В одном из воскресных евангельских чтений мы слышим ключевые слова о том, что именно является целью нашей жизни и как нам устраивать нашу жизнь в соответствии с этой целью. «Ищите же прежде царства Божия и правды Его, – говорит нам Господь, – и это все приложится вам» (Мф. 6, 33).
Что же нам приложится, т.е. что будет нам дано просто так, как нечто побочное, нечто маловажное? А приложится все то, что нам необходимо для земного существования: пища, питье, одежда… Да, все это нам необходимо, но в такой же мере, как оно необходимо для всех земных тварей. И Сам Господь говорит, что Бог, наш Создатель и Промыслитель, прекрасно знает, что мы имеем нужду в этих атрибутах земной жизни и поэтому, как наш небесный Отец, Он все это нам посылает. Бог создал весь земной мир таким образом, чтобы и мы, и все другие твари, были снабжены всем необходимым для существования на земле.
Но ввиду того, что все эти свойства земной жизни нам уже обеспечиваются Богом, они не должны являться целью нашей жизни на земле. Однако это как раз то, что мы сейчас видим вокруг себя: люди исключительно заняты бешеной погоней за земными благами, за благоустройством на земле, совершенно забывая, а чаще всего – нарочито не желая видеть, что это есть самое маловажное в нашей жизни. В Евангелии мы слышим слова Господни: не заботьтесь и не говорите – что нам есть, или что нам пить, или во что одеться? – потому-что всего этого ищут язычники (Мф. 6, 31-32). Этими словами Господь отделяет христиан от язычников. Сегодня весь мир, будучи во власти неоязычества, отображает это состояние заботы исключительно о мирском и полного забвения о духовном. Но нам, православным христианам, нужно жить совершенно иначе. Мы должны сосредотачивать наше внимание на истинной цели жизни человека на земле: на поисках Царства Божия.
Но как же нам искать это Царство Божие? Ответ простой, хотя и трудно выполнимый. Предоставив нужды нашего тела – пищу, питье, одежду – на попечение и промысел Божий, мы должны заботиться о тех же самых нуждах нашей души, мы должны искать пищу, питье и одежду для наших душ.
Пища для души – это молитва. Молитва насыщает голод души, укрепляет душу благодатью, обеспечивает духовное возрастание. Как телесная пища содержит в себе разные элементы – витамины, минералы и прочее – необходимые для здоровья тела, так и молитва содержит в себе необходимые элементы для здоровья души: общение с Богом, умиление, покаяние, умиротворение страстей, снискание благодати Святого Духа.
Питье для души – это слово Божие. Сам Господь в Своей беседе с женщиной-самарянкой у колодца Иакова сказал: «всякий, пьющий воду эту (т.е. земную), возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему (т.е. Мои слова, Мое учение), тот не будет жаждать во век; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источник воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4, 13-14). Иными словами, слово Божие является для нашей души чистым родником, источником живой воды, и по мере того, как мы будет воспринимать в нашей душе слово Божие, и не только воспринимать, но и исполнять его, оно нас будет постепенно вести в жизнь вечную, в то Царство Божие, которое мы ищем.
И, наконец, одежда души – это добродетели. Наше земное тело мы не только одеваем с целью прикрыть его наготу, а также стараемся приукрашать его: одеваем дорогие и разноцветные одежды, украшаемся разными драгоценными изделиями. То же самое нужно делать и для души: одевать ее в прекраснейшие добродетели кротости, воздержания, целомудрия, нестяжания, смирения, трезвения, любви, и украшать ее драгоценностями добрых дел.
Таким образом, проводя нашу земную жизнь главным образом в заботе о пище, питье и одежде для наших душ, мы и найдем Царство Божие, и сможем войти в него, и попадем в число избранных Божиих. Аминь.
Иерей Ростислав Женилов