Слово в Лазареву Субботу
Прежде чем сказать слово свое, братья и сестры, хочу сказать вот что: помните, что тот, кто причащается св. Тайн, должен, во-первых, постараться прийти к самому началу службы, а во-вторых, и исповедоваться, по возможности, заблаговременно, а не в последний момент. Я это говорю совсем не в виде замечания, кому бы то ни было — нет! Потому что знаю, что многим трудно, многие далеко живут, способы сообщения далеко не всегда являются подходящими — это конечно. Но по мере сил, по мере возможности, всегда старайтесь заблаговременно и во-время прийти в храм и исповедоваться. Совсем не порядок, когда исповедники исповедуются, уже когда чаша вынесена. Они должны тогда стоять и слушать последнюю молитву у чаши пред Причащением, а не стоять пред аналоем и исповедовать грехи свои — это надо раньше делать. Я об этом говорю, чтобы имели это в виду.
Господь наш Иисус Христос, как мы знаем из Евангелия, сказал окружавшим Его: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененные и Аз упокою вы» — по-русски: «и Я успокою вас». И дальше указал на то, что если человек возьмет иго Его, заповеди Его и закон Его себе, то «обрящете покой душам вашим». Сын Божий для того и воплотился, для того и на землю пришел, чтобы принести именно успокоение измучившемуся человечеству.
И вот, в частности, чего больше всего боятся, обыкновенно, люди на земле — СМЕРТИ. Пред смертью отступает всякая философия. Всякая мудрость умолкает, когда пред человеком гроб, а в нем разрушающееся тело умершего человека. Никакая философия тут не поможет! Как говорил герой одного из романов Тургенева: «Попробуй отрицать смерть, она тебя отрицает и кончено!» Так вот, Господь для того и пришел, повторяю, чтобы успокоить человеческие души и знал, что больше всего человека пугает, что страшнее для него всего — это смерть. И вот Он в этом страшном вопросе дает нам такое успокоение и радость, какую, конечно, кроме Него никто и никогда дать не может. Он говорил много раз, что Он — воскресение и жизнь, что верующий в Него, если и умрет, то оживет. И в Евангелии мы читаем, как Он пророчески сказал, предсказывая будущее, что будет момент, когда «все сущие во гробах услышат глас Сына Божия и изыдут». Вот какое светлое обетование дал Он нам.
Но Его заботливость на этом не успокоилась. Он знал хорошо, что как ни утешает человека такое обетование, а все-таки наличная действительность смерти — ужасна. Вот потому-то пред самым концом Своей земной жизни, Он совершает потрясающее великое чудо — идет ко гробу умершего Лазаря. Были случаи и до этого — Он воскрешал умерших: сына наинской вдовы, отроковицу Тавифу, дочь Иаира, но это были свежие жертвы, которых только что захватила смерть, а Он их вернул к жизни. А здесь, пред нами ужасающая картина того, что смерть не только захватила уже свою жертву, а делает свое страшное дело и уничтожает физический состав человека, который разлагается и разрушается.
Пред этой страшной картиной смерти предстал Начальник жизни и говорит: «Возьмите камень!» Испугались окружавшие Его. Марфа торопливо говорит: «Господи, уже смердит — четверодневен бо есть». Другие, вероятно, еще больше испугались и думают: «Что такое? Запах тления будет невыносим. Чего Он хочет?» Но, когда послушали Его слово и отвалили камень, то Он, как человек, вознес Свою благодарственную мольбу Отцу Небесному, а как Бог, обращается к разлагающемуся трупу, и мы слышим тот Голос, который загремит когда-то в будущем, когда исполнится Его Божественное слово о том, что все мертвые выйдут из гробов на глас Сына Божия. И чтобы показать людям и успокоить их окончательно, Он показывает, как это будет. И слышится Его потрясающий глас: «Лазарь, выйди вон!» Как говорится в молитвах церковных — этот голос потряс всю адскую бездну, все глубины преисподней. Ад затрепетал, отдал свою жертву, и тот, кто только что всех пугал из гробницы, выходит из нее живым и здоровым.
Какое потрясающее и, вместе с тем, радостное чудо! Вот почему этот праздник, Лазарева Суббота, как мы ее называем, особенно светла и носит радостный характер, один из самых светлых дней в году! Мы видим тут на деле, как произойдет наше воскресение, когда Сын Божий даст Свой глас, и по этому гласу умершие оставят свои гробницы и выйдут из них живыми. Только Он мог дать людям такую надежду и так нас уверить. После этого Церковь, действительно, могла спокойно возглашать, что когда человек умирает, то это для него не бездна небытия, не уничтожение, а если он христианин, то для него это только — «во блаженном успении вечный покой». Вот, что дал нам Господь в этом поражающем, потрясающем Своем чуде!
Но не забудьте, возлюбленные, что этот Праздник является как бы предпразднеством следующему завтрашнему великому празднику. У них и тропарь один и тот же: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже». Но этот завтрашний великий праздник вводит нас уже в новые богослужебные священные воспоминания о последних днях жизни нашего Спасителя, о Его последних беседах и наставлениях и, наконец, о том великом и святом Деле, которое Он совершил в саду Гефсиманском, взяв на Себя наши грехи, на Голгофском кресте, пригвоздив эти грехи ко кресту и омыв их Своею Пречистою кровию и, наконец, во славе выйдя из Своего Гроба, как Воскресший Победитель ада и смерти! Не забудьте об этом! Начинается самая чудесная, самая прекрасная пора в нашем церковном богослужебном году. Всякий должен позаботиться о том, чтобы как можно больше посещать Божии храмы в эти священные дни, чтобы духовно свою душу нам напитать и укрепиться духовно и на последующее время. Аминь.
Источник: Митрополит Филарет. Проповеди и поучения. т.II. Изданы Комитетом Русской Православной Молодежи при Русской Православной Зарубежной Церкви. 1989 г. с.с.56-58.
Сверено с оригиналом