Филарет Вознесенский, митр.: Верую…

ВЕРУЮ… ВО ЕДИНУ СВЯТУЮ СОБОРНУЮ И АПОСТОЛЬСКУЮ ЦЕРКОВЬ

(К предстоящему Собору епископов Русской Зарубежной Церкви).

Слова, стоящие в заглавии настоящей краткой заметки, как известно с детских лет православному христианину, входят в текст Православного Символа веры, как девятый его член. В них указываются основные признаки, основные свойства Православной Церкви – Ее единственность, Ее святость, Ее соборность и Ее преемственная связь с теми, кому Сам Основатель Ее, Господь Иисус Христос сказал: «как послал Меня Отец, так Я посылаю вас» – т.е. со святыми апостолами.

Скажем несколько слов об одном из этих отличительных свойств нашей Церкви – об  Ее  с о б о р н о с т и. О той соборности, о которой много говорят и пишут сейчас, и во имя которой часто выдвигают то, с чем никак не может согласиться православное сознание…

Что такое – соборность Церкви?

Основной ответ на этот вопрос дается православным катехизисом. Церковь именуется соборною потому, что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе верующих всех времен, мест и народов. Апостол Павел говорит, что в Церкви христианской несть еллин ни иудей, обрезание и необрезание, варвар и скиф, раб и свободь – но всяческая и во всех Христос (Кол 3.11). Так говорит «Катехизис» Блаженнейшего митрополита Антония.

Таким образом, Церковь называется Соборной прежде всего потому, что в ней  с о б и р а ю т с я  во едино все верующие. Но этим формальным объяснением понятие соборности отнюдь не исчерпывается. Общецерковность, всеобщность единения верующих в Церкви имеет не только внешний формальный характер; далее, понятие соборности не исчерпывается ни тем, что все чада Церкви должны принимать учение и правила Вселенских Соборов, как священную и несомненную истину (некоторые именно в этой верности соборным правилам видят значение термина «соборность»), ни тем, что Церковь управляется Соборами, как высшей церковной властию… Все это верно, но этого мало. Соборность Церкви есть также единство всех Ее членов в жизни духовной – тайна благодатного их единения в жизни и благодати церковной. И эта тайна вряд ли может быть вполне выражена в словесных формулировках. Что это действительно так, в этом нас удостоверяют слова Св. Апостола Павла, который прямо именует Церковь Т е л о м  Х р и с т о в ы м, а Самого Спасителя – Главой этого тела, и говоря о таинственном единении Христа и Церкви, замечает: «тайна сия велика есть»… Как все части, все члены человеческого тела живут единой жизнию, так по яркому и вместе с тем глубоко-таинственному определению св. Апостола, все истинно-верующие – члены духовного Тела Христова, члены Церкви – живут таинственно-благодатной жизнью Церкви.

Одна из главных ошибок в понимании термина «соборность», которая постоянно наблюдается теперь, заключается в том, что защитники такого понимания считают необходимым предоставление мирянам, т.е. рядовым членам Церкви, участие в управлении ею.

Однакоже, если мы обратимся к церковным канонам и правилам, а также к церковной истории, то мы не найдем нигде оснований для таких притязаний мирян. История Церкви свидетельствует, что клир и миряне сплошь и рядом приглашались на Соборы, но решающего голоса никогда не имели, а только по предложению Собора могли высказать свое мнение, как совещательный голос. Решение же вопросов, поставленных на обсуждение Собора, принадлежало только его полноправным участникам – Епископам.

О праве и обязанности Епископа управлять в с е м и сторонами жизни церковной в его епархии, 38-е Апостольское правило точно определяет: «Епископ да имеет попечение о  в с е х церковных вещех и ими да распоряжает, яко Богу назирающу»… Согласно этого правила, Преосв. Архиепископ Аверкий в своей статье «К предстоящему Собору Епископов», справедливо отмечает: «Иерархической власти Епископа подведомственны все церковные дела его епархии – не только чисто-духовные, но и материальные, хозяйственные» – вопреки раздающимся теперь голосам о том, что вопросы, связанные с материальной жизнию Церкви, должны быть изъяты из ведения епископа (явно противо-каноническое утверждение). – Таким образом,  ничто, никакая сторона или подробность жизни церковной не исключается из управления и ответственности Епископа. Из этого с несомненностью явствует, что человек православно мыслящий не может не признавать того, что Церковь построена на иерархическом начале, и именно и е р а р х и и  принадлежит право и обязанность управлять Церковию, а принцип народоправства, т.е. демократии, для Церковной жизни неприменим.

Из сказанного отнюдь не следует, что православные миряне не имеют права принимать участие в строительстве церковной жизни. При соборном строе Церкви, все члены ее, как члены единого Тела Христова, должны принимать участие в церковной работе. Но самое понятие соборности, как единения в Церкви и во Христе, требует от всех членов Церкви полного согласия и единства в такой работе. «Каждый член Церкви полезен тогда, когда он выполняет свою долю служения Церкви по силе данного ему от Духа Святого дарования или дара, и этим служит общему делу созидания, а не разрушения Церкви Христовой. А если церковный народ («миряне») вопреки сему, станет восхищать себе власть соборную в Церкви и каждый из членов Ее станет ставить себя наравне с епископами, усвояя себе функции власти епископской, то это будет уже не соборность и даже не демократия, а самочиние, своеволие, противление Божией воле и Божиим планам, а следовательно, нарушение начала соборности, каковое нарушение неизбежно приводит к  р а з р у ш е н и ю Церкви (Епископ Григорий – «К празднованию 1900-летия Апостольского Собора» – «Православная Русь» за 1951 г., №15-16).

Вот почему, начало соборности в жизни Церкви и обсуждение церковных вопросов «церковным разумом», как любили выражаться наши благочестивые предки, совсем не означает того, что миряне, рядовые члены Церкви, могут требовать себе «прав» на участие в церковном управлении…

В Святой Библии (кн. Числ, 16 глава) находится поучительное повествование о том, как возстали на духовного руководителя еврейского народа, св. пророка Моисея, «начальники общества, призываемые на собрания, люди именитые». Они «собрались против Моисея и Аарона (первосвященника – а р х и е р е я) и сказали им: полно вам; все общество, все святы и среди них Господь. Почему же вы ставите себя выше народа Господня??…»

(Поучительно отметить, что эти слова «именитых» бунтовщиков, возставших против власти («диктатуры»…) данных им Богом руководителей – по существу, совпадают с докладом, прочитанным на недавнем общем собрании «общества мирян» в г. Сан-Франциско, председателем этого противо-церковного общества. Новоявленный «богослов» разсуждает точь в точь, как ветхозаветные бунтовщики против установленной Богом духовной власти!).

Ветхозаветный бунт, как повествует далее Св. Библия, окончился трагически: на бунтовщиков обрушилась страшная Божия кара – они были поглощены землей. Поучительный урок для бунтовщиков всех времен!

Обратимся к Св. Евангелию. Как говорит оно о взаимоотношениях между духовными руководителями и руководимыми? Как определяет их Сам Божественный Основатель Церкви – Господь Иисус Христос?

– Пастырь и паства; П а с т ы р ь  и  о в ц ы. Вот какой образ указывал и любил употреблять Спаситель, говоря о духовном руководителе – наставнике, и его духовной семье. Не организация светского типа, не « г р а ж д а н с к а я  к о р п о р а ц и я» – а духовная семья: пастырь и овцы духовные – вот тот образ, который дает нам Евангелие. По этому именно типу, по этому примеру и должны определяться взаимоотношения паствы и пастырей в духовной жизни Церкви.

Что говорит о добром пастыре Господь Иисус Христос?

В Евангелии мы читаем (Иоан. Х гл.), что тот, кто пытается незаконно проникнуть к овцам «словесного стада», тот – вор и разбойник. «А входящий дверью (т.е. законно поставленный на свое служение) – есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет овец своих по имени (зная их) и выводит их. А когда выведет овец своих, идет пред ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса…»

Так говорил Спаситель… Какой чудесный, трогательный образ! И если эти слова требуют от пастыря не жесткого, сухого властвования, а сострадательной, заботливой отеческой любви, готовой в нужный момент на полное самопожертвование (ниже сказано, что «пастырь добрый д у ш у   с в о ю – жизнь свою – п о л а г а е т  за овец») – то от овец тут требуется всецелое доверчивое послушание и следование за пастырем. Могут ли овцы р а в н я т ь с я  с пастырем? Возможны ли с их стороны претензии на самоуправление? В этом ли заключается с о б о р н о с т ь?…

В заключение приведем замечательные слова великого Святителя и Отца Церкви Св. Григория Богослова, которые были сказаны им более полутора тысяч лет назад, но поразительно подходят к уродливым явлениям в церковной жизни наших дней. Вот эти слова:

«Овцы, не пасите пастырей, и не выступайте из своих пределов; не судите судей и  н е  п р е д п и с ы в а й т е  з а к о н о в  з а к о н о д а т е л я м!»

О, если бы задумались над этими словами новоявленные глашатаи церковных реформ…            

    + Митрополит Филарет

«Православная Русь», 1967, №9, сс.3-4.