Агафангел Пашковский, митр.: О путях православных в современной Украине и мире (2013)

События, происходящие на Украине невозможно трактовать однозначно. С одной стороны, современная Европа и США становятся, причём, быстрым темпом, странами, в которых христианам жить с каждым днём труднее и труднее. Причины этого все знают. Я говорил не раз, когда бывал в США, своей пастве, что детей нельзя уже в этой стране отдавать учиться в государственные школы, где им навязывают антихристианские нормы поведения. В то же время частные школы, в которых пока ещё не проводятся соответствующие правительственные указания в обязательном порядке, из-за довольно высокой платы за обучение, недоступны малоимущим членам наших приходов. Здесь есть два пути – или создавать епархиальный фонд для помощи оплаты за школьное обучение, или создание своих собственных учебных заведений. Но у нас, в силу нашей необеспеченности, пока нет возможности реализовать ни первое, ни второе. Таким образом, проблема остаётся, и эта проблема может привести в итоге к тому, что некоторые дети из малообеспеченных христианских семей будут в будущем лишены возможности получать школьное образование.

Это только одна из многих очень серьёзных проблем, которая нас ждёт в недалёком будущем в Европе и США. Не буду здесь затрагивать другие проблемы, связанные с жизнью христиан в этих странах, касающиеся общего развращения народа антихристианскими «ценностями», которые, пусть пока не прямо, но косвенно, затрагивают и нашу паству, поскольку оказывают постоянное давление на совесть каждого христианина. Здесь не только, и даже не столько, гомосексуальные браки, а вообще – повсеместная пропаганда крайней сексуальной распущенности и развращённости во всех её видах и формах; коренной пересмотр государственного отношения к рождению и смерти человека; отказ от самих основ христианской морали и замена её «гуманистическими ценностями», и многое другое.

В то же время жизнь в постсоветских странах несёт совсем иные проблемы. Главная проблема – сама гражданская власть и провластная система, ею выстроенная. Наибольшее здесь зло заключается в том, что захватившие власть люди всеми силами и средствами стремятся удержаться там навсегда. Я полагаю, что основной фактор, вызвавший народные волнения на Украине, есть осознание людьми того, что нынешняя украинская власть поставила своей главной задачей повторить государственную систему, сформировавшуюся в Российской Федерации, Белоруссии и Казахстане, которая характерна, прежде всего, тем, что власть там передаётся только по наследству. На Украине, имея это ввиду, уже сформирована правительственная «семья», в которую принимаются только родственники действующего президента (или особо доверенные люди на правах родственников), и только из их числа, в будущем, по их замыслу, возможно будет «избрание» очередных руководителей. Эту реальную угрозу надвигающейся диктатуры все очень хорошо почувствовали, и здоровый человеческий инстинкт стремления к свободе подтолкнул массы людей на Майдан. Люди вышли бороться просто за свободу, в том числе, и за ту свободу, которую Христос привнёс в этот мир. Те, кто помнят жизнь в СССР, понимают, что никакой свободы там никогда не было и само существование Церкви, свободной, служащей только Христу, было невозможно. Поэтому, всякому христианину также следует желать независимости Церкви от внешнего мира, но, в отличие от Европы и США, эта независимость, в странах бывшего СССР, должна быть от навязываемой государственной идеологии (пусть на сегодняшний день и иной, по сравнению со странами Европы и США), которая здесь (и там) хоть и не явно (а скрыто) богоборческая, но проводится наследниками и преемниками богоборческого режима, которые духовно и нравственно ещё более падшие, чем их предшественники. Зависимость (причём, полная – как планируют ныне реальные и потенциальные диктаторы) любого человека, даже не только христианина, от банды бессовестных людей недопустима, причём, в любых формах и проявлениях этой зависимости. Чтобы выйти на путь свободного развития, в прошлом православных, славянских народов, прежде всего, необходимо освободиться именно от этой зависимости. Только после этого может открыться возможность полноценного возвращения к своим истокам.

Поэтому, я желаю, как народу Украины, так России и Белоруссии, прежде всего, обрести право на выбор собственного пути. Мы все, пока, к сожалению, такого права не имеем. Но это право не отдадут власть держащие просто так и добровольно. Это совершенно понятно. Поэтому мы должны этого добиваться, пусть не ради себя (настоящему христианину всё равно, по большому счёту, где жить – путь ко спасению есть везде), но ради близких нам людей, ради детей и внуков, которые нуждаются в христианском воспитании и без этого воспитания погибнут. Ради славы Христа и Имени Его в этом погибающем в растлении мире.

+ Митрополит Агафангел

Одесса, 12 декабря 2013 года