Агафангел Пашковский, митр.: Причина церковных разделений (1996)

Во времена церковных нестроений решающее значение для христианина имеет исповедание им правой веры и пребыва­ние в лоне истинной Церкви. Этого не так сложно было придержи­ваться в период спокойствия и стабильности, в котором пребывала Православная Церковь со времён крещения Руси до начала ны­нешнего века. Однако «мятежный» дух, дух гордости, повсеместно распространившийся среди нас, не только радикально изменил социальное и экономическое устройство общества, но и внёс боль­шой соблазн в ограду Церкви. Православный человек вопреки своему желанию постоянно ставится перед выбором — где истинная Церковь? Всеобщее разделение и раздробление Православной Церкви делает практически невозможным подробный анализ каж­дого отдельного случая такого разделения. Да и анализ не привёл бы к каким-либо результатам. Нынешние разделения — это вопрос даже не догматический, поскольку новых догматов никто не выду­мал и не исповедует, а, скорее, психологический и, в первую оче­редь, нравственный. Догматическая высота православного вероуче­ния, к сожалению, часто даже не принимается во внимание в меж­церковных спорах. На первый план выступают земные, «человеческие» аргументы — национальные, традиционные, эконо­мические и др. Дух времени сегодня торжествует, и человеку пра­вославному всё труднее становится сохранить свою веру, не иска­зив её под воздействием внешних сил. И вследствие этого всё больше появляется возможностей для новых расколов и нестрое­ний. Невозможно объяснить пастве, например, Киевского патриар­хата неканоничность их положения, тем более невозможно это сделать пастве Московской патриархии. Люди в наше время пе­рестали воспринимать слова: слово потеряло всякую ценность, будучи затаскано в делах сугубо земных, делах плоти — рекламе, политике, бизнесе и развлечениях. Весомым аргументом продолжа­ет ещё оставаться благочестие. Всякая «церковь» старается в своих рядах иметь как можно больше «святых». Однако «святость» так­же нельзя признать решающим аргументом. Крайняя аскетика египетских отцов оказалась удобной почвой для ереси монофизитства. А сколько «святых», поражающих воображение своими «подвигами», в католической церкви и даже у восточных религий? Традиционный в таких случаях аргумент, — «у нас чудеса от бога, а у вас от беса», могут привести представители любой конфессии, и, скользя по поверхности сознания, такие доводы не приводят, да и не могут привести к какому-либо положительному результату. Потому что, по существу своему, это не довод, а одна из форм самооправдания или самозащиты, пригодная практически для лю­бого случая. «Я не хочу знать, что у вас, потому что всё, что у вас — от дьявола». Подобными аргументами фарисеи времён Иисуса Христа пытались дискредитировать чудеса и поступки самого Спа­сителя и Его учеников. Это уже некий психологический барьер, защищающий своё самосознание или свою веру. Он хорош для человека, который действительно находится в лоне истинной Церкви. И катастрофа для тех, кто воздвиг этот барьер на пути благодати Божьей. В наши дни этот барьер стал непреодолимым препятствием у входа в ограду истинной Церкви Христовой. Одна­ко у нас, у православных христиан, есть сильное средство, способ­ное разрушить любые барьеры на пути к Богу. Именно посред­ством его, а не чудесами, Христос победил мир, и именно оно ле­жало в основе всех действий Спасителя. Это единственное всепо­беждающее средство — любовь, которая сокрушает все препятствия на своём пути, любовь не человеческая, страстная, которая только калечит и разрушает душу, а божественная, всепрощающая и тор­жествующая, которая может быть только среди истинно-верующих людей. Одним из самых характерных признаков секты является отсутствие любви и крайняя озлобленность её членов, которые готовы буквально уничтожить всех, кто к ней не принадлежит. Также признаком секты является имитация любви, как это явлено у многих протестантов, пытающихся завернуть пустоту в привле­кательную упаковку. В России они вначале твердили о том, что прибыли с добрыми намерениями проповедовать слово Божье, но затем выяснилось, что они полны ненависти к нашей истории, к нашей православной вере. Теперь они уже не стесняются открыто насмехаться над Церковью, причём совершенно не понимая духа и сути Православия, набрасываясь на какие-то внешние проявления или же приводя совершенно примитивные, давно обоснованно отвергнутые Церковью, аргументы против основных православных догматов.

Рассуждать православно о предметах веры можно только имея любовь к Богу и ближнему. Это тот критерий, который не позво­ляет соскользнуть с верного пути. Истинная любовь, по слову апостола, не превозносится, долготерпит, не злобствует. Не навязы­вает себя всем проходящим и демонстративно не кичится своей болью и своими скорбями. Прощает и милует своих обидчиков. Ничего не требует. Никому не завидует. Любовь долготерпит… Ждёт, когда прозреют сердца, оттают души, просветлеют мысли. Без этого невозможно обращение человека к Богу. Свободная воля у всех нас, и только от неё зависит куда мы обращаем свои взоры. Бог любит и ждёт нас — Церковь земная преддверие Его небесного чертога. Мы отпадаем от Церкви в первую очередь тогда, когда отворачиваемся от божественной любви, когда гордость и злоба входит в наши сердца, когда земной расчёт заслоняет вечную исти­ну. Все отпавшие от Церкви — люди с охладевшими сердцами, утратившие возможность быть проводниками божественной любви. Или же просто безжалостно обманутые своими отпавшими пасты­рями, на авторитет которых несчастные возложили всё своё упова­ние. По-другому быть не может — в этом случае нет альтернативы. Всё остальное — канонические оправдания, разного рода обоснова­ния и требования к этому прилагаются… Они уже вторичны.

Епископ Агафангел, 1996 г.