Архиерейский Собор 1983-го года был совершенно особым Собором. Вся его особенность в его скромности и незаметности. Наверное первый раз за всю историю Церкви Собор имел место в Свято-Преображенском скиту, даже не в монастыре. Всех архиереев, членов Собора, съехалось со всех концов свободного мира четырнадцать, во главе с Первоиерархом нашей Церкви, Владыкой Митрополитом Филаретом. Из этого числа десять архиереев были в среднем семидесятитрех-летних старцев. Кроме того, никогда Собор не был таким непродолжительным: всего он занял не полных две недели. Сам скит, в котором происходили все заседания, хотя и расположен в очень красивой местности, вдали от проезжих дорог, окружённый со всех сторон сосновым и лиственным лесом, но его местоположение можно смело назвать глушью. В трех милях от скита стоит на перекрестке проселочных дорог небольшой, чистенький и уютный городок, но с очень внушительным названием — Мансонвиль, что по-русски можно буквально перевести — город Сына Человеческого, в окрестностях которого проживает до тысячи человек населения при пяти церковках разных религий. Наш скитский деревянный шатровый храм, проект нашего русского архитектора Г. Глинина. скончавшегося в том же 1983 году, нежно гармонирует с верхушками сосен, тесно окружающих его со всех сторон.
Вся пресса, и местная, и мировая, конечно, ни одним словом не обмолвилась о нашем, таком незначительном Соборе, что, впрочем, ещё больше подчеркивает его скромность. Да всей этой прессе совсем было и не до нас, когда в совершенно противоположном конце Канады, в городе Ванкувере, за 4800 километров от Мансонвиля, состоялся всемирный экуменический Съезд. Там были представители всех существующих религий: православные, католики, протестанты всех толков, иудеи, магометане, буддисты, индуисты и даже просто шаманы-заклинатели, или по-простому бесхитростному выражению — колдуны. Если прибавить к этому пестрому колориту женщин священнослужительниц и факт появления между заседаниями танцовщицы-босоножки в стиле Элеоноры Дункан, то просто не найдешь подходящего слова для определения характера этой «великой всемирной Ассамблеи».
Вот уже почти сто лет, как экуменизм нападает на единственную истинную Христову Церковь, облеченную Христом властью вязать и разрешать, и объединяет все бесчисленные мелкие и крупные ереси, признавая их всех как бы искрами истины, из которых должна создаться будущая строящаяся экуменическая церковь вместо не удавшейся, по их мнению, исторической Христовой Церкви. Против такого чудовищного учения с православной стороны накопилась огромная литература, разоблачающая экуменизм, как ересь ересей, но мы не можем в такой краткой статье о ней подробно упоминать. По всей вероятности, прошло время полемики и пришла пора её осудить, и как бы незначительным казался наш Собор 1983 года, но он, наконец, осудил экуменизм и провозгласил ему «анафему» в следующем тексте:
«Нападающим на Церковь Христову и учащим, яко Она разделилась на ветви, яже разнятся своим унением и жизнию, и утверждающим Церковь не сущу видимо быти, но от ветвей, расколов и иноверий соединитися имать во едино тело; и тем, иже не различають истинного священства и таинств Церкви от еретических, но учат, яко крещение и евхаристия еретиков довлеет для спасения, и тем, иже имут общение с сими еретиками или способствуют им или защищают их новую ересь экуменизма, мняще ю братскую любовь и единение разрозненных христиан быти: анафема».
Православная Зарубежная Русская Церковь, возглавляемая ныне Митрополитом Филаретом, исповедует себя неотъемлемой частью исторической Русской Церкви, как Поместная Церковь, она имеет право собирать свои регулярные Соборы и выносить свои постановления, которые являются совершенно обязательными для всех её чад, рассеянных по всему свету. Время покажет, примут ли другие Поместные Церкви наше постановление об экуменизме, как в своё время были приняты всеми постановления десяти Поместных Соборов, вошедшие в «Книгу правил свв. Апостолов, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых Отец» Вселенской Церковью. Нам хорошо известно, что все наши соборные постановления против советской Московской патриархии, иерархия которой полностью покорилась коммунистической безбожной партии, были приняты Поместными Церквами только к сведению, что им всем духовно сильно повредило. Поместные Церкви православные пытались в своё оправдание утверждать, что им, мол, трудно разбираться во всех внутренних делах России и что все наши постановления против советской Московской патриархии носят на себе печать более политическую, чем церковную, хотя теперь всем благоразумным людям ясно, что догмат коммунизма — есть атеизм и материализм. Россия не Никарагуа и, когда такой великий народ, занявший одну шестую суши болеет, то болеет и весь мир. Болезнь коммунизма теперь внедряется в каждую страну и говорить, что не всем понятны внутренние дела России, по меньшей мере, смешно, если бы не было трагично для всех православных церквей и народов. Что же касается экуменизма, то всякая Поместная Церковь имела достаточно времени за сто лет изучить его, и если такая Поместная Церковь основывает и своё учение, и свою жизнь на правилах свв. Апостолов и на канонах всех православных Соборов, то она не может не признать, что экуменизм является злейшею ересью, потому что он собрал все существовавшие и существующие ереси воедино и назвал это единение «церковью». Такое явление уже чисто антихристово.
Итак, провозглашая анафему, мы оградили свою паству от этого апокапиптического искушения, но одновременно и возложили невольно на совесть всех Поместных Церквей серьёзную задачу, которую они должны рано или поздно решить в ту или другую сторону. От решения этого вопроса будет зависеть их дальнейшая духовная судьба во вселенской Православной Церкви, De jure провозглашенная нами анафема является чисто поместного характера Русской Православной Зарубежной Церкви, но de facto она имеет огромное историческое вселенское церковное значение, и только потому, что сам экуменизм есть ересь всемирного масштаба. Место Русской Православной Зарубежной Церкви видимо в совести всех православных. Это для нас большой крест, который возложил на нас Господь. Но молчать больше нельзя, ибо дальнейшее молчание уподобилось бы преданию истины, от чего да избавить нас всех Господь.
+ Архиепископ Виталий.
«Православная Русь», N° 10, 1984.