния американскую епархию РПЦЗ и за несколько лет значительно расширил её, в 1948 возглавил Свято-Троицкий монастырь в в Джорданвилле и основал при нём духовную семинарию.
Василий Максименко родился 8/20 августа 1873 в Глафировке Таганрогского округа в многодетной и очень бедной семье диакона, который скончался, когда Василию было шесть лет, а через год скончалась и мать. «Мы остались круглыми сиротами на руках старшей сестры лет 18, Маши. Нечем было кормиться. Нас посадили на «чугунку» и свезли к маминому брату. Отсюда начались наши сиротские мыканья, пока не попал я в духовное училище» (Архиепископа Виталий Мотивы моей жизни). Окончив Мариупольское духовное училище и Екатеринославскую духовную семинарию, Василий Максименко в 1895 поступил в Киевскую духовную академию, но за участие в студенческих беспорядках был отчислен в 1896 без права восстановления и назначен сельским учителем. Отдавшись всей душой делу народного образования, Максименко писал об этом своим друзьям, учившимся в Казанской духовной академии, а они показывали его письма ректору академии епископу Антонию (Храповицкому, 1863-1936), и тот, добившись отмены Святейшим Синодом постановления Совета Киевской духовной академии, принял Максименко на 2-й курс в Казанскую.В 1899 Василий был пострижен епископом Антонием (Храповицким) в монашество, рукоположен в иеродиакона и иеромонаха и приписан к Донскому монастырю в Москве. В том же году он окончил академию со степенью кандидата богословия и назначен преподавателем Александровской миссионерской семинарии. Его нарекли Виталием в монашестве потому, что считали, что он очень болен, при смерти, и долго не проживёт. Есть монашеский обычай называть «Виталием» или «Зоей» (оба имени означают «жизнь») при постриге в таких случаях, когда постригаемый тяжко болен.
В 1903, по настоянию переведённого в Волынскую епархию архиепископа Антония (Храповицкого), о. Виталий был возведён в сан архимандрита, направлен в Почаевскую лавру и назначен редактором «Почаевского листка» и официальной части «Волынских епархиальных ведомостей». Две старых машины, немного шрифта, журнал при сотне подписчиков, большей частью бесплатных — вот что получил новый типограф. Через десять лет в типографии было уже восемь машин, все отделы типографского дела, две книжных лавки. «Почаевский листок» выходил два раза в месяц с ежемесячным приложением, при 5000 платных подписчиках, и к нему прибавились ежемесячный журнал «Русский инок», выходивший два раза в месяц «Школьник» и ежедневная газета «Волынская Земля».
Монархист по своим убеждениям, о. Виталий старался оградить народ от революционных тенденций и возродить на Волыни православный самодержавный дух. Дважды он был принят на высочайшем уровне (в 1907 и в 1909) и докладывал ситуацию на Волыни, где его заботами существенно возросло число церковно-приходских школ, были созданы двухклассные народные школы и был открыт для крестьян «Народный банк». Архиепископ Антоний писал в 1910 Николаю Бердяеву: «…Архимандрит Виталий. Кто он? Он кандидат богословия 37 лет, бывший преподаватель духовной семинарии, принявший монашество ещё студентом, а теперь уже седьмой год трудящийся в Почаевской лавре в скромном звании заведующего типографией при 600 руб. доходу в год, в маленькой комнате без мебели <…> худой, почти чахоточный, никогда не смеющийся, но часто плачущий. Еще в 1905 году я настойчиво приглашал его в ректоры нашей семинарии, на генеральское положение, но он отказался, а теперь он был бы архиереем, если б изъявил согласие оставить свой Почаев… Что делал о. Виталий? В 1906 году обличал революционеров и удерживал народ от поджогов; в 1907 году закупил в Сибири хлеб для голодавших Волыни <…>; в 1908 году он взялся за переселенческое дело, нахлопотал союзникам земель в Забайкалье и Приамурье; еще ранее устроил в Почаеве юридическую консультацию по делам судебным, общество трезвости и пр.» (Колокол. 1909. № 1045. 3/16 сентября. С. 2-3; № 1046. 4/17 сентября. С. 2-3)
Узнав об отречении Императора, архимандрит Виталий прибыл в царскую ставку в Могилёв, с тем, чтобы умолять Государя взять своё отречение назад. Но к свиданию допущен не был. Во время Первой мировой войны, и особенно с переходом власти к большевикам и господством на юго-западе России петлюровцев и поляков, о. Виталий часто рисковал жизнью, спасая имущество типографии. Арестованный Петлюрой в марте 1919 года в Почаеве, он был заключён в базилианский униатский монастырь в городе Бучаче, где уже находились архиепископы Антоний (Храповицкий) и Евлогий (Георгиевский, 1868-1946). Из монастыря узники вышли только тогда, когда войска Петлюры отступили под натиском польской армии. И сразу же архимандрит Виталий поспешил на Волынь, где поляки, захватившие там власть, поместили его в подводный каземат Демблина (Ивангорода). Вызволенный из польского застенка митрополитами Антонием и Варнавой (Росич, 1880-1937), будущим сербским патриархом, он получил приглашение от патриарха сербского Димитрия (Павлович, 1846-1930) возглавить Синодальную типографию в Сремских Карловцах («Православная Русь» № 2, 1953).
В начале 1920х в Восточной Словакии проходило массовое возвращение из униатства в православие , и, по приглашению архиепископа Пражского Савватия (Врабец, 1880-1959), архимандрит Виталий переехал в Чехословакию, где основал монастырь Преподобного Иова Почаевского в Ладомировой, при котором с 1923 начала действовать типография. Леснинской Игумении Магдалине (Граббе, 1903-87) о архиепископе Виталии рассказывал её племянник, о. Антоний (Граббе, 1926-2005), который поступил в Ладомирово при нём очень молодым, в 17-18 лет. Владыка Виталий молодого послушника Алексея (Граббе) взял в помощники в канцелярию, заниматься бухгалтерией. Послушнику иногда приходилось вместе с архимандритом Виталием всю ночь сидеть над расчётными книгами. Кончали на заре, шли на молитву, и потом архимандрит брал его с собой полоть огород, чтобы братия не сказали, что настоятель отлынивает от грязных работ и приучает к этому молодого послушника.
В 1934 архимандрит Виталий вынужден был покинуть обитель и типографию, так как по настоянию митрополита Антония, 6 мая был хиротонисан в Белграде во епископа Детройтского, управляющего приходами Русской Зарубежной Церкви в Северной Америке, с местопребыванием в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле, штат Нью-Йорк, где немедленно воссоздал типографию.
Протоиерей Михаил Помазанский писал в 1959: «Плоды епархиальной деятельности Владыки Виталия, плоды его руководства обителью, плоды его общего влияния — все перед нашим взором. Зарубежная Русская Православная Церковь в США и Канаде в течение одного десятилетия увеличилась в своем составе до ста приходов; многие из них имеют уже собственные храмы и церковные дома. Свято-Троицкий Монастырь, который разросся благодаря заботам Владыки, обогатился прекрасным храмом, большим новым четырехэтажным зданием, имеет большое хозяйство и ценное оборудование, а главное — хранит те устои и то направление, какие даны ему Владыкой Виталием. Большое типографское дело, развиваемое при монастыре, имени прп. Иова Почаевского, Православная Духовная Семинария, с правами высшего учебного заведения, подготовляющая новых пастырей Церкви, — над всем этим стоит личный моральный пример Владыки, по завету Апостола: «образ буди верным словом, житием, любовью, духом, верою, чистотою»» («Православная Русь» № 8, 1959).
В своем «Духовном Завещании», Владыка Виталий написал: «Прошу у всех прощения и молитв. Всех православных русских людей прошу и заклинаю принадлежать ни к какой иной юрисдикции, а только к Русской Заграничной Церкви, возглавляемой Митрополитом Анастасием и его законным преемником» («Православная Русь» № 6, 1960).