Агафангел Пашковский, митр.: О церковном расколе 1927 года (1994)

» … первый (епископ) ничего да не творит без рассуждения всех. Ибо тако будет единомыслие…»

34-е Апостольское Правило

События, происшедшие вслед за опубликованием 16/29 июля 1927 года в газете «Известия» Декларации Митрополита Сергия (Страгородского) о признании им Советской власти, имеют принципиально важное значение для всей Православной Церкви. Раскол увлёк в бездну ада множество народа, в его сферу впоследствии оказались вовлечены все Поместные Православные Церкви.

Вопрос сводится к одному — кто остался со Христом в 1927 году — Заместитель Патриаршего Местоблюстителя Митрополит Сергий, пы­тавшийся отдать Церковь во власть богоборцев, или Новомученики и Исповедники, не приклонившие своей веры перед насилием противников Христа. Каждый православный христианин должен пройти это ис­кушение — пережить в душе своей этот тяжёлый 1927 год и всё, что за ним последовало, поскольку от этого зависит главное условие спасения человека — пребывание в Истинной Церкви.

Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917—1918 гг. избрал на Патриарший Престол Митрополита Тихона (Беллавина) и, вви­ду крайне осложнившегося положения в государстве, уполномочил его на случай внезапной смерти или невозможности управлять Церковью назначить Местоблюстителей Патриаршего Престола, один из которых мог бы управлять Церковью до созыва Поместного Собора и избрания нового Патриарха. Такие особые соборные указания не нужны были бы в обычных обстоятельствах, поскольку в традиционных условиях каких-то особых прав управления Церковью Местоблюстители не получа­ли и на их избрание не требовалось соборного благословения. Их имена не возносятся всей Церковью на богослужениях, и они не могут обращаться с посланиями ко всей Церкви. Обязанности Местоблюсти­телей Патриаршего Престола в основном состояли и состоят в орга­низации созыва и проведения Поместного Собора для выбора нового Патриарха. Здесь же речь шла о совсем другом характере возглавления, когда Местоблюститель наделялся правами Патриарха. Это исключительный случай, вызванный трудностью времени и возможный то­лько с благословения Поместного Собора — Высшей инстанции церков­ной власти. Собор не избрал Местоблюстителей сам по причине того, что в случае соборного избрания имена были бы преданы огласке и это подвергло бы избранников серьёзной опасности, а вместе с этим сделало бы шаткой перспективу церковного возглавления. Как докладывал на Поместном Соборе князь Г.Н. Трубецкой, вынесший на обсуждение это предложение, Патриарху предлагалось комиссией, занимавшейся этим вопросом, назначить Местоблюстителей, однако он отка­зался это сделать, поскольку у него не было полномочий от Собора, то есть, как полагал Патриарх Тихон, он не имел достаточной власти, чтобы единолично назначить Местоблюстителей с правами Патриарха. Такие особые полномочия Собором были ему даны. Имена Местоблюстителей с полнотой Патриаршей власти были указаны в Завещании Патриарха, вскрытом к зачитанном после его кончины собравшимися по этому поводу Архиереями. Ими же был принят «Акт о назначении Местоблюстителя Святейшего Патриаршего Престола Всерос­сийской Православно Церкви и известительное о сем послание, от 30 марта/12 апреля 1925 г.», в котором соборно подтверждалась правомочность Патриарших действий. Таких Местоблюстителей в Пат­риаршем Завещании указывалось трое: Митрополиты Кирилл Казанский, Агафангел Ярославский и Пётр Крутицкий. Причём в случае прекращения Патриархом управления Церковью его место должен был занять Митрополит Кирилл; если Митрополит Кирилл по каким-либо причинам не сможет вступить в должность, то это должен сделать Митрополит Агафангел; если же и он не будет иметь такой возможности, тогда Ми­трополит Пётр обязан принять управление Церковью. Каждый из этих иерархов вследствие благословения Поместного Собора по своём вступлении в должность являлся законным носителем полноты Патри­аршей власти. Конечной целью местоблюстительского управления Церковью оставался созыв Поместного Собора. Известно, что, по причи­не вынужденного отсутствия двух первых кандидатов, Патриаршим Местоблюстителем стал Митрополит Пётр.

Совершенно иные полномочия имел Митрополит Сергий (Страгородский), 14 декабря 1925 года, заявивший о своём вступлении в управление Церковью вследствие ареста Местоблюстителя Митрополи­та Петра. Митрополит Пётр своим распоряжением от 23 ноября/6 де­кабря 1925 года единолично указал трёх епископов, один из кото­рых должен был принять на себя обязанности Заместителя Патриар­шего Местоблюстителя. Но на это не было дано никаких соборных полномочий, это была воля единственно митрополита Петра и именно по этой причине Заместитель Патриаршего. Местоблюстителя не мог об­ладать правами Патриарха. Он не был поставленный всей Церковью Её возглавитель, но только помощник и заместитель Местоблюстителя, могущий решать лишь текущие дела и заботиться о созыве Собора и выборе нового Патриарха, но не кардинально менять Церковную линию и требовать при этом беспрекословного подчинения себе всех, как сделал это Митрополит Сергий в 1927 году. Вопросы такого уро­вня, когда мнение Церкви разделяется и разделившиеся части стоят на принципиально противоположных позициях требуют обязательно самого тщательного Соборного рассмотрения и разбирательства. Или же принять временное решение по такому вопросу ввиду сложных обстоятельств может иерарх, наделённый Поместным Собором соответс­твующими полномочиями (Патриарх), с последующим ут­верждением такого решения в ближайшее удобное время созванным Собором. Ни полноты канонической власти, ни соборной поддержки Цер­кви Митрополит Сергий не имел.

Первый из названных Патриархом Тихоном кандидатов на Местоблюстительство Митрополит Казанский Кирилл 15/28 июля 1933 года писал по этому поводу Митрополиту Сергию (Страгородскому):

Лишившись возможности таких (деловых) сношений с окончанием «дела Митрополита Петра», Вы автоматически становились в положение остальных своих собратий и должны были не новый центр церковного управления утверждать, а сами обратиться и призвать осталь­ных собратий к руководству в Церковной жизни Патриаршим Указом от 7/20 ноября 1920 г, изданным именно на случай невозможности сношений с действительным центром и остающимся в составе действующе­го права РПЦ. Если бы по силе сего Указа некоторые архипастыри обратились к братскому руководству Вашему, ценя Вашу просвещённость, долголетний опыт и архипастырскую мудрость, то нельзя было бы во­зражать что-нибудь против такого добровольного объединения. Если бы для удобства сношений и поддержания единообразия епархиальной жизни Вы с объединившимися архипастырями учредили для своей груп­пы нечто вроде Синода, но при этом не претендовали бы на обяза­тельность принимаемых Вами решений для всей Русской Церкви, нель­зя было бы возражать и против такого учреждения. Тогда не понадобилось бы Вам обременять совесть Вашу обильными прещениями и запрещениями. (…) Только отказавшись от своего домысла о тождественности полномочий Местоблюстителя и его Заместителя, обратив­шись под руководство Патриаршего Указа от 7/20 ноября 1920 г. и призвавши к тому же единомысленных с Вами архипастырей, возможете Вы возвратить Русской Церкви Её каноническое благополучие …»

Вся апологетика сергианского раскола держится на одном пункте: права Заместителя Местоблюстителя Патриаршего Престола были тождественны правам Местоблюстителя, то есть Митрополит Сергий в 1927 году обладал правами Патриарха. Однако ясно, что этот пункт не выдерживает критики ввиду отсутствия наделения Заместителя Патриаршего Местоблюстителя особыми правами Поместным Собором, поскольку на Поместном Соборе 1917-1918 гг. этот вопрос даже не рас­сматривался и Местоблюститель Патриаршего Престола не уполномачивался на назначение Заместителя с равными Патриарху правами. Назначение Митрополита Сергия на должность Заместителя Местоблюстителя Патриаршего Престола было волеизъявление одного только Митро­полита Петра, а не соборным голосом всей Российской Церкви.

Судьба же действительно наделённых правами Патриарха Место­блюстителей была трагична.

Возвратившись из ссылки 18 апреля 1926 г Митрополит Агафангел заявил о своём вступлении в должность Местоблюстителя, согласно завещанию Патриарха Тихона и ввиду того, что Митрополит Пётр лишён возможности вести Церковные дела. Несмотря на то, что Митрополит Пётр в своём письме 31 мая 1926 года отказался от своих прав в пользу Митрополита Агафангела и приветствовал его вступление в должность, Митрополит Сергий в жёсткой и категорической форме, угрожая прощением, отказался уступить власть законному право­преемнику. Желая сохранить церковный мир, старейший по хиротонии иерарх отказался от своих прав. После опубликования Декларации, Митрополит Агафангел со своими викариями решительно отмежевался от Митрополита Сергия и прекратил с ним общение. Умер Митрополит Агафангел 16 октября 1928 г., не признавая власть Митрополите Сер­гея над Церковью.

Осенью 1926 г. Митрополит Сергий предпринял попытку заочного выбора Патриарха. Были разосланы, запросы и из 72 ответивших епис­копов подавляющее большинство высказалось за Митрополита Кирилла Казанского — первого из назначенных Патриархом Тихоном на долж­ность Местоблюстителя. Митрополит Кирилл был, возможно, главным духовным противником Декларации Митрополита Сергия после её опубликования. Бессрочная ссылка и издевательства, неоднократные предложения сов. власти взойти на Патриарший Престол в обмен на подписку о лояльности, не сломили волю действительно общецерковного избранника, Митрополита Кирилла. Он был расстрелян так же, как и Местоблюститель Патриаршего Престола Митрополит Пётр, который в письмах призывал Митрополита Сергия вернуться к тем принципам вза­имоотношения с Советской властью, которых придерживалась Церковь до Декларации. Такова судьба трёх Местоблюстителей Патриарше­го Престола, назначенных Патриархом Тихоном по благословению Поместного Собора Российской Православной Церкви. Ни один из них не одобрял действий Митрополита Сергия.        

Таким образом, нет никаких оснований считать Митрополита Сергия (Страгородского) в день его вступления в управление Церковью и, тем более, в последующем, носителем соборного голоса Церкви, каковым являлся Митрополит Пётр, имя которого возносилось на бо­гослужениях всей Русской Церковью (в том числе РПЦЗ). Отвергнутый Новомучениками и Исповедниками Церкви Христовой и сам отрёкшийся от Них перед Бо­гом и всем миром в 1930 г, полностью принявший сторону безбожников и гонителей Веры, Митрополит Сергий стал инициатором разделе­ния Российской Церкви на «тихоновскую» и «сергианскую» ветви — тяжелейшего раскола за всю историю Поместной Российской Церкви. Причём те, кого стали называть «тихоновцами», немедленно подверглись жесточайшим репрессиям за свою «нелояльность». Будучи назначенным за свои «заслуги» Сталиным в 1943 г. Патриархом и возглавив таким образом нынешнюю Московскую Патриархию, Сергий и его окружение уже никогда соборно не молились о гонимых христианах, а молились об умножении успехов гонителей Церкви Христовой. Во времена тяжёлых испытаний и гонений на Церковь такая позиция хоть как-то мог­ла быть оправдана — Церковные Каноны предполагают послабление на­казаний даже для тех христиан, которые под пытками отреклись от Христа, но затем покаялись. Просто по-человечески можно было со­чувствовать Митрополиту Сергию и его окружению, по немощи не ста­вшим на путь исповедничества и поклонившимся тирану. Так и пони­мали положение Московской Патриархии те, кто имел твёрдость противопоставить силе свою веру. Однако сегодняшняя Московская Пат­риархия, имея в основании своём «деяния» Митрополита Сергия, а не кровь мучеников за Христа, до тех пор, пока не покается в содеянном отступничестве и не будет принята в общение теми, кто хранил в эти годы чистоту Православия, будет находиться вне Церковной ограды, а значит и вне Святости, то есть, вне спасения.

Епископ Агафангел, 1994 год